Конспект урока по литературе ФГОС "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино»".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока по литературе в 5 классе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения  «Бородино».                                                                                                                                                                             Цель урока: познакомить с детскими и юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер; познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив особое внимание на историческую основу стихотворения и его художественные достоинства; показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в литературе.

Задачи:  

- обучающие: познакомить с отдельными фактами биографии М.Ю.Лермонтова;  

- развивающие: развивать умение выразительного чтения; пересказа; развивать умение анализировать художественный текст; обогащать словарный запас;

- воспитательные: воспитывать любовь и уважение к героическому прошлому России.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание уважительного отношения к истории своей страны, ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

метапредметные: умение слушать учителя и друг друга; умение  видеть связь литературного произведения с историей; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

предметные: знакомство с отдельными  этапами биографии  М.Ю.Лермонтова, понимание значения событий Отечественной войны 1812 года для формирования его национального самосознания; умение выразительно читать эпическое произведение; умение выявлять его тему и идею, художественные особенности, производить языковой анализ  стихотворения; расширение  теоретико-литературных представлений; выявление  авторского отношения к изображаемому в стихотворении «Бородино».

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент.

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.  

 Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.  

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

 Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –  перенесёмся на 200 лет назад и представим себя участниками событий 200-летней давности. Вы получили опережающие задания и подготовили очень интересный материал, поделитесь теперь им с товарищами. Итак, начнём.

 Отвечают на вопросы учителя.

личностные:

самоопределение, установление связи  между целью учения и   его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

3.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Слово 1 группе – группе историков.

1 презентация

Ребята, о каком событии сегодня пойдёт речь на уроке?

Что вы знаете об исходе этого грандиозного сражения?

Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, его героев воспели поэты и художники.

Сегодня мы вспомним об одном таком поэте.

Слово 2 группе – группе литературоведов.

2 презентация

        

Сформулируйте тему нашего урока.

Группа учащихся рассказывает о Бородинском сражении.

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года". В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве», - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска, армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван. Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу, Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна. Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать. Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г. Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами. Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере. В душе каждый готовился к великому бою. Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушение победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе. Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

Отвечают, что на уроке пойдёт речь о Бородинском сражении.

Русские войска выстояли и показали пример мужества.                                                                                                                          

                                                                                   

                                                                                                           

Сообщение о детских и юношеских годах М.Ю.Лермонтова.                                                              …Несмотря на то, что М.Ю.Лермонтов родился после войны 1812 года, это событие  имело важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова, он рос и воспитывался в атмосфере «священных преданий» о нём. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.    

Формулируют тему урока.

понимание значения событий Отечественной войны 1812 года для формирования его национального самосознания;  воспита-ние уважительного отношения к истории своей страны, ориентация в системе моральных норм и ценностей

умение  видеть связь литературного произведения с историей

воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы

знакомство с отдельными  этапами биографии  М.Ю.Лермонтова,

самостоятельное формулирование темы урока

4.

Практикум.

Исследование текста.

Физкультминутка.

(1 мин.)

Самостоятельная

работа

(5мин.)

Открываем учебник.

Слово 3группе – группе чтецов.(4 мин.)

Группа чтецов подготовила выразительное чтение стихотворения, послушаем его и выпишем непонятные термины в тетради.

Слово 4 группе, которая подготовила словарь терминов стихотворения «Бородино».

3 презентация (3 мин)

А теперь наша 5 группа – группа теоретиков подготовила вопросы по содержанию текста стихотворения. Давайте проверим, как вы поняли его смысл .(4 мин.)

6 группа – группа искусствоведов прокомментирует иллюстрации на страницах учебника. Какие эпизоды сражения изображены художником?

(3 мин)

Найти в тексте средства художественной выразительности, помогающие  представить картину боя: 1вариант – эпитеты, 2 вариант – метафоры, 3вариант – сравнения.

Следят по учебнику, выписывают непонятные слова.

Учащиеся знакомятся со значением непонятных слов

Учащиеся задают вопросы по содержанию стихотворения  и фиксируют количество правильных ответов.

Рассматривают иллюстрации на страницах учебника.

Ищут средства художественной выразительности.

умение выразительно читать эпическое произведение; выявлять его тему и идею, художественные особенности, расширение  словаря школьников

умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текста

умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планиру-емым результатом, корректировать их;

умение производить языковой анализ  стихотворения

4

Проверка полученных результатов. (5 мин.)

Комментирование ответов учащихся.

Эпитеты:  грозная сечь, дым летучий, русский бой удалый, протяжный вой, плохая доля и др.

Метафоры: звучал булат; картечь визжала; и залпы оружий слились в протяжный вой; гора кровавых тел (делают текс ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение присутствия,  показывают ужасающее количество жертв).

Сравнения: французы двинулись как тучи; носились знамена как тени; земля тряслась - как наша грудь (показывают грандиозность события, тяжесть его).

Зачитывают средства выразительности.

сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

5

Подведение итогов,  рефлексия

(2 мин.)

домашнее задание.

(1 мин.)

Это стихотворение можно считать  гимном родной стране и ее великому народу.

Отметки за урок. 

Выучить наизусть отрывок, проиллюстрировать понравившийся эпизод из стихотворения; составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.

        

Обсуждение того, что узнали на уроке, чему

научились.

Выбирают и записывают д/з.

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения.