Главные вкладки

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»
    консультация по литературе (10, 11 класс) на тему

    Харисова Миннегел Рахимовна

    Знакомство учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявление специфики изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказательство главной мысли писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия №2» имени Баки Урманче

    Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

    ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА»

    для учащихся 10-11 классов

    «Человек на войне»

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Харисова Миннегел Рахимовна  

    г. Нижнекамск

                                                                     

     «Человек на войне» (2часа)

    Цели урока:

    1.Познакомить учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказать главную мысль писателя: даже в  нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком.

    2.Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, аналитические способности  учащихся (умение анализировать эпизод, сравнивать, выделять главное, обобщать).

    3.Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории своей страны, любовь к литературе.

    Оборудование урока:

    1.Портрет В.Л.Кондратьева

    2.Выставка книг о Великой Отечественной войне.

    3.Кинофрагмент по повести «Сашка».

    4.Компьютер, проектор, экран.

    5.Диски с песнями военных лет.

    6.Стихи  А.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

    Оформление классной доски:                                                

    Портрет В. Л. Кондратьева (1920-1993)

    Повести «Ржевского цикла»:                                             Фильмы по книгам В.Кондратьева:

     «Сашка»;                                                                                      «Сашка»;                  

     «Селижаровский тракт»;                                                        «Привет с фронта»;

    «Отпуск по ранению»;                                                             «Брызги шампанского»;    

    «Встречи на Сретенке».

    «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время,    в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской»  (К. Симонов).

    План урока:

    1.Прослушивание фонограммы песни М. Ножкина «Под Ржевом».

    2. Вступительное слово учителя.  

    3.Индивидуальные сообщения учащихся:

       - В.Кондратьев – писатель-фронтовик.

       - Историческая справка о боях подо Ржевом.

       - Выразительное чтение стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом».

       - История создания повести «Сашка».

    4. Анализ повести.

    5.Обобщение по теме.

    6.Подведение итогов.

    7.Домашнее задание.

    Предварительное домашнее задание:

    А) Индивидуальные сообщения:

       - о писателе-фронтовике В.Л.Кондратьеве,

       - об истории написания повести «Сашка»,

       - чтение наизусть отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»,

       - историческая справка о боях подо Ржевом.

    Б) прочитать всем учащимся повесть «Сашка».

    Ход урока:

    I.Организационный  момент (приветствие классу, объявление темы и цели урока).

    II.Вступительное слово учителя.

       В этом году мы отмечаем 69-летие Великой Победы. И тема Великой Отечественной войны остаётся одной из главных тем русской литературы. Произведения, повествующие о подвиге народа, правдиво рисующие суровые будни, обстоятельства, ставящие человека перед выбором, цена которого жизнь, должны остаться в читательском обиходе юношества. Таких произведений немало.

       Литература о Великой Отечественной войне прошла в своём развитии несколько этапов. В 1941-1945 годах её создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата.

          Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 годы. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях, может быть, излишне ликующие и триумфальные.

          Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился  за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «лейтенантской» прозой. Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время показало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому, что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

         Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник писатель В. Астафьев сурово оценивает сделанное: «…к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас замучила…» Эти и подобные слова заставляют нас, словесников, задуматься над тем, что из художественной литературы о войне рекомендовать вам для чтения. Предлагаю вам для чтения честные и талантливые книги В.Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», К.Воробьёва «Крик», «Убиты под Москвой»,  «Это мы, Господи!», В.Кондратьева «Отпуск по ранению», «Селижаровский тракт» и др.

          Сегодняшний урок будет посвящён обсуждению повести Вячеслава Кондратьева «Сашка». Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал в своей повести «Сашка». Послушаем выступления учащихся.

    III.Индивидуальные сообщения учащихся:

    - В.Кондратьев – писатель-фронтовик.

           К одному из интервью Вячеслава Кондратьева в качестве эпилога поставлены строки Давида Самойлова:

                                  Как это было! Как совпало-

                                  Война, беда, мечта и юность!

