Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Uroki_nravstvennosti.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Чистые камушки»

Цели урока: 

пробудить интерес к творчеству А. Лиханова;

расширить читательский опыт учащихся;

заставить задуматься над нравственными ценностями человека;

способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами,  магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя  (приложение 1)

1. Организационный момент (слайд 1)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые, я рада приветствовать вас на уроке творческого чтения.

Этот урок мне хочется начать с необычного задания для вас, расшифруйте словосочетание

Икшумак  еытысич  (слайд 2)

-- Так как вы думаете, о каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(о повести Лиханова «Чистые камушки») (слайд3)

2. Постановка целей урока

Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами еще раз в мир детства Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим

Дерево нравственности  (приложение 2)

-- Кстати, а что такое нравственность?

(зачитать определение и закрепить на доске) (слайд 4) (приложение 3)

-- Ребята, что по вашему мнению будет  являться корнем нашего дерева

(творчество А. Лиханова)

-- Давайте откроем тетради и запишем

Альберт Лиханов

Знаю                                                                                                            Узнал

Заполните первую колонку в тетради

--  Итак, что вы знаете о писателе Лиханове? (слайд 5)

--  Послушайте сообщение и  после этого заполните 2 колонку таблицы

В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы  бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6)  Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.

А. Лиханов вспоминает

«Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь – топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле – жизнь! Разве это забудешь!»

А. Лиханов – это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Считается, что поколение Лиханова – дети, пережившие войну – счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое?

Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

- Если в тебе есть талант – твори!

- Влекут тайны океана, учись!

- Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!

- Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей?

( слайд 7) Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

(слайд8)   В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд – первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт «№ 707». На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

( слайд 9) В состав СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки – истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.

 (слайд 10) Работая в журнале «Смена», Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани – Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка. Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена. Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела.

Истинное призвание А. Лиханова – ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью.

-- Да, корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что на ваш взгляд станет стволом дерева, его основой

( Повесть «Чистые камушки»)

-- давайте вместе с вами попробуем подобрать эпитеты к слову «чистый» (слайд11)

(чистые руки, чистый понедельник, чистая совесть, чистые мысли)

3. Анализ повести

-- Конечно же наш разговор пойдет о повести « Чистые камушки» (слайд 12)

Многие критики считали, что в основе всего творчества Лиханова  находится именно эта повесть .

Время, быт – все в повести изображено точно и зримо. Возвращение живых и искалеченных войной победителей – суть «Чистых камушков». И автор ни в чем не хитрит, обращаясь к юному читателю, человеку другого времени, другой эпохи, когда показывает  жизнь такой, какой она была в те годы.

Давайте вспомним главных героев повести

( Михаська и Сашка )

Итак, обратимся к первым строкам повести.

1. первая встреча с Савватеем.

-- вспомните , как еще называли Савватея?

(Николай третий, шакал)

-- какой день для Михаськи стал самым тяжелым и почему?

-- А какой день ждал Михаська с нетерпением?

(страшный день для Николая3)

-- какие способы мести придумывал Михаська? Как это его характеризует?

(Михаська – борец, никогда не отступающий перед трудностями, решительный в своих поступках)

--какой лепесток будет первым на нашем дереве?

(решительность, смелость)

Итак, человек должен быть решительным. (слайд 13)

2.Счастливые минуты в жизни Михаськи

-- Назовите самые счастливые минуты в жизни главного героя

(приезд с фронта отца, отдых у ручья с чистыми камушками)

-- зачитайте описание ручья. В этом описании встречаются и прошлое, и настоящее и будущее. Попробуйте найти эти строки

(воспоминание – хорошо и ясно тогда было; настоящее – прозрачные и чистые камушки в ручье; будущее – снова подумал про Сашку)

-- с чем ассоциируются у вас чистые камушки в ручье, посмотрите на доску

(чистота помыслов) (слайд 14)

3. Встреча с инвалидом; заработок отца.

-- вспомните встречу Михаськиного отца с инвалидом. Как Лиханов показывает нам, что этот человек героически сражался на фронте

(офицерский мундир, медаль «За отвагу», гвардейский знак)

-- чем занимался инвалид?

-- откликались ли прохожие на просьбу этого человека. Докажите.

(в его пилотке лежали монеты, а порой кто-то клал и бумажные)

-- знаком ли был бывший солдат с отцом Михаськи?

( да, он называл его по фамилии, они вместе воевали)

-- откликнулся ли на просьбу сослуживца отец Михаськи?

-- как отнесся к поступку отца Михаська ?

(Михаська осуждает отца)

-- за что?

( несмотря ни на что необходимо помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации нужно быть милосердным)

-- какую цель поставил отец Михаськи после того, как пришел с фронта?

(построить дом)

-- что для этого он стал делать?

(вначале паял тазы и ведра хозяйкам)

-- какой случай возмутил Михаську?

-- Какие качества характера не увидел Михаська у своего отца?

(сострадание, милосердие) (слайд 15)

4. Спор Сашки и Михаськи.

-- из-за чего разгорелся спор между друзьями?

(кто смелее)

-- что решили сделать ребята

(пройти по тротуару около собак Фроловой)

-- в чем обвинял дрожащий от страха Сашка Михаську?

(в том, что его мама продает на базаре конфеты, те занимается спекуляцией)

-- поверил ли Михаська Сашкиным словам? Почему?

(родители всегда учили его жить честно, справедливо)

-- из - за чего получил пощечину Михаська от матери?

(стер двойки, те обманул)

-- чему учила всю войну мать Михаську?

(быть честным)

-- так против чего бунтовал Михаська?

(против того, что родители, которые всегда учили Михаську  быть честным, справедливым, сами , по мнению Михаськи жили совсем по-другому)

Итак, человек должен жить честно, справедливо. (слайд 16)

5. Решающая встреча Михаськи с Савватеем.

-- вспомните решающую встречу Михаськи с Савватеем.

-- чего, по мнению Михаськи боялся Савватей больше всего?

(оружия силы)

-- что больше всего обидело Михаську?

(предательство Сашки)

-- что подтолкнуло Михаську к решающему поступку?

(он вспомнил альбом, сожженную куртку, грязную лапу Савватея, Сашку)

-- для чего все же решился Михаська на этот серьезный шаг?

(зачитать)

Какой лепесток мы прикрепим?

Чувство собственного достоинства, верность дружбе, независимость. (слайд 17)

4.  Итоги урока

-- мы видим, что Михаська всюду сражается до конца, до победы – за себя?

Нет, за ребят, которые не знают, что можно жить высоко подняв голову, за соседку Ивановну и ее внучек, за своих отца и мать, чтобы отстоять их у корысти и зла

А для этого необходимо быть…. (обратить внимание на дерево нравственности)

 (слайд 18)  Ребята, а почему все-таки повесть называется «Чистые камушки»?

(Михаська мечтает о том, чтобы жизнь была чиста и светла, как эти прозрачные камушки)

5. Д.з  Написать небольшое сочинение – рекомендацию с таким началом: «Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник…) прочитать повесть А Лиханова «Чистые камушки», потому что…»

Приложение

Приложение 2

Нравственность – это разум сердца.
                             

                           Гейне

Нравственность

—  это то, что позволяет нам оставаться человеком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...