Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Задачи урока:

    образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;

    развивающие – научить учащихся формулировать вопросы и ответы по тексту, умение обозначить тему и цель урока, обобщать и оценивать литературный материал, способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить детей примерять высказывание к характеру героев; пробудить стремление к самоанализу,
    развивать творческие способности учащихся;

    воспитательные совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; учить добру, коллективизму, воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; воспитание любви к прошлому нашей страны расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению, обобщить впечатления от произведений Гайдара, посвященных теме детства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения

    по повести А.Гайдара "Тимур и его команда"

    5 класс

    Цель урока.

    Пробудить стремление к самоанализу, показать нравственный смысл поступков героев Гайдара.

    Задачи урока:

    образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;

    развивающие – научить учащихся формулировать вопросы и ответы по тексту, умение обозначить тему и цель урока, обобщать и оценивать литературный материал, способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить детей примерять высказывание к характеру героев; пробудить стремление к самоанализу,
    развивать творческие способности учащихся;

    воспитательные совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении; учить добру, коллективизму, воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку; воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; воспитание любви к прошлому нашей страны расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению, обобщить впечатления от произведений Гайдара, посвященных теме детства.

    Тема урока. Показать, как из маленьких добрых поступков складывается жизнь человека.

    Методы и приёмы: словесный наглядный, проблемный, поисковый.

    Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

    В ходе урока:

    -использовались самоконтроль и самооценка знаний учащихся;

    -отрабатываются навыки выразительного беглого чтения

    -развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;

    -воспитывается интерес к чтению, умение быть надёжным другом;

    -прививается умение работать в коллективе.

    Структура урока

    1.Организационный момент.

    2.Сообщение темы и цели урока учащимися в ходе урока.

    3.Слово об авторе произведения (кратко).

    4.Раздаточный материал (выборочный текст из пов."Тимур и его команда".

    5.Чтение вслух и осмысление содержания:

    -понять содержание текста;

    -найтии извлечь нужную информацию, которая характеризует поступки героев;

    -вопросы и выводы.

    6.Рефлексия.

    7.Итог урока.

    8.Оценка урока. Оценка работы учащихся.

    9.Домашнее задание.

    (слайд 1) фотография Аркадия Гайдара.

    -Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Я хочу, чтобы вы познакомились с интересным и поучительным произведением А.Гайдара.

    (слайд 2 титульный лист книги)

    -Как называется повесть? (Запись в тетрадях)

    Словарная работа.

    -Давайте вспомним, что называется повестью? /повесть - это эпическое произведение, в котором рассматриваются значимые эпизоды из жизни человека/.

    -Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой - ваш ровесник. Подростковый возраст - пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек дальше, каким он будет взрослым, будет ли он понимать своих детей.Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои - это юные и отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью.О Гайдаре я много говорить не буду, т.к. это ваша работа познакомиться с его биографией и выбрать самые интересные факты из жизни (на дом).

    А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. С малых лет он приучался к самостоятельности и рыцарству. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда свершилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война, и в ноябре 1918 года Гайдар уходит добровольцем в Красную Армию, ему было только 14 лет.

    (Слайд 3 фото из архива)

    Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии. Но тут его сразила болезнь: сказались ранения. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе и становится детским писателем.

    ( Слайды 4,5 книги и фотографии)

    -Какие произведения он написал, долго ли он жил и как жил, вы мне расскажете сами, а сегодня моя задача заинтересовать вас творчеством этого писателя, пробудить интерес к чтению.

    Перед вами тексты - это отрывки из повести (чтение вслух по вариантам и осмысление содержания).

    Работает  группа 1 варианта:

    (слайды 6,7,8,9,10 по эпизодам помощь тимуровцев)

    -Отвечая на вопросы, мы должны извлечь из прочитанного и увиденного на слайдах ключевую информацию, которая характеризует героев:

    -Как вы думаете, кто главный герой произведения? Почему?

    -Почему Тимур решил помогать семьям военных?

    -Как вы думаете, ребята с радостью выполняли поручения и почему?

    -Чем отличается Тимур от всех остальных?

