Главные вкладки

    "Страна детей".Русский детский фольклор Карелии - урок внеклассного чтения для 4 -5 класса
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Изучение русского детского фольклора Карелии помогает воспитывать любовь к родному краю. его прошлому, активизирует познавательную деятельность школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon folklor.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский детский фольклор Карелии.

    Страна детей.

    Нет ничего лучше народных детских прибауток, песенок, считалок, скороговорок-тараторок, дразнилок.

    С. Я. Маршак.

    Цели:  

     

    1. продолжить знакомство с фольклором через освоение малых жанров;
    2. пробудить интерес к народной культуре родного края;
    3. обобщить личный жизненный опыт детей.  

    «Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нем существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших, отчасти собственного сочинения.  Есть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддевки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом норм и правил, по которым им придется жить в будущем »( С. Алпатов).

    «Педагогические возможности детского фольклора безграничны (Л.П.Михайлова).

             

    Слово учителя: «Детский фольклор - органическая часть всей самобытной народной культуры и вместе с тем совершенно особая, самостоятельная область народного творчества,»-считает фольклорист С. М. Лойтер.

    Для справки: Софья Михайловна Лойтер (1934 г. р.) - доктор филологических наук, профессор кафедры литературы КГПУ, фольклорист, литературовед, заслуженный деятель науки РК. Автор книг о культуре детства: «Русский детский фольклор Карелии», «Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору». В книге «Русский детский фольклор Карелии» собрано более тысячи текстов.

    Детский фольклор – явление вечное, потому что вечно детство, которое дано человеку, «чтобы играть», и,  играя, творить жизнь.

    Детский фольклор- это неповторимый континент детства, СТРАНА ДЕТЕЙ.

    Это  колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, заклички, приговорки,дразнилки, поддевки, считалки, скороговорки, игры,небылицы,перевертыши,страшилки.

     

     

         

       

    Колыбельные песни.

    Маленький человечек начинается с колыбельных.

    Баю-бай, баю- бай,

    Не ложись на самый край,

    Ложись на середочку,

    Держись за веревочку.

    Приди, котик, ночевать,

    Нашу деточку качать.

    Ну а я тебе, коту,

    За работу заплачу:

    Дам кусок пирога

    И кувшинчик молока.

    Колыбельные исполняли баяльщики (от байкать - убаюкивать, петь колыбельные), пестуньи(бабушки, няньки, старшие сестры). Размеренный ритм, монотонный мотив успокаивал, усыплял ребенка в колыбели.

    Задание: «Колыбельная для куклы»

    Разучивание и исполнение колыбельной.

    Это интересно:

    В этой колыбельной, записанной в дер. Гарницы  Медвежьегорского района отразились местные языковые черты:

    Баю - баюшки, баю

    Укачаю, уложу.

    Рипачок под бочок

    И соломки тукачок.

    Рипак - пеленка, тукач - сноп.

    Пестушки, потешки, прибаутки, песенки.

    Пестушки, потешки, прибаутки, песенки всегда несут радость!

    Еще ребенок не владеет активной речью, а с любопытством слушает «Сороку-ворону», «Ладушки», которые К. И. Чуковский назвал « бессмертными шедеврами народной поэзии».

    Задание: Вспомните их.

    Пестушки - стихи, сопровождающие самые простые движения и физические упражнения ребенка (поглаживания по телу, разведение ручек и т. д.)

    Ножки, ножки,

    Бегите по дорожке-

    Прямо в избушку

    Мимо кадушки.

    Потешками забавляют детей.

    Тоню тяну,

    Рыбу ловлю.

    Попало немало:

    Семь сижков,

    Восемь окушков,

    Один ершок-

    И того в горшок.

    Щей наварю,

    Ребят накормлю:

    «Ешьте, ребятки,

    Заварны шти.»( Зап. Е. Ржановская в 1928г. в дер. Сенная Губа Медвежьегорского р-на)

    Словарная работа: тоня- сеть, шти – щи, сиг, окунь, ерш – озерная рыба.

    Для справки: Елизавета Васильевна Ржановская (1888- 1975) родом из Сенной Губы, с 1903 по 1945 годы учительствовала в школах Заонежья. Одна из первых начала собирать детский фольклор Карелии.

    Сорока- ворона кашу варила,

    Деток кормила.

    Этому дала в ложку,

    Этому – в поварешку,

    Этому – в горшок,

    Этому – в вершок.

    А ты, Пахомочек, мой котеночек,

    Печку топи, деток корми.

    ( Потешка записана в пос. Повенец Медвежьегорского р-на).

    Заклички, приговорки.

    Маленький человечек  повелевает стихией, приказывает дождю, улитке, грому, радуге…

    Радуга- дуга,

    Не давай дождя,

    Дай солнышка-

    Колоколнышка!

    Липа, липа, липа, сядь,

    На веревочку присядь-

    Я не буду имать.

    (Записано Е. Ржановской в 1934г. в дер. Середка Медвежьегорского р-на.)

    Словарная работа: в древнерусском языке ИМАТИ – брать.

    Это заклички, приговорки – стихотворные обращения, преимущественно в повелительной форме, к различным силам и явлениям природы.

