Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Санкова Елена Анатольевна

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi__poetov_dona.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Стихи  поэтов   Дона:  Н.Скрёбова,  Н.Доризо, А.Сафронова.

Задачи:

Образовательные:  сформировать  начальное  понятие  о  личности  и  творчестве  писателей; совершенствовать  навыки  анализа  литературного   произведения.

Развивающие: продолжить  развитие  произвольной  памяти, творческого  воображения,  аналитического  мышления, устной  связной  речи, внимания, продолжить  развитие  навыков   выразительного  чтения.

Воспитывающие: продолжить   воспитание  квалифицированного   читателя; продолжить  воспитание  любви  и  интереса  к литературному   наследию, умению  тактично  участвовать  в  беседе.

Методы  обучения:  рассказ,  беседа, метод  творческого  чтения, самостоятельная  работа, метод  устного  контроля.

Методы   учения: репродуктивный, частично-поисковый, исполнительский.

Оборудование  урока:   классная  доска  с  меловыми   записями, выставка  книг, распечатки  со  стихотворениями  поэтов.

Литература  для  учителя:

  1. « Писатели  Дона»  изд-во 1986г.

  2. Н. Доризо. « Внукам   нашей  Победы».

  3. Н. Скрёбов. « Сентябрь»,  « Корень  добра».

  4. Лекция  по  методике преподавания  литературы « Приёмы  анализа  литературного  произведения».

  5. Ожегов. « Толковый  словарь».

                                           

    План  урока.

1.  О. Н. У.

2. Целеполагание.

3. Слово  учителя.

4. Знакомство  с  творчеством  писателей.

5. Восприятие  текста.

 

6. Аналитическая   работа  над  текстом.

7. Итог  урока.

 – Ребята, проверьте, всё  ли  готово  у  вас к уроку?  Тетради, ручки?

 -  Здравствуйте, садитесь. Сегодня  урок  внеклассного  чтения.

  – На  уроке  мы  познакомимся   с  некоторыми  стихотворениями, со  страницами творчества  замечательных  поэтов  Дона, таких как  Николай  Доризо,  Николай Скрёбов  и  Анатолий

Сафронов.

 -  Щедрая  талантами  донская  земля  по- разному  вошла  в  судьбу  и  творчество многих   писателей  русской  литературы. Для одних  она  была родиной, для других  открыла  путь  в  литературу. Но  для  всех  навсегда  стала  дорогой память сердца, неиссякаемым и вдохновляющим  источником  творчества. Литература  Дона  имеет  свою  интересную историю. На донской  земле  жили  и  работали  писатели: А. Чехов, К. Станюкович… С историей  Ростовской  писательской  организацией  тесно  связаны  творческие  биографии  М.Горького, В. Маяковского,  А.  Серафимовича, С. Есенина. Свою  литературную  биографию  начинали в  Ростове- на  -   Дону   Вера Панова,  Сергей Михалков,  Анатолий  Сафронов, Николай  Доризо. Многообразны  по  жанрам  и тематике  книги  писателей  Дона, которые  рассказывают о далёком  прошлом  нашей  Родины, о  Великой  Отечественной  войне, о деревенских  людях, о  неповторимой  природе  донского  края  и о многом  другом.  

     Но  о  чём  бы ни  рассказывали  писатели  Дона,  в центре  внимания  всегда  человек и  его нравственный  мир. Он  олицетворяет  собой  символ  мужества, героизма принципиальности  и  ответственности.

   - Ребята, донских  писателей очень  много,  и о  всех  мы  не сможем  поговорить  сегодня  на  уроке . Мы  коснёмся  творчества  лишь  нескольких  писателей,  таких   как Скрёбов,  Сафронов, Доризо.

  - О Николае  Михайловиче  Скрёбове  нам  расскажет ( уч-ся рассказывает о  творчестве, читает   стихи  наизусть).

-  А  теперь  об  Анатолии  Сафронове  нам  расскажет ( уч-ся  рассказывает  о творчестве, читает  наизусть  стихи).

-  У вас  на  партах   лежит   текст  стихотворения   А.Сафронова « Шумел  сурово  брянский  лес».

                   (  учитель  читает  стихотворение).

-  Прочитайте  теперь  это  произведение  самостоятельно.

-  Какое  настроение  вызвало  у  вас  это  стихотворение?

- Скажите, о чём  это  произведение?   ( О партизанах).

-  Почему  стихотворение  о  партизанах  названо  « Шумел  сурово   брянский  лес»?  ( Потому  что  брянский  лес  выступает  как  участник  событий).

