Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание: написать рассказ об одном дне из военного детства, взять интервью у человека, детство которого прошло в военные годы, пригласить на урок детей войны, составить рекомендательный список книг о детях военной поры, оформить газету с фотографиями и заметками. 

На уроке были использованы элементы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, средства ИКТ. Он способствовал развитию творческих способностей детей. Урок, несомненно, решает воспитательные задачи: дети должны помнить трудные времена жизни народа, развивать "зоркость сердца",не оставаться равнодушными к чужой беде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«У войны не детское лицо»

  Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда  шла   война, умрут. Останетесь только вы,  теперешние дети. И может случиться, что новые       малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы. Не давайте им  забыть.

 А. Лиханов.

Цель урока:

  1. Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа.
  2. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушным к чужой беде.
  3. Учить глубокому осмыслению прочитанного, умению  выражать свои мысли в форме развернутого аргументированного ответа.
  4.  Развивать творческие способности учащихся:

        а) написание текстов разных жанров(рассказ, интервью, стихи);

        б) составление списка рекомендательной литературы, аннотаций;

        в) подготовка презентаций.

Оборудование:

1)Тексты произведений о войне (выставка книг).

2) Фотогазета с заметками и репортажами, составленными детьми.

3)Презентация «У войны не детское лицо».

4)ЦОР «Дети блокадного Ленинграда»

5) ЦОР (материал о А. Лиханове).

6)Музыкальная заставка

7) Творческие работы учащихся.

 

Слово учителя.

   Дорогие друзья. Мы проводим наш урок внеклассного чтения в преддверии великого Праздника Победы. Это стало доброй и обязывающей традицией: каждый год в начале мая остановить бег своего детства и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории в события Великой Отечественной войны.

                      Какой она была?

                      Какова цена нашей Победы?

Ученик 1.  Война - жесточе нет слова.

                 Война - печальней нет слова.

                 Война - святее нет  слова.

                 В тоске и слове этих лет

                 И на устах у нас иного

                 Еще не может быть и нет.

 

Учитель: Есть поговорка: «На войне детей не бывает».  И это верно, так как противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет?

 Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и  тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину, кто погиб за нее, кто перенес ужасы страшной войны. Цена победы велика: более 27 миллионов жизней было отдано за нее. Среди них были дети, шаг горячей трепетной жизни прямо в ледяное объятие смерти. Как это было? Об этом рассказывает в книге «Иван» Владимир Богомолов (слайд презентации)

Ученик.2  Владимир Богомолов совсем юным ушел на войну, был ранен, не раз награжден. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, и о войне знает не понаслышке. Может, потому он так серьезен, печален и правдив в своем рассказе о военном лихолетье.

Ученик.3    Герой одноимённой  повести Иван осторожен, суров, даже угрюм, не по-детски сосредоточен, кажется старше своих лет. Ему 10-11 лет, а по выражению лица можно дать   все 30. В первые дни войны он пережил смерть отца (убили на границе), на руках его погибает сестрёнка (ей было полтора года). Мальчик в партизанах, в лагере смерти. Он пережил весь ужас первых дней войны, отсюда его суровость.

       Иван принял решение – мстить врагу, добывать сведения о вражеских  войсках для штаба.

  Как обыкновенный мальчишка он играет, собирает ножички. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый  день смотрит в глаза смерти…

       Но шла жестокая война, гибли люди. И за победу сражались дети. Иван погиб. На знамени Победы есть и его капелька крови, а это немало для одиннадцатилетнего мальчика.

                 

Ученик 4.   У  поэта Павла  Антакольского погиб сын. Об этом он пишет в поэме  «Сын».

                   Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,

                   Добрым, умным смельчаком.

                   Сейчас метель гуляет по лощинам,

                   Вдоль выбоин, где он упал ничком.

                   Мне снится, что ты еще малый ребенок,

                   И счастлив. И ножками топчешь босыми

                   Ту землю, где столько лежит погребенных.

                   На этом кончается повесть о сыне.

Ученик.5.  В повести Валентина Катаева «Сын полка» мы встречаемся с озорным крестьянским мальчиком Ваней Солнцевым. Он остался сиротой и попал к разведчикам, которые его полюбили и окружили заботой и вниманием. Ваня тоже ходит в разведку, зорко всматриваясь в любое скопление живой силы врага, и все запоминает. Но и во время войны жизнь  продолжается: цветут ландыши, зима сменяется весной, живет вера, надежда в победу. Иначе наш народ не вынес бы эти четыре страшных года.