                                  И это всё в меня запало

                                  И лишь потом во мне очнулось!  

    Самойловские строки служат ключом к человеческой и писательской судьбе Вячеслава Кондратьева.

    Вячеслав Леонидович по профессии художник-оформитель, а по призванию он большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза он ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке. (У героя повести такая же судьба). В декабре 1941 года после многочисленных рапортов в числе 50 младших командиров  отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года он подо Ржевом. Уже в первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения - снова  командовал взводом.  Потом снова бои, тягостные, неудачные, такие о которых с горечью вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского:

    - (выразительное чтение отрывка из стихотворения)

      Я убит подо Ржевом                           Я не слышал разрыва

      В безымянной болоте,                       Я не видел той вспышки,-

      В пятой роте на левом,                      Точно в пропасть с обрыва-

      При жестоком налёте,                        И ни дня, ни покрышки…

      Вячеслав Леонидович подо Ржевом получил ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению -  снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, потом инвалидность. В немолодые уже годы (ему было за 50) он взялся  за повесть о войне: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а вместе с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное. Что было у меня в жизни».(В.Кондратьев)

       Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всём, что пережил на войне.

       Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

    -Историческая справка о боях подо Ржевом.

    (учитель)  Вячеслав Леонидович предваряет свою повесть словами: «Всем павшим подо Ржевом – живым и мёртвым посвящена эта повесть». Послушаем сообщение о Ржеве в годы войны.

    Ржев - небольшой город на реке Волге. Железнодорожный узел. Население в 1939 году составляло 54 тысячи жителей. В ходе Калининской оборонительной операции 1942 года советские войска 14 октября оставили Ржев. Фашисты установили в городе жестокий оккупационный режим. Проводились аресты и расстрелы, был концлагерь для военнопленных, где в мае 1942 года находилось более 20 тыс. человек, многие из которых погибли. За время оккупации в Ржеве и окрестностях гитлеровцы уничтожили около 50 тыс. военнопленных и мирных жителей. Советские войска в ходе Калининской операции 1941-1942гг. в начале января 1942 года прорвали оборону противника, но город взять не смогли. Хотя фронт в целом здесь стабилизировался до марта 1943года, район Ржева оставался ареной ожесточённых боёв. Город был освобождён 3 марта 1943 года. Из 5434 жилых домов осталось 297.К моменту освобождения в городе насчитывалось 362 жителя.

    (учитель) Потери в Ржевской битве были самые огромные. Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор. Как помнит о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Он вошёл в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Астафьева, Быкова, Воробьёва. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много,  а рассказать надо то,  что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

    -История написания повести «Сашка»

    Оказывается,  В.Кондратьев много лет писал что называется в стол. Он жадно читал военную прозу, но не находил в ней войны, хотя война была одна. Даже произведения Быкова, Бондарева, Бакланова, в которых была показана настоящая война, не отражали того, что видел на войне сам  Кондратьев.

    «Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но своей войны я в книгах не находил. Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…», - так писал В.Кондратьев. И вот «поехал весной 1962 года подо Ржев. Протопал 20 км. до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками землю, на которой валялись ржавые пробитые каски, солдатские котелки… торчали ещё оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки  тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидно-пшёнку или  с кем жался в одном шалаше при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую праву, иначе это будет просто безнравственно»

    Повесть «Сашка» появилась в  журнале «Дружба народов» в 1979 году.(Повести «Сашка», «Селижаровский тракт» «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

    (учитель) Вячеслава Леонидовича Кондратьева уже нет. 23 сентября 1993 года он трагически ушёл из жизни, застрелился. Раньше или позже все уходят. Но, в отличие от любого из нас, писатель остаётся на земле. Остаётся в своём творчестве, в своих произведениях, с их страниц продолжает звучать его живой голос. Трепещет…его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас – сердце. На них, этих страницах, живет сама История; читая и перечитывая их, мы снова «окунаемся» в прошедшее, переживаем его заново.