    Задание: Вспомните заклички, с помощью которых можно обратиться к СОЛНЫШКУ, ДОЖДИКУ, БОЖЬЕЙ КОРОВКЕ.

    Назывки , дразнилки, поддевки.

    «Лирика осмеяния».

    В них нет пошлости, а есть потребность в здоровом, раскованном озорстве, смехе, юморе, порой грубоватом, без которого не может обойтись нормальная человеческая жизнь.

                Павел щи сплавил,

                Кашку съел

                Да на печку сел.

    Кто обзывается,

    Тот сам так и называется.

    Маша- растеряша,

    Недоеденная каша.

    Дашка- кругляшка,

    Манная кашка.

    Антошка- столовая картошка.

    Вспомните дразнилки : «Баба-яга , костяная нога…», «Жадина- говядина…», «Рева- коро

    ва…».

     Поиграем в рифмы:

    Задание: вспомните, что такое рифма. Поддевки построены на рифме. В их основе рифмованный диалог.

    - Скажи: оса.

    - Оса.

    - Цап тебя за волоса.

    -Скажи: лук.

    -Лук.

    - Тебя по лбу стук.

    Продолжите вы.

    1. –Скажи: стол…( У тебя в тетради кол.)
    2.  -Скажи: тетрадь…( У тебя в тетради пять )  
    3. – Скажи: чайник…( Твой отец начальник.) и т. д

    Считалки.

    «Считалия.»

    Считалки- спутники игр, «игровые прелюдии» ( Г. С. Виноградов). Это рифмованные произведения, их говорят в такт.

    Объявляется конкурс на самую интересную, короткую, длинную считалку, конкурс «собирателей считалок», конкурс «Кто больше знает считалок».

    Первой, другой,

    Дерни в угол,

    Три, четыре-

    Зацепило.

    Пять, шесть-

    Бьют шерсть.

    Семь, восемь-

    Сено косят.

    Девять, десять-

    Масло месят.

    Одиннадцать, двенадцать-

    На улице бранятся,

    В избе мирятся.

    Кому клин, кому стан,

    Кому весь сарафан,

    Кому пуговки литые,

    Кому серьги золотые

    Записана в деревне Сенная Губа Е. Ржановской.

    Катилась витаминка

    По имени Маринка,

    Уроки не учила

    И двойку получила.

    А потом пошла гулять,

    Получила цифру 5.

    Записано Дмитриевой И. П. в ноябре 2006 г. от Максима Руднева 8 лет в г. Медвежьегорске.

    На золотом крыльце сидели

    Царь, царевич, король, королевич,

    Сапожник, портной.

    Кто ты будешь такой?

    Говори поскорей,

    Не задерживай добрых и честных людей.

    Стакан- лимон - выйди вон.

    Налей воды - выйди ты.

    За стеклянными дверями

    Сидит мишка с пирогами.

    Мишка, мишенька - дружок,

    Сколько стоит пирожок?

    Раз, два, три,

    Четыре, пять.

    Я иду искать.

    Кто за мной стоит,

    Тот в огне горит.

    Кто не спрятался-

    Я не виноват.

    Ехала машина темным лесом

    За каким-то интересом.

    Инте-инте-инте-рес –

    Выходи на букву С.

    Записано Дмитриевой И. П. по воспоминаниям детства 1960- 1970-х годов в г. Медвежьегорске.

    Мы играем.(Игры).

    Мы собрались поиграть,

    Ну кому же начинать?

    Раз, два, три-

    Начинаешь ты.

    Задание: Назовите известные вам детские игры.

                    Объясните условие игры в прятки, ляпу.

                    Разучивание игры: игра детства бабушек и мам, игра моего детства.

    Садовник.

    Водящий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме розы ( каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цветок до начала игры).

    Роза:- Ой!

    Садовник:- Что с тобой?

    Роза:- Влюблена.

    Садовник:- В кого?

    Роза:- В мак.

    Мак:- Ой! И т. д.

    Если играющий не успел назвать цветок, то садовник говорит: «Раз, два, три, вещичку гони.» Когда от кого-нибудь из участников садовник получит три предмета- тот становится садовником.

    (Игра записана по воспоминаниям детства).

    Итог:

    Глубокие нравственные и эстетические начала заложены в большинстве произведений фольклора. Через них маленький человек знакомится с окружающим миром природы, вещей, человеческих отношений, в которых преобладают доброта, красота, входит в сложный мир слов, поэзии.

    Использованная литература:

    Лойтер С.М. Русский детский фольклор Карелии .Петрозаводск, 1991.

    Лойтер С.М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. Петрозаводск,2005.

    Михайлова Л. П.История края в народном слове. Русские говоры Карелии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"

    Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание...

    Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"

    В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...

    Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

    Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"

    Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любов...

    План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"

    План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"

    Урок внеклассного чтенияпо повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».Тема:  «Дорога к добру и милосердию»....

    Урок внеклассного чтения в 6 классе: А. Лиханов «Последние холода» «Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба».

    Основной целью внеурочной учебной деятельности стало постижение произведений классической направленности русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв. Основными задачами...