Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Харламова Ирина Станиславовна

    Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Kak_sotvorit_chudo.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 «Как сотворить чудо?»

    Урок внеклассного чтения в 6а классе.

    Цели:

    • Пробудить у учащихся желание познакомиться с другими произведениями А. Грина, заинтересовать их личностью писателя.
    • Убедить подростков  в необходимости «делать чудеса своими руками».
    •  Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками, продолжить формирование культуры работы с книгой.
    • Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.

    Подробный конспект урока.

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. Вступительная беседа:

    Слайд №1.

    Сегодня на уроке я зажгла свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, а ещё в память об изумительном человеке, «последнем романтике 20 века».

    Включить звуки океана.

    Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каверна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

    А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт  такие слова:

    Слайд №2.

    Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину.

    Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

    Итак, знакомьтесь – Александр Грин.

    Слайд №3

    - Как вы думаете это русский или зарубежный писатель?

    - В какое время, в какой стране жил?

    - Что это за чудесная страна ГРИНЛАНДИЯ?

    На эти вопросы нам ответят ребята – биографы.

    Слайд №4.

     Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала как сына экипажа.

    3. Выступления учеников. Рассказ о биографии писателя.

    Слайды № 5-8.

    4. Слово учителя:

    Слайд № 9.

    Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

    Слайд № 10.

    Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

    Слайд №11.

    Он сам назвал своё произведение феерией. Волшебное, сказочное действие.

    5. Тест. Проверка домашнего задания.

    Слайды № 12-13-14-15.

    Работу над произведением мы начнём с проверки домашнего задания - тест на знание текста:

    1. Кто такой Лонгрен?
    2. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?
    3. Кто такой Эгль?
    4. Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?
    5. Что сделал маленький Грей из солидарности к служанке Бетси?
    6. Название корабля, который купил капитан Грей?
    7. Первый подарок Грея Ассоль?

            8.    “Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!”

             9.    “У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа”

    10.    “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру”

    11.    “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею”

    12.    “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.

    Ответы:

    1. Отец Ассоль, матрос.

    2. Он стал делать игрушечные корабли.

    3. Собиратель сказок. Ассоль думала, что он волшебник.

    4. Артура Грэя.

    5. Обварил руку.

    6. «Секрет».

    7. Кольцо.

    8. Лонгрен.

    9. Мария, жена Лонгрена, мама Ассоль.

    10. Ассоль.

    11. Лонгрен.

    12. Грэй.

    Подсчитайте баллы и заполните  лист самооценки.

         12 – 11 – «5»

        10 – 8 -  «4»

        7 - 5 - «3»

    6. Анализ произведения.

    Давайте вспомним главных героев и составим кластер:

    Мы объединим жителей Каперны и Лонгрена в одну группу, а об Ассоль и Грэе поговорим отдельно.

    7. Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

    Основные правила работы:

    Чётко формулировать свои мысли.

    Высказывать свою точку зрения.

    Не перебивать друг друга.

    Активно участвовать в обсуждении.

    Любое высказывание подтверждать текстом.

    Учитель раздаёт задание группам.

    Во время подготовки слайд № 16. Видеоклип на песню «Ассоль».

    Выступления детей. Анализ эпизодов. Характеристика героев.

    Слайд № 17-18-19.

    Жители Каперны.

    1. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

    2. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

    Слайд № 20. Фрагмент фильма. Во время выступлений 21-24.

    Ассоль.

    1. Расскажите о детстве девочки.

    2. Автор использует оригинальный ход при описании внешности Ассоль. Какой и зачем?

    Слайд № 25, 26 (фрагменты фильма). Во время выступления 27-33.

    Грэй.

    1. Два эпизода детства Грэя связаны с картинами. Расскажите с какими. Что можно сказать о характере мальчика?

    2. О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?

    Дополнительные вопросы:

    • - Почему Лонгрен сторонился земляков?
    • - Какой была Мария, его жена?
    • - Почему не помогли ей в трудную минуту?
    • - Почему она умерла?
    • - Как поняли, почему Лонгрен  не помог утопающему  Меннерсу?
    • - Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?
    • - Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни?
    • - Что её отличает от них?
    • - Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?

    Грэй.

      -  Что же было главным в характере Грэя? Мы неслучайно так подробно остановились на становлении характера Грэя. Этот мальчик достоин уважения.

    Как вы считаете – почему?

    7. Итог:

    Слово учителя.

    - Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Именно таким был Грэй.

    Слайд №34. Просмотр финальной сцены.

    Вопросы классу:

    - Случайно ли название шхуны «Секрет»?

    - Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

    - Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

     

    (Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

    - Как и какое чудо сотворил Грэй?

    8. Рефлексия. Слайд №35.

    Синквейн.

    Темы: Ассоль, Грэй, «Алые паруса», Александр Грин.

    9. Домашнее задание. 

    Письменно ответить на вопрос: «А какое маленькое чудо я совершил или могу совершить?»

    10.  Оценивание по листку самоконтроля.

    11. Слайд № 36. Просмотр видеоролика «Рисование песком».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

    Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

    Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

    Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

    Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе

    Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...

    Цикл уроков внеклассного чтения по повести Т. Майн Рида "В поисках белого бизона, или Мальчики-охотники с берегов Миссисипи" (проектная деятельность учащихся на уроке)

    Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения. Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему...

    Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

    Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...


     

    Комментарии

    Харламова Ирина Станиславовна

    Уроу получился интересным: тест, работа в группах, красивая презентация.