        IV.  Итак, обратимся к тексту повести.

    -А вам, ребята, интересно было читать повесть? Почему? (ответы учащихся).

    Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.  

    1) «А ночь плыла над передовой, как обычно…Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле…Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно… Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им  на Дальнем Востоке, когда катила она  свои волны по России…»

    2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки…»

    3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшенки на двоих – и будь здоров».

    4)  «…почувствовал…тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их всех по нескольку раз на день».

    5) «Напарник, с которым на посту чередоваться, достался Сашке никудышный: то у него там колет, то в другом месте свербит. Нет, не симулянт, видно, и вправду недужный, да и ослабший от голодухи, ну и возраст сказывается».

    6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло… И обстрел большой – рвутся мины одна за другой, пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище…Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья».

    7) «…бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два…Потом каждый день ожидали – сегодня опять идти в наступление. Чего же перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой сапёрной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силёнок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть себе роют…»

    8) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силёнок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым. Окопчика вырыть не в силах».

    9) «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая рота в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена».

    10)  «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагональные, тоже протёртые, и виднелись из них бежевые тёплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей, тоже растерзана, обмотки цвет потеряли и рыжие от налипшей глины, а  руки чёрные, обожжённые…Грели их над костром, а когда задремлешь на миг,  падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги».

    11) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан-дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих  пор трупным духом веет».

    12) «И представилось Сашке, как через час будет дрожать его рота в продувных шалашиках и как кого-то беспременно сегодня пришлёпнет,…как ротный будет говорить стоящим около убитого бойцам: «Ребята, только без сантиментов, война есть война», и как закидают того лапником, а потом разбредутся по своим лежкам, выскребывая из карманов последние табачинки».

    13) «Поняли они, что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит…Видели – прошлась война по этим просёлкам, по этим деревням, разорила, своих забот полон рот у этих людей, не до солдатиков, которых и виноватить можно, что допустили войну до них…»

    14) «Копали картошку руками. Слизнявые, раскисшие клубни расползались в руках, и как есть такое можно, вначале не представлялось, но когда выдавили из кожуры синеватую мякоть,  размяли в руках, присолили и стали печь на сковороде, то уже от запаха…закружило в голове и сладко завыло в желудке…»

    15) «Обидный путь выдался. И главная обида, что продпункты эти проклятые, как нарочно, с места на место переезжают – и знать никто не знает куда. Вот и приходится картоху копать на виду у людей, а при ночёвках глаза голодные прятать…И представляли они себе, каково бабонькам каждую ночь постояльцев принимать и делиться с ними последним куском…Памятник им, этим бабам из прифронтовых деревень, после войны поставить надо…»

    16) «Ведь сто вёрст оттопали, да на таком харче, да раненые, да после передка, на котором ни дня сна настоящего не знали…Слабость и усталость непроходимая знать о себе давали…»

    Вывод: Мы увидели, что художественное пространство в повести Кондратьева невелико и кажется замкнутым. Редеющий в безудержных атаках и от постоянных немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой по полтора десятка штыков – из первоначальных ста пятидесяти, да это ещё после того, как пополняли; три расположенных рядом деревни – Паново, Усово, Овсянниково, в которых прочно закрепились немцы; овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, -поле, сплошь простреливаемое пулемётным и миномётным огнём. Поле как поле. Но  для героев Кондратьева всё главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезёт, кто вернётся отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях. Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить…Всё это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала  надежда, что живым и неискалеченным вряд ли отсюда выбраться.

    Автор с помощью художественных деталей, эпизодов, фактов рисует правдивую, достоверную картину боёв подо Ржевом: войска несли большие потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.

    Вот в такое время мы знакомимся с главным героем повести.

