Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Uroki_nravstvennosti.doc258.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Чистые камушки»

    Цели урока: 

    пробудить интерес к творчеству А. Лиханова;

    расширить читательский опыт учащихся;

    заставить задуматься над нравственными ценностями человека;

    способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

    Оборудование:

    Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами,  магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя  (приложение 1)

    1. Организационный момент (слайд 1)

    Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые, я рада приветствовать вас на уроке творческого чтения.

    Этот урок мне хочется начать с необычного задания для вас, расшифруйте словосочетание

    Икшумак  еытысич  (слайд 2)

    -- Так как вы думаете, о каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    (о повести Лиханова «Чистые камушки») (слайд3)

    2. Постановка целей урока

    Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами еще раз в мир детства Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим

    Дерево нравственности  (приложение 2)

    -- Кстати, а что такое нравственность?

    (зачитать определение и закрепить на доске) (слайд 4) (приложение 3)

    -- Ребята, что по вашему мнению будет  являться корнем нашего дерева

    (творчество А. Лиханова)

    -- Давайте откроем тетради и запишем

    Альберт Лиханов

    Знаю                                                                                                            Узнал

    Заполните первую колонку в тетради

    --  Итак, что вы знаете о писателе Лиханове? (слайд 5)

    --  Послушайте сообщение и  после этого заполните 2 колонку таблицы

    В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы  бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6)  Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.

    А. Лиханов вспоминает

    «Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь – топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле – жизнь! Разве это забудешь!»

    А. Лиханов – это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

    Считается, что поколение Лиханова – дети, пережившие войну – счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое?

    Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

    - Если в тебе есть талант – твори!

    - Влекут тайны океана, учись!

    - Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!

    - Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

    И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей?

    ( слайд 7) Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

    (слайд8)   В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд – первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт «№ 707». На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

    ( слайд 9) В состав СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки – истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.

     (слайд 10) Работая в журнале «Смена», Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани – Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка. Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена. Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела.

    Истинное призвание А. Лиханова – ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

    Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью.

    -- Да, корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что на ваш взгляд станет стволом дерева, его основой

    ( Повесть «Чистые камушки»)

    -- давайте вместе с вами попробуем подобрать эпитеты к слову «чистый» (слайд11)

    (чистые руки, чистый понедельник, чистая совесть, чистые мысли)

    3. Анализ повести

    -- Конечно же наш разговор пойдет о повести « Чистые камушки» (слайд 12)

    Многие критики считали, что в основе всего творчества Лиханова  находится именно эта повесть .

    Время, быт – все в повести изображено точно и зримо. Возвращение живых и искалеченных войной победителей – суть «Чистых камушков». И автор ни в чем не хитрит, обращаясь к юному читателю, человеку другого времени, другой эпохи, когда показывает  жизнь такой, какой она была в те годы.

    Давайте вспомним главных героев повести

    ( Михаська и Сашка )

    Итак, обратимся к первым строкам повести.

    1. первая встреча с Савватеем.

    -- вспомните , как еще называли Савватея?

    (Николай третий, шакал)

    -- какой день для Михаськи стал самым тяжелым и почему?

    -- А какой день ждал Михаська с нетерпением?

    (страшный день для Николая3)

    -- какие способы мести придумывал Михаська? Как это его характеризует?

    (Михаська – борец, никогда не отступающий перед трудностями, решительный в своих поступках)

    --какой лепесток будет первым на нашем дереве?

    (решительность, смелость)

    Итак, человек должен быть решительным. (слайд 13)

    2.Счастливые минуты в жизни Михаськи

    -- Назовите самые счастливые минуты в жизни главного героя

    (приезд с фронта отца, отдых у ручья с чистыми камушками)

    -- зачитайте описание ручья. В этом описании встречаются и прошлое, и настоящее и будущее. Попробуйте найти эти строки

    (воспоминание – хорошо и ясно тогда было; настоящее – прозрачные и чистые камушки в ручье; будущее – снова подумал про Сашку)

    -- с чем ассоциируются у вас чистые камушки в ручье, посмотрите на доску

    (чистота помыслов) (слайд 14)

    3. Встреча с инвалидом; заработок отца.

