Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Тема: Память о будущем.

    Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне

    Развивать умение целостного анализа художественного произведения,

    развивать связную монологическую речь .

    Воспитывать духовно – нравственную личность, умеющую сострадать, помнить героическое прошлое своего народа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_povest_v._bykova_obelisk.rar2.44 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  внеклассного чтения по повести В. Быкова «Обелиск» в 9 классе

    Тема: Память о будущем.

    Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне

    Развивать умение целостного анализа художественного произведения,

    развивать связную монологическую речь .

    Воспитывать духовно – нравственную личность, умеющую сострадать, помнить героическое прошлое своего народа

    .Оборудование : портрет В.Быкова, выставка книг  о Великой Отечественной войне компьютер, интерактивная доска, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Звучит запись песни  «За того парня» М. Фрадкина на стихи Р.Рождественского в исполнении Льва Лещенко

    «Я сегодня до зари встану,

    По широкому пройду полю,

    Что-то с памятью моей стало

    Всё, что было не со мной, помню.

    Бьют дождинки по щекам впалым,

    Для Вселенной двадцать лет - мало,

    Даже не был я знаком с парнем,

    Обещавшим - я вернусь, мама.

    А степная трава пахнет горечью,

    Молодые ветра зелены,

    Просыпаемся мы,

    И грохочет над полночью

    То ли гроза,

    То ли эхо прошедшей войны»

    II Введение в тему

    1.Ученик читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского

    Песню свою оправляя в полет,

    Помните о тех,

    Кто уже никогда не споет,

    Помните!

    Во все времена

    Бессмертной  земли

    Помните!

    К мерцающим звездам

    Ведя корабли,

    О погибших помните!

    Встречайте трепетную весну,

    Люди Земли !

    Убейте войну,

    Прокляните войну,

    Люди земли

    Мечту пронесите через года

    И жизнью наполните

    Но о тех,

    Кто уже не придет никогда,

    Заклинаю,помните!

    Показ слайдов о войне 2-9.

    2. Слово учителя

    Сегодня мы будем говорить о войне. Война - это слово на устах народов мира выжжено огнем и пулями в душе каждого человека, кого коснулось это страшное событие. Война- это горе и страдания, плач и слезы, гибель десятков миллионов  людей. Она стучится в каждый дом, приносит беду. Война – это когда у народа один враг, который топчет родную землю, убивает женщин стариков, детей. Война не щадит никого. Одна доля и одна могила достается  человеку. Но нужно найти в себе силы противостоять врагу, защитить себя и своих близких. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как ведет себя человек на войне. На доске цитаты о войне.

    Слайд  11 «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его  чести, оклеветать, вывернуть и перемолить его душу. А он стоит. А он все выносит»

    «Речь идет не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой» Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову

    III.Изучение нового материала

    1.. На экране появляется портрет писателя В. Быкова.

     Слайд  12

    Ученик рассказывает о писателе:

     Василий  Владимирович  Быков  родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.

    Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: "Счастье", "Ночью", "Фруза". В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

    За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Слайд 14

    2. На экране книги В.Быкова о войне.

    Слайды. 15-16

    Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956-1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Знак беды». Это далеко не полный перечень его произведений о войне.

    3. Слово учителя

    .Цель и задачи урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью В. Быкова «Обелиск» Мы будем советоваться с писателем, проследим мотивы поступков и выбора его героев, мы все вместе еще раз прочитаем, как те же проблемы, что волнуют нас, решил для себя простой сельский учитель Олесь Иванович Мороз 70 лет тому назад.

    4. Беседа по вопросам :

    • Какие проблемы поставлены в повести?
    • Где происходят события, описанные в произведении? Какое значение в раскрытии идеи имеет место повести.
    • Назовите главные нравственные координаты повести «Обелиск».
    • Что сделало героем   Олеся Ивановича Мороза?

    5. Самостоятельная работа с текстом произведения.

    Учитель.

     Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Найдите в тексте примеры, подтверждающие «часы ученичества», полученные ребятами в школе. Докажите, в чем прочность родства детей и учителя. Какие качества воспитывал Мороз в своих учениках

    6. Свободный микрофон

    • Как ребята усвоили уроки своего учителя?
    • На что рассчитывали фашисты, объявив: придет Мороз – учеников отпустят? Что им было выгоднее : чтобы он пришел или нет?
    • Почему Мороз сделал именно такой выбор ?

    IV.Закрепление

    1. Работа в группах. Дискуссия. Кто прав в споре, который ведется на страницах повести?

    Первая группа согласна с мнением Ксендзова: Мороз не совершил никакого подвига.

    Довод ? Он не убил ни одного фашиста, а в то время это было самым важным. Убей хотя бы одного врага, и ты приблизишь час Победы. «Убей его! – называлось так и стихотворение Симонова»

    Вторая группа доказывает что поступок Мороза – подвиг, аналогов которому мало в истории. Один из учащихся рассказывает о подвиге польского педагога - писателя  Януша Корчака, который с приходом немцев продолжал учить и воспитывать сирот варшавского детского дома. Его вместе с детьми с хватили и бросили в концлагерь, а потом повели на гибель. Конвоир узнал своего любимого писателя: - Вы можете остаться. -А они?  Януш Корчак показал на детей. -Нет, они пойдут туда. -Тогда я пойду вместе с ними. И за ними закрылась дверь газовой камеры.

    2. Работа с текстом.

     Задание : близко к тексту опишите обелиск. На какие детали вы обратили внимание? Кому и за что ставят обелиски? Почему повесть названа «Обелиск»?

    V.Обобщение

    Рефлексия.

    Слайд 16

    «Вам памятник, учителя,

    Я высек бы из красного гранита,

    Установил бы на просторе,

    Большое человеческое сердце»

    Эти слова принадлежат поэту А.Дусенбиеву.»

    -Какой бы вы памятник поставили учителю Морозу?

    - Так что заслужил Мороз: забвения или памяти?

    - Что совершил при жизни? Какой след он оставил?

    - Прослеживается ли связь поколений, в чем она?

    - Мороз — Миклашевич- Витька. (нравственная преемственность поколений).

    - Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам?

    VI. Итог урока.

     Слово учителя.

     Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументов, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной. Память – не абстрактное понятие, она в конкретных делах во имя будущего, в бережном отношении к прошлому, потому что, действительно, «если мы войну забудем, вновь придет война». «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.     (Ю. Фучик)  

     Слайд 17

    VI.Домашнее задание. Написать сочинение – размышление «Память о войне»  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

    Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

    Система уроков внеклассного чтения в 6-7 классах.

    Статья имеет практическую направленность, содержит разработку урока и творческие работы учащихся....

    Урок внеклассного чтения в 6-7 классах «За идеал добра и красоты»

    Цель урока: - расширить круг чтения учащихся;                     - познакомить с поэзией поэтов Сар...

    "Страна детей".Русский детский фольклор Карелии - урок внеклассного чтения для 4 -5 класса

    Изучение русского детского фольклора Карелии помогает воспитывать любовь к родному краю. его прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников....

    Презентацию к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик"

    Презентация к уроку внеклассного чтения в 5-7 классах по фантастической повести Александра Житинского "Параллельный мальчик". Презентация выстроена так, что отражает ход урока и все его этапы....

    Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по повести Владимира Железникова «Чучело».

    Урок-диспут. На чём держится мир?  Урок доброты, достоинства и человечности....

    Технология развития критического мышления на уроке внеклассного чтения в 9-ом классе. Модель урока по теме: В.Гаршин. Рассказ «Трус»

    Воспитать думающего читателя, читателя – собеседника, соавтора – задача урока литературы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить у...