    Важно отметить, что автор не отмечает возраст героя, а это позволяет читателю любого возраста представить себя на месте героя. К тому же Тимур не по- детски серьезен, почему – никому не известно. Думаю, что это тоже одна из нитей, ведущая к осознанию одной из проблем произведения: уважение к военным, к пожилым людям, маленьким детям и даже к врагам и сострадание – вот, что делает человека личностью. 
    -Как вы думаете, легко ли быть участником добрых дел? 
    Здесь необходимо натолкнуть ребят на то, что члены команды - такие же дети, как и они, для которых помощь нуждающимся – важный элемент жизни, это их служение Родине. А дела Тимура и его команды благородны и достойны подражания.

    -Как вы думаете, как сами герои относятся к своим заданиям?

    -А вы бы согласились быть членами команды Тимура? Почему?

    Работает группа 2 варианта:

    (слайды 11,12,13,14 эпизодов - чужой сад, пустое времяпровождение)

    -Отвечая на вопросы, опирайтесь на основную информацию, которая характеризует героев:

    -Как вы поняли из текста,кто такой Михаил Квакин?

    -Понравился ли вам Квакин, если "нет", почему?

    -Что говорит Квакин и его шайка про Тимура и его друзей?

    -Чем они занимаются днём и поздним вечером?

    -Два мальчика: Тимур и Мишка Квакин. Что вы можете о них сказать?

    (Тимур – олицетворение хорошего, доброго, а Мишка Квакин – злого).

    -Автор показывает двух героев-антиподов. Скажите, что между ними происходит?  (конфликт)

    Словарная работа.

    Запишите значение слова конфликт /это столкновение характеров, мнений/

    Итак, добро и зло столкнулись.

    -Кто же одержит победу в этом противостоянии? Вы узнаете, прочитав повесть“Тимур и его команда”.

    -А сейчас давайте попробуем обозначить тему урока, ваши предложения!

    Тема: Показать на базе повести, как из маленьких добрых поступков складывается жизнь человека.

    Тест

    -Как вы думаете, с какой целью я решила с вами изучить эту повесть?

    Выберите нужный ответ

    1-научить выделять главное в тексте;

    2-анализировать прочитанное, делать выводы;

    3-понимать внутренний мир героев, их поступки;

    4-умение обозначить тему и цель урока;

    5-познакомить с интересным и поучительным произведением.

    Цель урока. Пробудить стремление к самоанализу, показать нравственный смысл поступков героев Гайдара.

    -Ребята, скажите, появилось ли желание прочитать произведение "Тимур и его команда"? Даже если не у всех, всё равно прочтёте, т.к. это входит в Домашнее задание:

    1.Познакомиться с биографией А.Гайдара и выписать интересный факт из жизни.

    2.Какова тема повести и идея?

    3.Какие слова сказала Ольга Тимуру в конце повести? ("Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же").

    -Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию и по уроку в частности?

    -Мы подошли к выводу, и я хочу сказать, что литература позволяет нам не только совершать путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь.

    - Мы познакомились на уроке с героями каких годов, как вы думаете? (30-х г.г. ХХ в.)

    -Отличаются ли подростки, жившие 50-80 лет назад от сегодняшних? Есть ли между ними общее?

    -Что же изменилось?

    -Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?

    -Стали ли добрее, милосерднее, сильнее, образованнее, эгоистичнее?

    Ребята из повести - ваши сверстники, и как они, вы тоже каждый год переходите из детства во взрослую жизнь, и у каждого этот переход трудный, как любое новое состояние.

    Отрывок из повести "Тимур и его команда"

    1 эпизод

    ...Они остановились перед воротами другой дачи. И здесь на заборе была начерчена звезда. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу.

    – Качай!

    – Давай!

    – Бери!

    – Хватай!

    Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.

    К взмокшему Симе Симакову, который без передышки ворочал рычагом колодезного насоса, подбежал Тимур и спросил:

    – Вы Колокольчикова здесь не видали? Нет? Значит, он проспал. Скорей, торопитесь! Старуха пойдет сейчас обратно...

