Главные вкладки

    "Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Жидкова Лариса Ивановна

    Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Дети войны, горьким опытом
    Вас наделила судьба»

    (Урок внеклассного чтения в 6 классе

    по повести А. Лиханова «Последние холода»)

    Разработала:

     Жидкова Лариса Ивановна,

    учитель русского языка

     и литературы  

    МБОУ СОШ №127

    г.о. Самара

    Цели урока: 

    Обучающие:

    - знакомство с творчеством писателя А. Лиханова,

    - развитие умения анализа художественного произведения;

    - формирование умения выражать  собственную   позицию,                          вести диалог;

    - развитие умения выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы.

    Развивающие:

    - развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

    - развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;

    - развитие аналитических способностей;

    - развитие творческих способностей.

    Воспитывающие:

    - воспитание любви  к личности и творчеству писателя;

    - воспитание любви к литературе и родному языку;

    - воспитание любви к чтению;

    - воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, человеческого участия. ·  

     Образовательные технологии:

    - обучение в сотрудничестве,

    - технология исследовательского обучения,

    - технология индивидуализации обучения учащихся.

    Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, КМД (коллективная мыслительная деятельность при работе малыми группами), аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, инсценировка и анализ отдельных эпизодов.

    Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение.

    Оборудование: портрет писателя А.А. Лиханова, рисунки учащихся, текст повести, тетради, запись на доске, раздаточный материал, газета «У войны не детское лицо», выставка книг «Дети и война», мультимедийный проектор.

    Эпиграф:

    Вы смотрели в глаза тех детей,
    Знает кто о войне не из книжек:
    Потерявших отцов, матерей,
    С умным взглядом невзрослых детишек?..

                                                                                                    Екатерина Кирилова.

    Предварительная подготовка к уроку: чтение повести учащимися, сбор материала для газеты «У войны не детское лицо» (расспросить близких, знакомых старшего поколения об их детстве в годы войны – какой они её запомнили и как пережили), работа над индивидуальными заданиями (биография писателя, рассказ о героях, стихотворения о войне), инсценировка отрывков из повести.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Работа над темой урока.

    1. Звучит песня. «Дети войны». И. Резник. Исполняет Т. Гверцетели.

    2.Учитель читает стихотворение.

    Дети войны, вы детства не знали.
    Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
    В страхе вы жили. Не все выживали.
    Горечь-полынь и сейчас на губах.

    Дети войны, как же вы голодали…
    Как же хотелось собрать горсть зерна.
    На зрелых полях колосья играли,
    Их поджигали, топтали…Война…

    Чёрные дни от пожаров и гари-
    Детским сердцам непонятны они.
    Зачем и куда тогда вы бежали,
    Всё покидая, в те горькие дни.

    Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
    Сколько же лет разделяло людей?
    Дети войны, как и прежде, крепитесь!
    Больше вам добрых и радостных дней!
     («Дети войны» Светлана Сирена).

    3. Беседа по вопросам.

    - Какому событию и кому посвящены строки стихотворения Светланы Сирены?

     (Великой Отечественной войне, детям, пережившим это страшное время).

    - Что вы знаете об этой войне? (1941-1945гг, война с фашисткой Германией, 70 лет Победы).

    - Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

    - Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Дети и война)

    - Какие книги о Великой Отечественной войне, героями которых были дети,  вы читали? (Ответы детей).

    Оценить ответы в листках самооценки.

    4. Выставка книг «Дети и война».

        Перед нами выставка книг о Великой Отечественной войне. «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги», –  сказал Ю. Олеша. Мне бы хотелось, чтобы книги, выставленные здесь, оказались и на ваших личных «золотых» полках. (Знакомство с книгами).

        Среди этих книг есть книги А. Лиханова: «Обман», «Благие намерения», «Высшая мера», «Мой генерал», «Последние холода».  Эта лишь небольшая часть произведений, которые написал А. Лиханов. Главные герои его произведений – подростки, взрослые люди разных профессий: учителя, библиотекари, врачи, геодезисты, военные.

    - Что вы узнали об Альберте  Лиханове?

    5. Биография  Лиханова А. А. 

    Рассказывают два ученика (биографы). (Презентация).

    Первый ученик.  Родился А. Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. « Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», –  вспоминал А. Лиханов.

    Второй ученик. Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.

       Писатель вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, вера, справедливость.

    Учитель. (Презентация). Свой литературный путь А. Лиханов начал с журналистики: в течение 13 лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена».

        Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

        А. Лиханов удостоен Международной премии имени Горького, Государственной премии России, Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской, премии Ленинского комсомола, премии Януша Корчака (польского мыслителя, педагога, врача, антифашиста, участника войны, писателя).

        Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это признание? (Ответы учащихся).

        Его главная тема и главная боль – судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идёт ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…

       В 1987 г. по его инициативе у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация.

       А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почётного, но трудного поста и сегодня.

       Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям- инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.

        Книги Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное.

         Да, много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всем этом повесть «Последние холода».

    И сегодня мы поговорим о ней.

    6. Беседа о повести и её героях.

    Повесть была написана в 1984 году, почти через 40 лет после войны.

    - Ваше первое впечатление об этом произведении?

    - О чём эта повесть? (Эта повесть о том, как люди жили во время Великой Отечественной войны в тылу).

    - В чём нас убеждает писатель? Над чем заставил нас задуматься? (Ответы учащихся).

    -  Вы правильно определили, о чём эта повесть. Это повесть о том, как люди жили во время войны в тылу, как трудно и голодно жилось детям во время ВОв, голод – это страшно. Да, война – это трагедия. Это кровь, смерть, слёзы, голод.

    - От чьего имени ведется рассказ? (От имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство)

     Оценить ответы в листках самооценки.

    7. Работа в группах. 

    Учитель. Теперь остановимся на конкретных судьбах героев. Подготовьтесь на заданную тему по определённому плану («Жизнь Коли и его семьи в эвакуации», «Судьба Маши и Вадима»). (Приложение 1).

    8. Выступление 1 группы.

    Учитель. Коля воочию увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, - это невозможно забыть.

         Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

    -Что мы узнаем о Вадике и Маше?

    9. Выступление 2 группы.

    Учитель. Итак, ребята, мы будто побывали в том далёком военном времени и увидели, каким тяжёлым грузом ложились на плечи война. Она не щадила ни старых, ни малых.

    - Как автор создаёт картины того времени (передаёт дух времени, атмосферу)?

    10. Работа с текстом.

        Представьте себя на их месте. Ведь у вас сейчас есть всё? Жутко? Да? Война ломала и закаляла характеры людей. Война отняла у детей детство.

    - Согласны ли вы с тем, что война и «закаляла»? (Ответы).

    - Какими примерами вы можете подтвердить эту мысль? (Ответы учащихся: на примере семьи Русаковых).

    - Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли? Обратимся к словарю. Как вы свяжете эти слова с Колей. (Коля задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Коля называет Владика благороднейшим человеком, так как понял, какую тяжесть взвалил этот мальчик на себя. Ему стыдно перед Вадиком. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такое чувство появляется не вдруг, его нужно воспитывать в себе, преодолевая боязнь и страх.)

    - Как вы считаете: взрослость – это годы или состояние души? Что сделало подростка Вадима взрослым? (Чувство ответственности за сестру и мать).

    - А как вообще к людям приходит взрослость? (Когда они совершают поступки).

    11. Работа в группах.

    Учитель. Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел, ведь он учился лишь в 3-м классе? Подтвердите текстом повести, показ инсценировок.

    Ответы учащихся (Не говорил маме про шум в ушах: беспокоился за её спокойствие. Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму. Диктует письмо Маше. Коля несёт письмо для матери ребят в тифозный барак. Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: «Как тебе не стыдно!»). Инсценировка эпизодов (Решение отдать куртку. Маша под диктовку Коли пишет письмо маме. Разговор Коли с мамой о дружбе с Вадимом).

    Учитель. Да, вы правы, ребята, ребёнок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя. В этом весь Коля, это поступки взрослого человека. Об этом же стихотворение «Мужчина» В. Берестова, у которого кстати детство тоже пришлось на военное время.

    12. Чтение стихотворения учеником.

    Перекликается ли оно с повестью А. Лиханова «Последние холода»?  Какова тема стихотворения? (Да. Тема взросления).

    Оценить ответы в листках самооценки.

    13. Работа над текстом произведения.

    Учитель. Обращаемся снова к произведению.

    - Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло? (Ответы).

    14. Чтение отрывка учителем.

    - Прочитаем последние страницы повести, чтобы поточнее ответить на этот нелёгкий вопрос (от слов «… В общем, я пришёл к ним в сумерки», кончая словами «…как в самом начале войны»).

    (В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом»).

    - Почему в эти тяжкие годы всё-таки удавалось спасти детей от голодной смерти? (Ответы учащихся).

    Учитель. Да, действительно, детей подкармливали все, кто мог: дополнительное питание в столовых; помогали учителя в школах; бойцы отдавали свои пайки; на рынках торговки закрывали глаза на голодных воришек; жмыхом делились рабочие маслозавода. Словом, держались друг за дружку, вот и выдюжили!

    - Почему книга называется «Последние холода»? (Кончилась война. Стаял снег. Пришла весна).

    Учитель. Наступила весна. Всё возрождается к жизни. Давайте посмотрим, с каким мастерством автор выписывает через картины природы возрождение жизни: надежду.

         Книга носит автобиографический характер. Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? Прочитайте его.

    («Ну вот, –  сказала негромко  Анна Николаевна, – война кончилась…Понимаете?...»)

    15. Творческая работа.