    -- вспомните встречу Михаськиного отца с инвалидом. Как Лиханов показывает нам, что этот человек героически сражался на фронте

    (офицерский мундир, медаль «За отвагу», гвардейский знак)

    -- чем занимался инвалид?

    -- откликались ли прохожие на просьбу этого человека. Докажите.

    (в его пилотке лежали монеты, а порой кто-то клал и бумажные)

    -- знаком ли был бывший солдат с отцом Михаськи?

    ( да, он называл его по фамилии, они вместе воевали)

    -- откликнулся ли на просьбу сослуживца отец Михаськи?

    -- как отнесся к поступку отца Михаська ?

    (Михаська осуждает отца)

    -- за что?

    ( несмотря ни на что необходимо помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации нужно быть милосердным)

    -- какую цель поставил отец Михаськи после того, как пришел с фронта?

    (построить дом)

    -- что для этого он стал делать?

    (вначале паял тазы и ведра хозяйкам)

    -- какой случай возмутил Михаську?

    -- Какие качества характера не увидел Михаська у своего отца?

    (сострадание, милосердие) (слайд 15)

    4. Спор Сашки и Михаськи.

    -- из-за чего разгорелся спор между друзьями?

    (кто смелее)

    -- что решили сделать ребята

    (пройти по тротуару около собак Фроловой)

    -- в чем обвинял дрожащий от страха Сашка Михаську?

    (в том, что его мама продает на базаре конфеты, те занимается спекуляцией)

    -- поверил ли Михаська Сашкиным словам? Почему?

    (родители всегда учили его жить честно, справедливо)

    -- из - за чего получил пощечину Михаська от матери?

    (стер двойки, те обманул)

    -- чему учила всю войну мать Михаську?

    (быть честным)

    -- так против чего бунтовал Михаська?

    (против того, что родители, которые всегда учили Михаську  быть честным, справедливым, сами , по мнению Михаськи жили совсем по-другому)

    Итак, человек должен жить честно, справедливо. (слайд 16)

    5. Решающая встреча Михаськи с Савватеем.

    -- вспомните решающую встречу Михаськи с Савватеем.

    -- чего, по мнению Михаськи боялся Савватей больше всего?

    (оружия силы)

    -- что больше всего обидело Михаську?

    (предательство Сашки)

    -- что подтолкнуло Михаську к решающему поступку?

    (он вспомнил альбом, сожженную куртку, грязную лапу Савватея, Сашку)

    -- для чего все же решился Михаська на этот серьезный шаг?

    (зачитать)

    Какой лепесток мы прикрепим?

    Чувство собственного достоинства, верность дружбе, независимость. (слайд 17)

    4.  Итоги урока

    -- мы видим, что Михаська всюду сражается до конца, до победы – за себя?

    Нет, за ребят, которые не знают, что можно жить высоко подняв голову, за соседку Ивановну и ее внучек, за своих отца и мать, чтобы отстоять их у корысти и зла

    А для этого необходимо быть…. (обратить внимание на дерево нравственности)

     (слайд 18)  Ребята, а почему все-таки повесть называется «Чистые камушки»?

    (Михаська мечтает о том, чтобы жизнь была чиста и светла, как эти прозрачные камушки)

    5. Д.з  Написать небольшое сочинение – рекомендацию с таким началом: «Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник…) прочитать повесть А Лиханова «Чистые камушки», потому что…»

    Приложение

    Приложение 2

    Нравственность – это разум сердца.
                                 

                               Гейне

    Нравственность

    —  это то, что позволяет нам оставаться человеком


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

    Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

    Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

    Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

    Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

    Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

    Цикл уроков внеклассного чтения по повести Т. Майн Рида "В поисках белого бизона, или Мальчики-охотники с берегов Миссисипи" (проектная деятельность учащихся на уроке)

    Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения. Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему...

    Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

    Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...