(слайд презентации )

Ученик.6  Я с детства помню тот кошмар:

                  Налеты, раненых мученья,

                  Бомбежки города, пожар,

                  И взрывы…Нет от них спасенья!

                  Народ бежал, бросал жилье,

                  От горя волосы седели…

                  А с самолета пулемет

                  Строчил по движущейся цели

                  И оставались на земле

                  На веке взрослые и дети…

                  Война! Поверьте ничего

                  Страшнее нет на свете!

 (Показ слайдов о детях блокадного Ленинграда)

Ученик.7.  Многие из нас знают красивую и талантливую актрису Элину Аврасимовну  Быстрицкую, но не каждому известно, что ее детство пришлось на годы войны и что она имеет настоящее боевое звание сына полка. Она гордится этим, как и другими награждениями, например, медалью «За победу над Германией».

Детям, воевавшим за свободу Родины, посвятила своё стихотворение одна из учениц класса  (приложение №1)

Ученик 8.   Огромное количество книг написано о войне, многие мы

прочитали  дома вместе с родителями, близкими нам людьми.

              Поэма К.Симонова «Сын артиллериста»

начинается с рассказа о том, как мальчик, чтобы

потом пойти по стопам отца и стать военным. Близкие люди с  детства помогали ему стать смелым и отважным, готовым к защите своей родины. 

 

                   (Чтение учеником наизусть отрывка из поэмы К.Симонова «Сын артиллериста»).

 

Учитель.  Есть очень хорошая книга «Дети военной поры». Это сборник рассказов о том, как вели себя дети в тяжелые годы войны,  как боролись с врагом, как трудились в тылу.

Ученик 9.            Что делал я тогда? Снопы вязал.

                                 А может быть, работал на прополке,

         Когда ты  полем проползал,

          Где каждый метр изрезали осколки.

Ученик 10.   В рассказе «Белая шубка» Татьяна  Тимошенко пишет: «Мне часто снится Первоуральск. Базарчик, домики и прокатный стан.                  Стан, мой стан  . 5 девочек, эвакуированных из Харькова,  стоят  на прокате горячих труб».  Она вспоминает, что заревела, когда прокатала 50 труб. А еще как-то потеряла продуктовые карточки на целый месяц. Работали по 2 смены. И никто не подгонял, только собственное сознание.

(Просмотр слайда о детях тыла)

 

               

Учитель.  Я убеждена: необходимо помнить о войне. Память – наша история. Каким будет  ваш взгляд на неё, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее.  

Человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Детская память избирательна.  Но забыть ужас венного лихолетья не в силах никто.  Материалы, собранные вами к сегодняшнему уроку, должны доказать, что пережитое нашим народом, детьми во время войны, не выдумка писателей, а трудная правда. О пережитом рассказывала    бывшая учительница нашей школы, которая в годы войны жила на оккупированной врагами территории, на Курской дуге. Наши ребята из группы «Писатели» воспроизвели её воспоминания в рассказе «Один день из моей военной жизни»

(приложение №2)

 Ученик11.           Среди сугробов и воронок

                 В селе, разрушенном дотла,

                 Стоит, зажмурившись, ребенок-

                 Последний гражданин села.

                 Испуганный котенок белый,

                 Обломки печки и трубы-

                 И это все, что уцелело

                 От прежней жизни и избы.

                 Стоит белоголовый Петя

                 И плачет, как старик, без слез,

                 Три года прожил он на свете,

                 А что  узнал и перенес.

                 При нем избу его спалили,

                 Угнали маму со двора,

                 И в наспех вырытой могиле

                 Лежит убитая сестра.

                                    ( С.Я. Маршак)

Учитель. Война была нам навязана и принесла людям много горя. Она разорила сотни городов и сел, лишила тысячи детей их  родителей.  Писатель Альберт Анатольевич Лиханов рассказывает о том, как трудно и голодно жилось детям во время Великой Отечественной войны.

(Показ фрагмента из жизни писателя. Материал ЦОР к урокам литературы)

Ученик 12.    Альберт Анатольевич Лиханов - известный писатель. Его книги издаются во многих странах мира.  Главная тема и главная боль произведений писателя - судьбы детей, оказавшихся по разным причинам в тяжелых ситуациях.

 В 1987 году по его инициативе у нас в стране был создан детский фонд -  первая общественная благотворительная организация.  

В повести «Последние холода» перед нами проходят судьбы детей: Коли, Маши и Вадима. 

Ученик 13.  Коля живет в эвакуации, у него есть бабушка и мама, которые  спасают его от голода. Маша и Вадим остались одни. Только желание жить, а скорее выжить, победить ужасы голода, болезни помогают им  выстоять. Вадим ведет себя как взрослый человек. Он считает  себя ответственным за больную тифом мать и младшую сестру. И люди помогали бесприютным детям: устраивали  дополнительное питание в столовых, помогали учителя в школе, торговки на базаре закрывали глаза на голодных воришек

Ученик 14.    В книге звучат слова Колиной учительницы, Анны Николаевны, обращенные к ученикам. Они звучат как завет:

        « Война кончилась. Вы застали ее детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну. Пройдет время, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда была война,  умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети  минувшие войны. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забывать»

Ученик 15.            Не со школьным фартучком,

                    С взрослыми обидами,

                    Словно бы по карточкам,

                    Детство было выдано.

Беседа:

- Как вы считаете, донёс А. Лиханов завет своей учительницы до вас? Донёс ли её слово-предупреждение? (слайд)

- Почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном времени?

- Герой повести В.Богомолова «Иван» погиб. А если бы остался жив, каким бы стал Иван? Как бы сложилась его судьба?  О чём бы он рассказал и что завещал своим детям и внукам? (учтём, что наши размышления – всего лишь   только предположения)

Учитель.    О детях военной поры мы узнаем из истории, литературы. Но   они и сейчас живут   среди нас, многие делятся своими  воспоминаниями  о трудном военном детстве. Нет, они не герои, они  просто дети, дети войны.    

(Выступление детей военного времени, у которых ребята из группы корреспондентов могут взять заранее или после урока интервью и поместить его в газету. Фотокорреспонденты сделают фотомонтаж).

Вопросы для интервью:

  1. Сколько лет вам было во время войны?
  2. Где вы жили в военные годы?
  3. Что вам больше всего запомнилось из вашего военного детства?
  4. Что бы вы хотели пожелать сегодняшним детям?

 

   Ребята третьей группы – «Литераторы» - подготовили список рекомендуемой для чтения литературы по  данной теме, написав к некоторым произведениям аннотации.

 ( презентация, приложение)  

         Учитель: Спасибо, ребята, за эти работы. Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы: не забывать ни горя, ни радости, ни слёз,ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвётся ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим Вы сегодня стали чуточку взрослее. Особые слова благодарности мы сегодня говорим тем людям, которые   поделились  воспоминаниями  о своём трудном военном детстве.

        Помните у Лиханова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное. Он вовсе не взрослый, нет. …в лесу, где много деревьев, которые он не знает, он вдруг догадывается: вот это пихта, это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если не умом, то сердцем» И на сегодняшнем уроке мы учились понимать самые главные мысли о жизни. Учились быть людьми, способными неравнодушными глазами увидеть и сердцем почувствовать   боль и радость. Так происходит ваше взросление, ребята…

Завершим мы урок стихотворением Ю.Воронова, который  подтверждает мысль о том, что «память – наша совесть»

                А может, нам о них забыть?

                Опять война, опять блокада…

                Я слышу иногда: «Не надо,

                Не надо раны бередить.

                Ведь это правда, что устали

                Мы от рассказов о войне

                И о блокаде пролистали

                Стихов достаточно вполне»

                И может показаться: правы

                И убедительны слова.

                Но даже если это правда,

                Такая правда – не права!

                Чтоб снова на земной планете

                Не повторилось той зимы,

                Нам нужно, чтобы наши дети

                Об этом помнили, как мы!

                Я не напрасно беспокоюсь,

                Чтоб не забылась та война:

                Ведь эта память – наша совесть.

                Она как сила нам нужна…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"

В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...

Внеклассное мероприятие посвященное к 65-и летию ВОВ "У войны не детское лицо"

Внеклассное мероприятие в форме историко-литературной  композиции было подготовлено к юбилейной дате – 65-летию со дня начала Великой Отечественной войны.Цели мероприятия определяются значимостью...

Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне».

Цель урока - познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)....

Конспект урока внеклассного чтения "У войны не детское лицо" (6 класс)

Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей...