Конспект урока по литературе на тему «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лебедева Екатерина Андреевна

Конпект урока на по литературе на тему "С.А. Есенин "Сыплет черемуха снегом..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева Екатерина Андреевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Бутовская СОШ №1»

Тема: «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»

План урока:

1. Организационный момент.

2. Работа с текстом.

3. Анализ стихотворения.

4. Сравнительный анализ.

5. Практическая часть.

6. Подведение итогов.

Цели урока: познакомить учеников с темой родной природы в русской поэзии XIX–ХХ веков, проанализировать стихотворение С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом...» как образец лирики о родной природе, развить умения анализировать поэтический текст, выделить основные мотивы и образы, воспитать чувство гордости за родную природу и Родину.

Задачи урока:

1. Информационные: 

- познакомить учеников со стихотворением С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом…».

2. Практические:

- организовать работу с текстом: чтение, выделение ключевых моментов, анализ образов;

- провести сравнительный анализ стихотворения Есенина с другими произведениями русской поэзии на аналогичную тематику.

3. Развивающие:

- стимулировать учеников к самостоятельному анализу текста, высказыванию своего мнения, аргументированной дискуссии;

- развивать умение видеть связь между литературными произведениями разных эпох и авторов.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (мультимедийный проектор/презентация), репродуктивный

Форма организации деятельности: коллективная. 

Возрастная категория: 5 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент. (2 мин)

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Сергея Есенина».

Обсуждение с учениками: что они знают о русской природе, какие образы и ассоциации возникают при слове «Родина».

Ученики высказывают свои варианты ответа.

2. Работа с текстом. (10 мин)

Чтение стихотворения С. А. Есенина «Сыплет черемуха снегом...» вслух.

Обсуждение первых впечатлений от прочитанного.

Учитель: «Итак, ребята, поделитесь своими впечатлениями после прочтения стихотворения».

Ученики высказывают свои варианты ответа.

3. Анализ стихотворения. (10 мин)

Работа с образами и метафорами в тексте.

Учитель: «Сыплет черемуха снегом» - поэт сравнивает цветение черемухи с падением снега, создавая ассоциацию с волшебством и белизной.

«Зелень в цвету и росе» - это метафора, которая олицетворяет приход весны и расцвет природы.

Метафора «пойте вы, птахи, в лесу» придаёт птицам роль музыкантов, играющих в лесу мелодию весны».

Обсуждение темы родной природы в стихотворении.

Учитель: «Итак, какие эмоции вызывают у вас слова и метафоры в этом стихотворении? Сможете ли вы найти места, где поэт выражает свою близость к природе или связь с ней?».

Ученики высказывают свои варианты ответа.

Выявление связи героя стихотворения с родной природой и Родиной.

Учитель: «Герой стихотворения выражает свою связь с родной природой, описывая весенние признаки прихода весны, такие как цветущие черемухи, зелень, пение птиц и запах смолистой сосны. Эти образы символизируют природу как часть его жизни и окружения. Взаимодействие героя с природой вызывает у него положительные чувства и воспоминания.

Также в стихотворении упоминается Родина, что создает связь между героем и его местом происхождения. Родина представляется через образы лугов, дубрав и полей, которые герой описывает с восхищением. Эти места ассоциируются с понятием Родины и вызывают у него гордость и теплые чувства».

4. Сравнительный анализ. (5 мин)

Привести примеры стихов других поэтов XIX–ХХ веков на аналогичную тематику.

Обсуждение сходств и различий в подходе к описанию родной природы.

Учитель: «Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со стихотворением А. Фета «Весенний дождь». Давайте сравним оба стихотворения.

Что же общего? Например, описание природы: оба стихотворения описывают природные явления и картины весенней природы. Они включают в себя образы облаков, солнца, птиц, листьев и других элементов природы.

В стихотворениях используются яркие образы и метафоры, чтобы создать живописные картинки природы. Например, "солнце блещет," "воробей трепещет," "золотой пыли" и т.д.

Также оба стихотворения упоминают весну, что связывает их общей темой природы в этом времени года.

Как вы думаете, в чем различие между ними?»

Ученики высказывают свои варианты ответа.

Учитель: «Действительно. Первое стихотворение описывает связь героя с родной природой и Родиной и включает в себя элементы ностальгии и чувства привязанности. Второе стихотворение, наоборот, описывает более моментальные и наблюдательные образы природы, создавая ощущение легкости и радости.

В первом стихотворении метафоры связаны с чувствами и эмоциями героя, а во втором - с природными явлениями и звуками дождя».

5. Практическая часть. (15 мин)

Задание для учеников: написать короткое стихотворение или эссе на тему своих чувств к родной природе или Родине.

Обсуждение написанных учениками текстов.

6. Подведение итогов. (3 мин)

Учитель: «Итак, как вы думаете, чем для поэта является родная природа?  Как связаны чувства к Родине и к природе?»

Ученики высказывают свои варианты ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Данное стихотворение является текстом, так как  обладает  всеми признаками контекстуальности....

Разработка урока по литературе на тему "Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне"

Данная разработка поможет учителю в интересной форме разобрать материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Урок сопровождается презентацией, включает в себя проектное задание учеников...

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."

Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

урок-исследование, призванный показать динамику в развитии  любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...