    Учитель. Как вы считаете, ребята, донёс писатель А. Лиханов завет своей учительницы не забывать войну, не забывать, что пережили дети? Донёс ли он её слово-предупреждение до нас? (Конечно, да. Он стал писателем, пишет о детях того поколения, трудностях, которые они пережили).

    - А почему нельзя забывать об этом трудном, тяжёлом времени?

    Поразмышляйте, не торопитесь с ответом. Запишите ответ, опираясь на ключевые слова: моя Родина, наша история, военное время, голодные дни, слёзы, погибшие отцы, светлое будущее.

    Ребята зачитывают ответы.

    Оценить ответы в листках самооценки.

    Учитель.

       Ребята, мы пришли к правильным выводам: вся прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны её знать, причём не только победные страницы, но и горькие дни поражения, страдания, голод.

       И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде.

        Мы должны помнить, что без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Священная память должна быть у каждого из нас. Спасибо вам, друзья, за умные и добрые мысли, которые пробудила в вас повесть «Последние холода».

        Много лет прошло с того страшного дня, когда началась война, а мы вновь и вновь обращаемся к военной теме, к нашему прошлому.

    16. Ученик читает стихотворение  В. Шамшурина «Война прошлась по детским судьбам грозно»:

    Война прошлась по детским судьбам грозно,
    Всем было трудно, трудно для страны,
    Но детство изувечено серьёзно:
    Страдали тяжко дети от войны.
    Нужны были и смелость и отвага,
    чтоб жить под оккупацией врага,
    Всегда страдать от голода и страха,
    Прошла где неприятеля нога.
    В тылу страны нелёгким было детство,
    Одежды не хватало и еды,
    Страдали от войны все повсеместно,
    Хватило детям горя и беды.

        Скажите, а многие ли из вас знают о военном детстве своих прабабушек, прадедушек, знакомых, соседей?

       Некоторые ребята подготовили материалы к сегодняшнему уроку, которые доказывают, что пережитое нашим народом, детьми, в частности, во время Великой Отечественной войны, это не выдумка писателя, а жестокая правда жизни. Обратите внимание на нашу газету, в которой размещены рассказы близких, родных, знакомых, соседей ваших одноклассников. Я прошу познакомить нас с тем материалом, который был собран вами, ребята.

    17. Учащиеся выступают с сообщениями.

        Спасибо вам, ребята, за эти работы. Слушая ваши рассказы, я подумала о том, что вы тоже выполняете наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни слёз, ни трудностей жизни уходящего поколения, чтобы не оборвалась ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в наших душах добрые, умные мысли и чувства. Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку взрослее. Помните, у Альберта  Лиханова есть замечательные слова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нет у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем».

    - Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

     IV. Заключительное слово учителя. 

     И на сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость своих предков.

    Звучит песня Е. Плотниковой о победе в исполнении группы «Мультикейс» «И всё о той весне увидел я во сне».

    Оценки за урок.

     V.  Домашнее задание. Напишите, пожалуйста, от имени Коли письмо Вадиму и Маше.

    Лист самооценки

    Ф.И., класс

    1. Беседа по вопросам.

    2. Беседа о повести и её героях.

    3. Работа в группах

    4. Работа над текстом произведения

    5. Творческая работа

    Приложение 1. «Жизнь Коли и его семьи в эвакуации».

    План.

    I. Коля – главный герой повести.

    II. Жизнь Коли.

    1. Как жилось Коле?

    2. К чему он привык, находясь рядом с мамой и бабушкой?

    3. Какое слово употребляет писатель, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки, спасающих ребёнка от голода?

    4. Когда мальчик по-настоящему ощутил, что такое война?

    5. Как автор передаёт душевное состояние героя?

    III. Ваше отношение к герою.

    Второй ученик. «Судьба Маши и Вадима».

    План.

    I. Маша и Вадим – герои повести.

    II. Дети, попавшие в беду.

    1. Почему дети попали в беду?

    2. Как они кормились? Кто такие шакалы?

    3. Что сделал для них Коля?

    4. Какие черты характера помогли брату и сестре выжить?

    III. Ваше отношение к героям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

    Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

    Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

    Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

    "Война - не женское дело" (внеклассное чтение по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие"

    Урок внеклассного чтения помогает раскрыть женский героизм в годы войны....

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

    Внеклассное чтение по повести А. Лиханова "Последние холода"

    Предлагаемый материал разработан для самостоятельной подготовки учащихся 6 класса II отделения школа II вида  к уроку внеклассного чтения по повести Альберта Лиханова "Последние холода"...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе: А. Лиханов «Последние холода» «Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба».

    Основной целью внеурочной учебной деятельности стало постижение произведений классической направленности русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв. Основными задачами...

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»

    Знакомство учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявление специфики изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказательство главной мысли писателя: даже в нечеловеческих усло...