    А как нам автор представляет героя? Что мы узнаём о нём? Кто ведёт повествование?  Вспомните те эпизоды, где с особой силой раскрывается характер Сашки как человека и бойца.

    1.Эпизод с валенками. Сашка добывает валенки для ротного.

    «Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались -  и за лето не просушишь, а тут сухенькие наденет и походит в сухом, пока ему со склада не доставят…»

    2.Эпизод ранения и возвращения в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать автомат.

    «На передовой такой порядок: если ранило, уходишь в тыл, отдай свой автомат или СВТ оставшимся, воевать которым, а сам бери родимую трехлинейную, которую и сдашь в тылу. Будет проходить Сашка расположение второй роты, там и произведёт обмен. Но его-то ППШ тогда не  достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»

    «Сашка поднялся. Конечно, надо идти, чего судьбу пытать, но неловко как-то и совестно – вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает,  суждено ли кому из них уйти отсюда живым , как уходит сейчас он, Сашка».

    3.Эпизод с раненым, когда Сашка сдержал слово и привел санитаров к нему.

    «Раненый -  большой и грузный, из «отцов» с седой щетиной на квадратном подбородке – жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно…Понимал Сашка что, пока дойдёт он до санвзвода, пока придет оттуда помощь, будет уже поздно и единственное, что он может сделать для этого человека, - остаться с ним, пока не умрёт тот. Но такое бездействие не по Сашке, да ему  и самому в тыл нужно…»

    «Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый…А ведь он слово дал. Умирающему – слово! Это понимать надо. И Сашка крикнул:

             -Погодите, провожу вас! – и пошёл им вдогон.»

    4.Эпизод с гибелью Жоры.

    «Ни одна смерть на передке не ошеломляла так, как эта…Стояли они будто оглушённые, и ни одного слова не выдавливалось. А у Сашки рука сама потянулась к ушанке, стянул он её перед покойником, чего никогда не делали они там, пальцы невольно сложились щепотью и пошли ко лбу, хотя не был Сашка, конечно, верующим… В госпиталь дойдём, напишем родным…Только правды не надо… Конечно… Погиб смертью храбрых в боях за Родину.»

    Вывод: Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон. Он предстал перед нами  надёжным, совестливым, находчивым, смелым. Фронтовая жизнь – действительность особого рода: встречи здесь скоротечны – в любой момент приказ или  пуля могли разлучить надолго, часто навсегда. Но под огнём  за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке характер человека проявляется с такой  исчерпывающей полнотой, с такой предельной ясностью и определённостью, которые порой в нормальных условиях недостижимы и при многолетних приятельских отношениях.

           Вячеслав Кондратьев проводит своего героя и через испытания властью, любовью, дружбой.

    1.История с немцем (испытание властью)

    -Пересказ этой истории (сжатый) и беседа по вопросам:

    -Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?  ( заминка фрицев перед тем, как выполнить  приказ: значит они тоже боятся).

    -Взаимовыручка в бою – самое главное и важное. Как помог Сашка ротному? (отдал свой запасной диск).

    -Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем? («сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал).

    -Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

    «И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться...

     Вспомнил  Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы, при попытке к бегству, и спросу никакого. И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».

    Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

    -Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Почему Сашка не подчинился приказу? (Сашке нетрудно было бы убить немца в бою, но этот же был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь). Он предпринял несколько попыток, чтобы отменили приказ(обратился к дежурному лейтенанту, думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ).

    Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»

    -Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может,  и всё! У Сашки очень сильны нравственные принципы: если дал слово, то должен его сдержать.

    -Какова нравственная проблематика этой части повести? (проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни).

    (Учитель) У Сашки в этом эпизоде проявляются самые лучшие человеческие качества: деятельная доброта, действенный гуманизм, твёрдость нравственных принципов, отношение к жизни как высшей ценности, огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Автор отмечает, что есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не может. В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли поступил?

