Главные вкладки

    Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Тема урока: "Лицо войны". 

    Технология: элементы творческой мастерской.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lico_voyny.doc40.5 КБ
    Office presentation icon lico_voyny.ppt1.31 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока   внеклассного чтения

    «Лицо войны»

    (по стихотворению В.Шефнера «Зеркало»)

    7 класс

    Дата проведения: январь 2011 г.

    Цели урока:

    - формировать представление учащихся об историческом событии «Великой Отечественной войне» на основе изучения  художественного произведения с использованием  предметов других видов искусства

    - формировать ассоциативное, образное, аналитическое мышление, эмоциональную сферу учащихся, исследовательские и  творческие умения..

    - развивать понятие об анализе стихотворения, выразительных средствах, развивать словарный запас учащихся, навыки выразительного чтения.

    Педагогическая технология, используемая на уроке: элементы творческой мастерской

    Оборудование урока: листок двойной для письменной  работы на уроке, ручка,  фломастер, магнит, листочек белый, орфографический словарь, звуковой ряд, презентация к уроку.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.  Проверка рабочих мест.
    2. Объявление целей урока:

    - Сегодня урок внеклассного чтения, в ходе которого вы не только  познакомитесь с произведением,  но и будете овладевать мастерством письма, приобщаться к искусству слова, а главное будете думать, размышлять, пробовать свои силы в создании собственных маленьких произведений.

    1. Учащимся предлагается прослушать   звуковой ряд. Звуковой ряд – это набор звуков, голосов, мелодий, которые создают какое-то общее впечатление. В ходе прослушивания учащимся предлагается определить  настроение,  чувства,  ассоциации, которые возникнут у них во время прослушивания и записать их на листочки.

          Звучит отрывок из фильма «Блокада» (изображение скрыто от  учащихся). На слух дети определяют тему звукозаписи. Во время   прослушивания учащиеся на двойных листочках записывают слова ассоциации.

    1. После выполнения задания учащимся предлагается прочитать внимательно слова, которые они записали, выбрать одно, самое на их взгляд, яркое для данного звукоряда, то, которое более всего подходит к прослушанному отрывку и записать его на чистом листочке фломастером. Затем выбранное слово с помощью магнитиков учащиеся прикрепляют к доске. Создается общее впечатление от прослушаного. (Среди слов учащихся учителем незаметно  добавляется слово «зеркало»).

    1. Учащиеся читают слова, комментируют по желанию (все слова связаны с понятием «война», кроме одного)

    - Укажите слово, которое, на ваш взгляд, является лишним  (зеркало). Почему?

    1. Задание «Проба пера».

    - Попробуйте соединить несоединимое. Создайте небольшой текст (около 5 предложений), в котором соединить слова «война» и «зеркало».

           Работа со слайдом № 1 презентации.

           Учащиеся выполняют задание (учитель тоже). После написания учащиеся по желанию читают   свои тексты.

    1. Знакомство со стихотворением.

          - А теперь давайте посмотрим, как  то же самое сделал поэт Вадим  Шефнер.

           Учащимся предлагается прочитать стихотворение молча и ответить на вопросы:

    -     Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

    -    Какие слова были непонятными? («таран»).

           Работа со слайдом № 2 презентации. (Выясняют значение слова «таран»)

     - Какие сведения о жизни писателя Вадима Шефнера вы можете получить из информации,  которая содержится на листочке. (Был  военным корреспондентом, видел войну своими глазами)

    1. Чтение учащимися  стихотворения вслух и ответы на вопросы:

       -  Что отражает название стихотворения: тему или главную мысль    произведения?

       -  Присутствует ли автор в этом стихотворении? Какие строчки это  доказывают?  

          Откуда взял Вадим Шефнер сюжет для своего   стихотворения?

    9.  Анализ стихотворения.

         Задания:

    -   Разделите стихотворение на  части. Определите границы частей.

         Почему вы так их  определили? Кто разделил тест по-другому?

    -   Если бы вам представилось проиллюстрировать это стихотворение, то      какую бы иллюстрацию вы  подобрали к  первой части? Какие детали    вы бы взяли для работы ? (разбитый дом и уцелевшее  зеркало).

                Работа со слайдом № 3 презентации.

      - Какую метафору использует автор для характеристики данного   предмета (зеркала)  («Судьбы слепая милость»)  Как вы ее понимаете?

      -  Перечитайте вторую часть стихотворения. Какую сюжетную  картинку изображает автор?

                Работа со слайдом № 4 презентации.

    -    Какое  выразительное    средство  использует автор для описания  зеркала в этой части?       («Свидетель довоенного уюта»)   Как вы понимаете это выражение?

     -  Перечитайте заключительную часть стихотворения. Что говорится о зеркале в этой части    стихотворения?  Какое выразительное средство использует автор для описания войны? (метафору: «лицо ожесточенное войны»)

                Работа со слайдом № 5  презентации.

               - Прочитайте начало и конец стихотворения? Меняется ли настроение автора к концу

            стихотворения? Как? (Появляется надежда на то, что враг никогда не отразиться в

            зеркале)  Какое это выразительное средство? Что означает эта развернутая метафора?

            12. Творческое задание: составить текст  по одной из предложенных тем:

    1. рассказ   от имени зеркала «История моей жизни».
    2. сочинение-рассуждение  «Какое лицо у войны?»

             13. Чтение вслух текстов.

             14. Рефлексия.

                   - Какие чувства, эмоции испытывали  на уроке?   Что было интереснее: изучать

              стихотворение писателя или писать самому?   Что помогало на уроке? Что мешало? И

               др.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабженная крепким железным наконечником; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперед, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять таким ударам.

    Слайд 6

    «Какое лицо у войны?»

    Слайд 7

    «Какое лицо у войны?» Рассказ от имени зеркала. «История моей жизни»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

    Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

    Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

    Открытый урок "Дроби и война"

    Урок, освященный годовщине Сталинградской битвы....

    Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс

    Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...

    Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

    Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...