Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок развития речи по картине  Пластова...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_v_6_klasse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе.

 

Стихотворение А.С. Пушкина  «Зимнее утро»

          Дата проведения: 22 октября 2010 г

     Цель: углубить первоначальное восприятие обучающихся, помочь им увидеть отражение в картинах природы душевного состояния, переживаний поэта; ПОМОЧЬ УВИДЕТЬ, КАК НЕ ПРОСТО СОЗДАЮТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, совершенствовать умения и навыки выразительного чтения поэтического текста

    Методические приемы: беседа по вопросам, творческая работа, выразительное чтение, объяснение учителя, закрепление теоретических знаний.

      Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта.

Ход урока:

1.Вступительная беседа

      Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы в это время еще в постели. Наслаждаетесь, отсыпаетесь за неделю. Но  часов в одиннадцать начинает е ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там за окном,  во дворе, где еще  вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он облепил… Но тут я остановлюсь  и сделаю отступление.

     Как часто, имея глаза и уши,  мы видим все, что нас окружает, слышим множество звуков, но не умеем вслушиваться и всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может,  этому можно в какой-то степени научиться, если быть повнимательнее, если поупражняться?

     Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь ее нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы мы ее могли вообразить. Всего 5-6 предложений. На эту работу – пять минут. Только  - чур! – не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце»

 

2.Творческая работа обучающихся и ее обсуждение

- Ну, что получилось? Кого мы послушаем?..

Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце», а еще что? А если предложить задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало весело и мы полюбили не только природу, но и того, кто о ней рассказал. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». Откуда же он взял нужные слова? Вот послушайте…

3. Выразительное чтение стихотворение учителем

4. Беседа по прочитанному

- Какие слова непонятны вам? (Запись на доске и в тетрадях устаревших и диалектных слов:

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть -  приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

- К какой лирике отнесем  это стихотворение?  (К пейзажной)  

- Это стихотворение о ком или о чем? ( О чем – о зимнем утре)

- Что же было вчера и что случилось сегодня с природой и человеком? (вчера вьюга злилась, мгла, тучи…и ты печальная сидела)

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (радости, бодрости, восхищения природой)

- На основании чего вы сделали вывод, что стихотворение проникнуто хорошим настроением?

      Что значит хорошее настроение?

- Как о нем узнают другие? Вы же не говорите: «мне хорошо, мне весело» или  «мне плохо», скучно

Пояснение учителя: Это внутреннее психическое состояние человека,  которое не является постоянным и неизменным.

     Настроение выражается в том, как человек относится к другим, как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир

5. Построение стихотворения.

- Можно ли в стихотворении выделить какие-либо части?  О чем они? (описание утра, лес, небо, снег..)

- А люди в стихотворении есть?  ( подруга лирического героя и он сам)

- К кому обращается поэт в 1 части стихотворения?  (Обращение поэта к любимой, к другу. Поэт подбирает особо звучные и яркие определения)

- Как называет подругу поэт?  (друг прелестный, красавица, звезда севера)

Пояснение учителя: этим автор передает силу своего чувства. Все эти обращения свидетельствуют о его светлом настроении, о счастье, которое переполняет душу поэта

- Что мы наблюдаем во 2 части стихотворения?  (вчерашняя непогода, подавленное душевное состояние…)

- Представьте себе, что в стихотворении не было бы 2 строфы – воспоминание о вчерашнем ненастье. Изменилось бы от этого стихотворение? (да, исчезло бы  ощущение удивления, неожиданности)

Пояснение учителя: А потому и  красота морозного солнечного утра не вызывала бы такой радости.

     Картина, нарисованная во 2 строфе, противопоставлена карт ине утра.

     Не случайно это вечер и утро: вечер – это конец, темнота, умирание. Утро – рождение нового, начало, рассвет

- С какой целью поэт использует контрастное описание природы? (Подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей)

- Сравните в 1 и 2 строфах слова, передающие настроение: злилась мгла, бледное пятно, мрачные тучи, ты печальная..

И – чудесный, великолепный, блестит, озарена, веселым, приятно

Пояснение учителя: Автор противопоставляет части явления, цвета, звуки. Это называется антитезой

- Понаблюдаем, как выражен этот контрасту Пушкина  (на доске запись)

а)  контраст цвета  

мгла                    -                   сверкающий снег

мрачные тучи     -                  прозрачный лес

желтое пятно луны     -         ослепительное солнце, голубой,  

                                                зеленый

б) контраст звука

вьюга злилась        -      веселый треск печки

в) контраст настроения

вчера «печальная сидела»       -  «приятно думать»

Пояснение учителя: Начало зимы стало событием не только природной, но и душевной жизни

- Постепенно автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера.

   Запишите в тетрадях: интерьер -  внутренне пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство)

     Понаблюдаем, как передается ощущение покоя домашнего очага.

-   Можно ли  услышать, что происходит в доме?

            Веселым треском

            Трещит затопленная печь

- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? (согласные звуки «т», «р», «щ», «с»)

Пояснение учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией

6. Изобразительно-выразительные средства речи

- Какие изобразительные средства (тропы) использует автор в стихотворении? (сравнения)

- Найдите сравнения в тексте (луна как бледное пятно, великолепными коврами…)

- Какие эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные слова «блестя»,  «блести», «блеском», передают ощущение праздничности, нарядности природы) (эпитеты: «милый»  –«друг милый», и «берег милый для меня»

- Куда стремится  лирический герой из уютной комнаты?  (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора)

Пояснение учителя: В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.

7. Интонационный строй стихотворения

-  Переходим к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро»

- С каким настроением будем читать 1 строфу?   ( бодро, весело, с чувством радости)

- Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов «и ты печальная сидела наступает  перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(от печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

- С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

 Вывод:    В своем стихотворении «Зимнее утро» поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. А.С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа.

     Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы.

     8. Чтение стих по цепочке.

9. Оценки за урок (С КОММЕНТАРИЕМ)

10. Дом. задание:  (выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему)