Внеклассное чтение по повести А. Лиханова "Последние холода"
методическая разработка (6 класс) на тему

Дорофеева Людмила Михайловна

Предлагаемый материал разработан для самостоятельной подготовки учащихся 6 класса II отделения школа II вида  к уроку внеклассного чтения по повести Альберта Лиханова "Последние холода". 

Этот материал поможет учащимся осознанно понять текст и сделать вывод о прочитанном. (Повесть А. Лиханова «Последние холода» автобиографическая. Герой не по-детски описывает каждое своё душевное движение, всякое чувство и мысли, которые вызваны собственными поступками или реакцией на них окружающих. Предмет изображения автора – история души. Так в самом  начале повести Вадим видится Коле жалким и презренным «шакалом», который выпрашивает у ребят в детской столовой остатки супа и ворует с подноса девочки кусочек бесценного хлеба. Но когда он ближе познакомился с этим «шакалом», узнал о несчастьях этих занесённых войной беженцев, то ему открывается, что не судить он должен, а проявлять милосердие. Автор доказывает читателю, что обязательное условие быть счастливым - это иметь способность сострадать и любить, получать радость от своих добрых дел.)

Он способствует развитию умений грамотно и полно отвечать на вопросы, предупреждая речевые и грамматические ошибки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Повесть Альберта Лиханова «Последние холода», 1984 год

1. Кому посвящает свою повесть автор? Когда, по вашему мнению, происходят события, описанные в повести? Почему ту пору своей жизни автор называет счастливой и горькой? Как звали его учительницу начальных классов? В чём, по мнению автора, была особенность её характера? Как действовали на ребят её слова, которые она повторяла сама себе? Чем стали её слова для автора? Как учительница прививала ученикам старания? Почему в то время ценилось начальное образование? Чему удивлялись ребята, опрашивая  родных  об их образовании?

2. Какие талоны получил мальчик (автор повести) после весенних каникул? Какой шёл год? Что переживал он в это время (предчувствие радости и тревога за отца)? Где должен был пообедать мальчик? Какой казалась ему эта столовая? Какое поведение мамы толкало мальчика на эти представления о столовой? Как вёл себя мальчик, когда мама говорила о его физическом состоянии? О чём он не рассказывал маме? Какое ощущение не покидало мальчика?

3. Где очутился мальчик, войдя в столовую? Куда вела очередь? Чем заполнилась мальчику тётка в окошечке раздевалки? Для кого была устроена столовая? Как в столовой выдавали еду? Была ли еда для всех одинакова? За какой столик сел мальчик? ( Кто уже сидел за столиком?) Какая еда полагалась мальчику? Почему не очень - то вкусным вышло дополнительное питание? Кто и почему во время еды обидел мальчика? Что ещё наблюдал мальчик во время еды, но не понял смысла происходящего?

Словарь: шакал – здесь: человек, не имеющий чести

4.Почему на следующий день мальчик пошёл в столовую не сразу после уроков? Почему тётя Груша сказала не раздеваться? Почему в столовой было холодно? Как он ел овсяный суп? Кто появился напротив мальчика? Как выглядел этот мальчик и о чём он попросил? Что он (пацан) сделал, когда  доел суп мальчика? Кто был с этим пацаном? Почему мальчик украдкой разглядывал детей? Какую сцену ещё наблюдал мальчик? Как вела себя большая девочка? Что вдруг понял мальчик? Кто были эти шакалы, про которых говорили вчера гладкие парни?

Словарь: пацан - парень, мальчик

5.О чём думал мальчик, когда возвращался  домой? К какому заключению пришёл мальчик? Что положил он в портфель?

6.Почему назавтра ребят отпустили из школы после четвёртого урока? Почему в этот день в столовой не хватало мест? Кого хотел увидеть мальчик? Кто влез в очередь? Как мальчик относился к таким парням? Какие законы царили в шайках? Какой суп ел в этот день мальчик? Почему мальчику досталось удобное место ( Что он мог видеть?)? Какую сцену он увидел? Как вели себя при этом парни из шайки? Как мальчик постарался успокоить детей, сидевших с ним за одним столом? Что подтвердила девочка с веснушками? Чему она учила ребят? На кого был похож желтолицый, когда его в столовой заметил мальчик? Что сделал желтолицый? Почему он выскочил из столовой? Как тётя Груша защищала шакала?

7.Что решил сделать Нос? Свидетелем чего оказался мальчик? Как вела себя банда? Как вёл себя желтолицым? Чем закончилась драка между Носом и желтолицым?

8.Какие чувства боролись в душе мальчика к желтолицему? Что случилось с желтолицым сразу после драки? О чём подумал мальчик? К кому он обратился, чтобы спасти желтолицего? Почему, по мнению мальчика, тётя Груша говорила какую-то чепуху? Какую помощь сначала оказала тётя Груша, спасая желтолицего? Чем поразило мальчика лицо тёти Груши в этот момент? О чём он сожалел? Чего не мог понять мальчик, глядя на желтолицего?  Что узнал мальчик из разговора тёти Груши с желтолицым?