    2 эпизод

    ...Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трехлетний внук – человечек, как видно, энергичный и трудолюбивый, потому что едва бабка скрылась, как он поднял палку и начал колотить ею по скамье и по перевернутому кверху дном корыту. Тимуровец-Симаков сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу. Затем Сима понесся кругом вдоль забора, чтобы задержать на это время бабку в огороде. Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор. Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою работу четверка. Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку, положил ее на край поленницы, потом поволок туда же кусок бересты. За этим занятием и застала его вернувшаяся из огорода бабка. Вытаращив глаза, она остановилась перед аккуратно сложенной поленницей и спросила:

    – Это кто же тут без меня работает?

    Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:

    – А ты, бабушка, не видишь – это я работаю.

    Во двор вошла молочница, и обе старухи оживленно начали обсуждать эти странные происшествия с водой и с дровами. Пробовали они добиться ответа у малыша, однако добились немногого. Он объяснил им, что прискочили из ворот люди, сунули ему в рот сладкой земляники, а потом дрова покидали и опять ускочили...

    Отрывок из повести "Тимур и его команда"

    1 эпизод

    ...На Малой Овражной, позади часовни с облупленной росписью, изображавшей суровых волосатых старцев и чисто выбритых ангелов, правей картины «страшного суда» с котлами, смолой и юркими чертями, на ромашковой поляне ребята из компании Мишки Квакина играли в карты.

    Денег у игроков не было, и они резались «на тычка», «на щелчка» и на «оживи покойника». Проигравшему завязывали глаза, клали его спиной на траву и давали ему в руки свечку, то есть длинную палку. И этой палкой он должен был вслепую отбиваться от добрых собратий своих, которые, сожалея усопшего, старались вернуть его к жизни, усердно настегивая крапивой по его голым коленям, икрам и пяткам...

    2 эпизод

    Вдоль забора дома № 24 продвигалась цепочка из десятка мальчишек. Остановившись в тени, Квакин сказал:

    – Все на месте, а Фигуры нет.

    – Он хитрый, – ответил кто-то. – Он, наверное, уже в саду. Он всегда вперед лезет.

    Квакин отодвинул две заранее снятые с гвоздей доски и пролез через дыру. За ним полезли и остальные. На улице у дыры остался один часовой – Алешка.

    Свист в саду услыхали. Квакин обернулся. Свист больше не повторился. Квакин внимательно оглядывался по сторонам. Теперь ему показалось, что кусты в углу сада шевельнулись.

    – Фигура! – негромко окликнул Квакин. – Это ты там, дурак, прячешься?

    Позади, в гуще листвы, вспыхнуло не меньше десятка электрических фонарей. И, слепя глаза, они стремительно надвигались на растерявшихся налетчиков.

    – Бей, не отступай! – выхватывая из кармана яблоко и швыряя по огням, крикнул Квакин. – Рви фонари с руками! Это идет он… Тимка!

    И еще десяток мальчишек рванулись с тылу и с фланга.

    – Эге! – заорал Квакин. – Да у них сила! За забор вылетай, ребята!..

    Попавшая в засаду шайка в панике метнулась к забору. Толкаясь, сшибаясь лбами, мальчишки выскакивали на улицу и попадали прямо в руки тимуровцев. Луна совсем спряталась за тучи. Слышны были только голоса:

    – Пусти!

    – Оставь!

    – Не лезь! Не тронь!

    – Всем тише! – раздался в темноте голос Тимура. – Пленных не бить! Кто кричит? – гневно спросил Тимур. – Хулиганить мастера, а отвечать боитесь! Пленников подвели к пустой будке на краю базарной площади. Тут их одного за другим протолкнули за дверь.

    - 1 -

    – Михаила Квакина ко мне, – попросил Тимур. Подвели Квакина.

    – Ступай, – сказал тогда Тимур Квакину. – Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен.

    Ожидая, что его будут бить, ничего не понимая, Квакин стоял, опустив голову.

    – Ступай, – повторил Тимур.

    Под свист, шум и улюлюканье, спрятав голову в плечи, Квакин медленно пошел прочь. Отойдя десяток шагов, он остановился и выпрямился.

    – Бить буду! – злобно закричал он, оборачиваясь к Тимуру. – Бить буду тебя одного. Один на один, до смерти! – И, отпрыгнув, он скрылся в темноте...

    - 2 -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

    Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

    Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе

    Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...

    Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.

    Урок внеклассного чтения по повести  А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...

    Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе

    Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...

    "Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

    Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

    Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

    Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...