Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Повесть «Живи и помни» написана в 1974 году и была удостоена Государственной премии. Вот как автор вспоминает об истории создания повести.
- Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего страшного человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Вали Распутина коснулось странное слово - дезертир. То первое, еще детское, впечатление отложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зернышко сюжета...
Повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая, философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке.
Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.
…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.
- Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?
Возможный ответ:…Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.
Прочитать отрывок из повести.
- Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей.
Среди людей она испытывает одиночество. Когда возвращается воин-односельчанин Максим Вологжин с войны, во время посиделок Настена «не могла ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с другими…»)
Прочитать (сцена встречи Максима Вологжина, стр. 166)
-Но героям повести предстоит пройти еще очень важное испытание. Спустя несколько месяцев после возвращения Андрея Настена поняла, что в ней теплится новая жизнь.
- Почему женщина не радуется этой вести?
Возможный ответ: Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее. Среди людей она одинока, открыться нельзя, иначе предаст мужа. Настена вынуждена еще и оговорить себя, чтобы скрыть от односельчан имя подлинного отца будущего ребенка. И если на фронте другие принимают на себя тот удар, который должен был встретить Андрей, то в тылу он тоже волей-неволей становится предателем, потому что тяжкие удары судьбы принимает здесь одна Настена.)
- Какими качествами обладает Настёна?
Настёна - очень самоотверженная женщина. Не каждый бы выдержал такого мучения, непрекращающегося суда собственной совести. Только очень жалко её: не стоит Андрей тех страданий, которые выносит Настёна. Так и не смогла она сохранить в Андрее человека.
- Как вы оцениваете её поведение?
Она вызывает восхищение. Ради спасения мужа Настёна жертвует своей жизнью и жизнью так и не увидевшего свет долгожданного ребёнка. Она всю себя целиком отдала мужу. На такой поступок способны декабристки, последовавшие в Сибирь за мужьями.
- В чём причина гибели Настёны? Можно ли было её избежать?
Настёна оказалась меж двух огней: она – одно целое со своими односельчанами, со своей Родиной, но и бросить мужа- преступника она не может, не по-людски это.
Вот и вынуждена Настёна разрываться между людьми и мужем. К какому берегу пристать, Настёна не может выбрать. Наверное, избежать этого было нельзя. Настёна оказалась в трагическом противоречии между долгом перед людьми и долгом перед мужем. Жить после этого среди односельчан она не смогла бы.
- О чем думает Настена перед смертью? Повинны ли односельчане в гибели Настены?
- Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?
Возможный ответ: Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.
- Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”?
Возможный ответ: Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.
Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.
- Как вы понимаете смысл названия повести «Живи и помни» и кому эти слова обращены? С какой целью они звучат?
Возможный ответ:В первую очередь эти слова обращены к Андрею, который погубил Настёну, вынудив её стать изменницей, предателем в глазах народа. Пусть до конца дней своих Настёна будет укором ему. Эти слова ему будто Настёна кричит в последнюю секунду. С другой стороны, они обращены к нам, читателям, как урок нравственности, как предупреждение, что жить вне общества, отдельно от народа и Родины нельзя.
Вывод: Живи и помни, каждый человек, что нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины. Без Родины нет человека.
Вывод преподавателя по уроку: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина:
В несметном нашем богатстве | А если бы все понимали, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии"
Презентация к уроку по древнерусской литературе...
Презентация к уроку литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"
Презентация к уроку литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"...
Презентация к уроку литературы по повести Дины Рубиной "Любка" ( 10 класс)
Материал для обсуждения повести Д.Рубиной "Любка"...
Презентация к уроку литературы по повести М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"
Презентация носит сопроводительный характер на протяжении всего урока по повети М.Ю.Лермонтова "Максим Максимыч"...
Презентация к уроку литературы по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие.."
Более тридцати произведений, созданных Борисом Васильевым и ставших основой более пятнадцати кинофильмов, навсегда останутся классикой русской литературы. Данная презентация может быть использована на...
Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Презентация к уроку литературы по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (8 класс)...
Презентация к уроку литературы по повести В.Кондратьева "Сашка"
Презентация к уроку по повести В.Кондратьева "Сашка"...