9.Как звали желтолицего и его сестру? Куда пришли ребята? Какое письмо стала писать Марья маме? Почему дети обманывали маму в письме? Что они скрывали от мамы? ( Что потеряла Марья?) Почему они скрывали это и от знакомых? Как, по вашему мнению, дети относились к маме?

Словарь: шифонер - шкаф для одежды;  эвакуированные люди, которых вывезли из местностей во время военных действий

10.Почему мальчика тянуло к желтолицему? О чём вели разговор брат с сестрой? Что почувствовала девочка по дороге? Что почувствовал мальчик, когда понял, что Марье плохо? Как повел себя Вадим? Из какого города были эвакуированы дети? Какая погода была в этот день? Какое чувство он испытал от этого? О чём он думал? Куда пришли дети? Чем болела их мама? Что велел Вадим сестре и мальчику? Какие были действия Вадима, когда он вернулся к ребятам? Какое самостоятельное решение принял мальчик? Когда Вадим попросил у него куртку?

Словарь: бараки временные, быстро возводимые, дешёвые строения 

11. В чём уступил мальчик Вадиму? О чём только он попросил ребят? Кто оказался дома? Что узнала бабушка от внука? Что пришло в голову мальчику, когда он смотрел на ребят из окна своей квартиры?

12.Что ответила бабушка на просьбу внука? Что стала готовить бабушка? На какой поступок решился мальчик? Из чего готовилась завариха? Как мальчик забрал свою куртку из дома? За каким делом  застала детей мама мальчика? Что подумала мама о своём сыне? Что огорчило мальчика в поведении мамы? Почему мальчику было важно убедить маму в правильности поступка? Убедил ли он маму? Как мама обратилась к ребятам? Почему мама поругивала мальчика? Как вела себя бабушка, когда Вадим и Марья пришли домой к мальчику? Как ребята ели завариху? О чём подумал мальчик, когда отметил муть в глазах ребят? Что стало с ребятами, когда они поели?

Словарь: сдрейфил - струсил; облопошили-обманули

13.Какой вывод сделала бабушка, когда дети мгновенно уснули после еды за столом? Что не знал о ребятах мальчик? К какому выводу пришли мама и бабушка, рассматривая одежду детей? Зачем маме были нужны школьные тетради детей? Какие тетради были у Марьи? Какая фамилия была у детей? Что понял мальчик по маминым глазам? Какую ситуацию представил себе мальчик? Что готова была сделать бабушка для этих детей? Что решительно сказала мама?

Словарь: тиф - инфекционное заболевание

14. Отчего все пропустили уроки? Чему были удивлены Марья и Вадим? Как объяснил Вадим сестре их состояние? Что вы узнали про отца детей? Почему Вадим не остался дома у мальчика, хотя учился в школе во вторую смену? О каком решении сообщил он мальчику? Что плохого подумал  мальчик о Вадиме? Какой позорный для себя вопрос задал он Вадиму? Что ответил ему Вадим? Каким стал Вадим в глазах мальчика? С кем сравнил себя мальчик?

15.Почему Вадим в этот день пропустил школу? Что ещё узнал про Вадима мальчик? (Где ещё он выпрашивал еду?) Какие самые добрые люди были для Вадима и почему? Куда привёл Вадим мальчика? Что сказал Вадим про местных ребят? Что просили местные ребята у извозчика, который выезжал с маслозавода? На кого не обратили внимания местные мальчишки? Дал ли хромой жмыха Вадиму? Что потребовал от Вадима рыжий мальчик? Чем пригрозил этот пацан Вадиму? Как обзывали пацаны Вадима и мальчика?

Словарь: военная комендатура -  основной орган управления комендантской службой в вооружённых силах СССР; дезертир –  человек, который самовольно оставил место военной службы или уклонился от призыва на военную службу

16.О каких вечных вопросах думал мальчик? ( о щедрости и жадности, о доброте и злобности) Чем Вадиму приходилось расплачиваться за голод? Как Вадим ел жмых? Что ещё грыз Вадим? Почему Вадим не думал о девчонке, у которой отнял хлеб? Что рассказал Вадим о шпане? Как шпана напала на офицера и что с ним стало?

17.Почему мальчик верил Вадиму, зная его лишь второй день? Чем он поражал мальчика?

18.Куда пришли ребята? На кого зачарованно смотрел мальчик? Что они искали на рынке? Какой хитростью пользовался Вадим в молочном ряду? Нашли ли они в этот день картошку под прилавком? Что вы узнали о нищенке? Почему нищенка спросила у ребят, отнимут ли они у неё морковку?

19.Куда пришли ребята после рынка? Каким словом определил мальчик обстановку в комнате? Почему комната выглядела нежилой? Что висело на стене? Что положил Вадим на стол? Как Вадим помог понять мальчику, что делало комнату нежилой? Что рассказал Вадим о своей маме? Что вы думаете о маме рассказчика? С чем сравнивает мальчик жизнь Вадима?

20.Куда пошли ребята? Что придумал мальчик, чтобы Вадим не шакалил в этот день? Что хотел выяснить мальчик у Вадима? Каким вопросом сестры смутился Вадим? Какую новость рассказала сестра? Почему Вадим стал переживать за свою маму? Что получила Марья от своей учительницы? Как Вадим вошёл в столовую в этот день?

21.Какие планы на этот день были у мальчика? Какое приключение вышло в столовой? Чем могла закончиться для Вадима эта драка? Что Вадим и Марья чувствовали к тыквенному парню после его ухода из столовой? Над какими вопросами задумался мальчик?

22.Что нужно было сделать, чтобы почувствовать сладкий вкус весны? Какой своей научной мыслью поделился Вадим с ребятами? Как тыквенный парень отомстил Вадиму? Что произошло с мальчиком и Марьей по дороге на почту? Как Марья успокаивала мальчика? Какое имя было у мальчика?

23.Какое письмо сочинил Коля для мамы Вадима и Марьи? Как  Коля преодолел страх перед проходной тифозных бараков? Что можно было передать больной маме кроме письма? Почему у Коли перехватило горло?

24.Когда приходит взрослость к маленькому человеку? Что надо помнить взрослым?

25.Что помогло Коле лучше понять Вадьку? Какой приговор услышал он от чёрной тетки? Какое чувство не покидало Колю? Что он думал о чёрном цвете? Как Марья прервала грустные мысли Коли? Почему Коле было трудно понять смысл высказываний ребят? Что узнал Коля о Владьке от Марьи и их отношениях между собой? Как, по словам Марьи, голод действует на людей?

26.Чем прекрасно детство? Сколько ещё событий предстояло пережить Коле в этот день?

27.Чем занимались Коля и Марья, когда вернулись домой к мальчику? Какой ужин готовила бабуля в это время? О чём подумал Коля, когда, придя домой, мама строго посмотрела на него? В каком состоянии вернулся домой Вадим? Что он хотел узнать от мамы Коли? Чем был заполнен портфель Вадима? Как Вадим рассказал об отношении директора и учителей к нему? Что ещё предложил директор Вадиму с сестрой? Каким голосом и что ответила на это предложение Марья?

Словарь: трофейные – имущество, захваченное у противника; бациллы – микробы; ходатайствует – просит, обращается с просьбой к официальным лицам, учреждениям

28.Почему Вадим приказал Марье собираться домой, когда бабушка поставила на стол еду? Как поступила мама Коли? Почему  мама заговорила про баню? Как Марья рассказала о посещении бани и своих переживаниях во  время мытья в мужском отделении?

29.Почему мама не отпустила Колю проводить ребят домой? Что стала допытываться мама у сына? Что сказал Коля маме? В чём упрекнула мама Колю? Какой вывод сделала она из разговора с сыном? Что крикнул Коля маме? Отчего его колотило?

30.Что хотелось автору, чтобы знали взрослые? Какое сравнение находит он для детской души?

31.Почему у Коли не вышло дружбы с Вадиком и Марьей? Как вели себя ребята в столовой? Какой была весна в тот год? Что передала мама Коли о самочувствии мамы ребят? О чём подумал Коля, когда увидел свою маму плачущей? Кого хотела навестить мама Коли? Как вела себя мама в комнате ребят? Почему её поведение удивило Колю? Что вы узнали о военной хитрости бабушки с сахаром? Что подумал Коля про ребят, когда он уходил от них с мамой? Что произошло с мамой, когда они вышли на улицу?

Словарь: Левитан –  Юрий Борисович Левитан, диктор Всесоюзного радио; всего за годы войны прочитал около 2 тысяч сводок с фронта

32.Как Коля узнал об окончании войны? Что чувствовали люди на улице? Что происходило на улице? Что творилось в школе? О чём просила всех учеников Анна Николаевна? Помнит ли новое поколение людей нашей страны о страшных днях той войны? Зачем нам надо всегда помнить об этом?

33.Когда пришёл Коля к ребятам? Что его смутило? Что он разглядел в сумерках в комнате? Каким увидел Коля Вадима? Что он ему сообщил? Что никак не хотел понимать Коля? Куда должны были отправиться дети после смерти мамы? Что такое сказал Вадим Коле, что тот никогда не забывал его слова?

34.После чего Коля понял, что значили слёзы его матери в день посещения Вадима и Марьи? Как прошла последняя встреча Коли с Вадимом в детдоме? Как за это время изменился Вадим?

35.В какой класс пошёл Коля осенью? Что изменилось в нём? Почему Коля спокойно обедал в столовой, ничего не думая о мальчишке, который неожиданно возник перед ним? О чём попросил тот мальчик? Что сделал Коля?

36. О чём ещё раз напоминает нам автор повести и просит не забывать?

37.  На основе каких событий написана эта повесть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...