- Ребята, обратите  внимание  на  то, что в произведении  присутствует  кольцевая  композиция.

-Почему  лес  шумел  в начале? (  Партизаны  шли  в бой).

-Почему  же  шумел лес сурово  в  конце? ( Потому  что  война  продолжается).

- Обратите  внимание  на  строку: «  В лесах  врагам  спасенья нет»

- А  почему?( Потому  что  партизаны и  лес вместе  сражались  с  врагами).

- Ребята, посмотрите  на  строку: « Спешили  дебрями  густыми».

- Как  вы  понимаете  слово     дебри?

-  Я посмотрела  точное  значение  этого  слова в  словаре.

    Дебри- место,  заросшее  непроходимым  лесом.

-Скажите, с какой  целью  к  слову  дебри  автор  подобрал  эпитет  « непроходимые»:

         - для   того, чтобы подчеркнуть  « непроходимость  дебрей»?

- Ребята, найдите  в  тексте  эпитеты:  ( Тропою тайной, тёмные  туманы).

- Найдите  олицетворение. Для  чего  автор  использует этот  приём?

- Нарисуйте  словесную  иллюстрацию к этому произведению. Наверное  вы  используете  тёмные  цвета ( небольшой  отряд  партизан, вокруг  большие  деревья).

- Какова  же  основная  поэтическая  идея  стихотворения?

-  Подводя  итог, мы  можем  сказать, что  стихотворение посвящено партизанам, их  подвигу. Автор  показывает  трудный  путь  победы  и  воспевает тех  людей, которые  шли этим  путём.

- Сейчас  мы  с вами  послушаем  о  творчестве  Н. Доризо. О  нём  нам  расскажет ( уч-ся рассказывает  о  творчестве, читает  наизусть  стихотворение).

- Обратимся  к  произведению Н. Доризо « Накануне». ( Чтение  учителем  стихотворения).

- Прочтите  это  стихотворение  про  себя.

- Скажите, о чём  это произведение?

- Какое  впечатление   оно на  вас  произвело?

-Как вы  понимаете  значение  слова   « накануне»?

-  В  словаре  накануне  означает  « в предыдущий  день, непосредственно  перед  чем- нибудь».

- Ребята, вы, наверное, заметили, что  стихотворение  имеет  философский  смысл. Каждый  человек  должен  к  чему-то  стремиться, иметь  цель.  Человек  живёт  в ожидании  каких-то  событий.  Еси  он  стремится  к  чему- нибудь, то  он совершенствуется, развивается. В  жизни  человека  существуют  цели  и  каждый  человек  должен  жить в осуществлении этих  целей. Достижение её  несёт  человеку  удовлетворение  и уже  спадает это  напряжение.  Человеку  свойственно  не  ценить  слишком  то, что  им  достигнуто, то что  имеет. Это  нормальная  жизнь  человека.

- Вы, наверное, ребята, заметили, что  стихотворение  очень  оптимистично. Как  вы  считаете?

- Правильно  ли  то суждение, что нужно  жить  накануне  чего-то?

- Обратимся  к  тексту.

- Каким  вы  себе  представляете  лирического?

- Какой  это  человек?( Наверное, это человек, который  к  жизни  относится требовательно, живёт активной  жизнью. С надеждой, что  завтра  сделает  что-то  новое).

-Как  вы  понимаете  строку: « накануне  строки». ( Я думаю, что  лирическому  герою кажется, что  лучшее стихотворение  у него  впереди).

- Как вы  понимаете выражение  « накануне  полёта, любви, удачи»?

- Обратите внимание, что в произведении прослеживается повтор одинаковых  слов. Этот  художественный  приём  называется   анафорой. Запишите  этот  термин  у себя в тетрадях.

Анафора- повторение  созвучий  или новых  слов  в начале  стихотворной  строки или  прозаической  фразы.

-  Перечитайте  2-ю строфу. Как  вы  её понимаете?

- Что вы  можете сказать  о лирическом  герое, опираясь  на  эти  строки?

- Перечитайте  3-ю строфу. Как  вы  понимаете  слова с неясным  порывом?

- Какой  смысл здесь  заложен?

- Итак. Ребята, мы  поговорили о творчестве  таких  замечательных  поэтах  как  Доризо, Сафронов, Скрёбов. Но  я  не хочу, чтобы  вы заострили  своё  внимание  только  на  этих  поэтах. Обратите  внимание на  выставку книг. Я надеюсь, что вы обратитесь к творчеству поэтов, чьи книги  вы  видите  здесь, и будете  читать их  замечательные  произведения. Урок  окончен.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...