    2.Взаимоотношения с Зиной (испытание любовью). Беседа по вопросам:

    -Какую роль играет Зина в Сашиной жизни?

    Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но в бою он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой». По дороге в госпиталь он разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно. А в наступлении он представлял, что идёт защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.

    -Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (радость от встречи с Зиной; негодование по отношению к старшему лейтенанту; обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая).

    -Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части  повести? (Сашка и Зина. Как  всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка повёл себя в высшей степени достойно. Несмотря на потрясения, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»

    Вывод: Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему – чуть-чуть за двадцать. Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними словами. Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть, наверное, настоящая любовь.

    3.История с лейтенантом Володькой (испытание дружбой). Беседа по вопросам:

    -Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

    «Ну,  какой с меня, рядового, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжалобить могут, и под трибунал отдать».

    -Как можно оценить поступок Сашки?  (можно только восхищаться его поступком: он на вид не геройский парень, а обычный солдат. В данной ситуации оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта и выручает его из беды).

    «Что ни говори, на сердце всё же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный,  потому как все сроки заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а от передка Сашке всё равно никуда не деться, как рана заживёт, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был, а вот довелось, кажись…»

    «Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать было Сашке».( Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески :отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал).

    V.Обобщение представлений о главном герое.

    В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обострённым нравственным чувством, но и с твёрдыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем. У него огромное чувство ответственности, пытливый ум и критический взгляд. Он понимает нужность того, что он делает. Несмотря на тяжёлое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе человеческие качества.

    -Чему мы можем научиться у Сашки? (Человеколюбию)

    -Так почему же повесть названа «Сашка»? Кто он такой? (Солдат)

    Учитель: Правильно. Солдат. А солдат – это главное лицо на войне. Возвращаясь к словам Симонова хочется ещё раз напомнить «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в  самой трудной должности – солдатской»

    На экране транслируются кинофрагменты из фильма «Сашка» по повести, а учитель обращается к классу: В.Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано». Можем ли мы  сказать, что это относится и к герою повести «Сашка»?

    Да. В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности.

    VI.Огромное спасибо всем за активное участие на уроке. Оценки за работу.

    VII. Домашняя работа: написать мини-сочинение « О чём меня заставила задуматься повесть В.Кондратьева «Сашка»? или «Что нового в изображении войны открыла мне повесть В. Кондратьева «Сашка»?

    Литература

    1.В.Кондратьев.  «Сашка».   Москва «Детская литература» 1989г.

    2.Произведения о Великой Отечественной войне на уроках и во внеклассном чтении учащихся (к 50-летию победы). Самара .1995г.

    3.Н.Л.Крупкина, Н.А.Соснина «Сопричастность времени». Из опыта работы. Москва «Просвещение» 1992г.

    4. Л.Лазарев « Самые главные годы» (о фронтовых повестях и рассказах Вячеслава Кондратьева).

    5.Н.Яковлев. Маршал Жуков «Роман-газета», 1986.

    6.А.Коган. Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. «Литература в школе», №2 1995г.

    7.К.Симонов. «Доброго пути, Сашка». «Дружба народов», №2, 1979г.

    8.В.Кондратьев «Пока мы живы…» «Вопросы литературы, №6,1979г

    9.В.Кондратьев.О войне написано не всё. Сборник. «Земля рождения,земля судьбы».М.,1987г.

    10.В.Астафьев «Пастух и Пастушка».

    11. Интернет ресурсы.

         

                                                                                           

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

    Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

    Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе

    Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...

    Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

    Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

    Цикл уроков внеклассного чтения по повести Т. Майн Рида "В поисках белого бизона, или Мальчики-охотники с берегов Миссисипи" (проектная деятельность учащихся на уроке)

    Разработка представляет собой цикл уроков внеклассного чтения. Это не уроки внеклассного чтения в привычном понимании.Особенности переходного периода от младшего возрастного звена к среднему...

    "Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

    Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

    Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

    Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

    УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

    1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...