Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihotvoreniya_v_proze.ppsx2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История жанра Стихотворения в прозе

Слайд 2

Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose , petit poème en prose ) — литературная форма, в которой прозаический принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму – повышено.

Слайд 3

Типическими признаками стихотворения в прозе являются: краткость, рудиментарный (недоразвитый), а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи, специфическая лиричность авторской речи, ее индивидуально-эмоциональная окраска. Действительность в нем отражается не столько методом непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько методом изображения субъективного переживания, вызванного тем либо иным явлением жизни.

Слайд 4

История формы Рождение жанра сти-хотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом, его началом считают кни-гу миниатюр поэта-романтика Алоизиюса (Луи) Бертрана « Гас-пар из Тьмы» ( опубл . в 1842).

Слайд 5

Становление стихотворений в прозе стоит связывать с распадом классицистской эстетики и художественными поисками новых форм выражения образов и чувств, не вмещающихся в классицистский канон — прежде всего, переживаний самостоятельной личности, проявлений «нового героизма повседневности» (Бодлер), интереса к чужому, необычному, странному.

Слайд 6

На становление жанра повлияли прозаические переводы экзотической поэзии или их мистификации у ранних романтиков: переложения «Поэм Оссиана» Джеймса Макферсона (опубл. в 1760-1763), «Мадагаскарские песни» Эвариста Парни (1787), позднее - «Гузла» Проспера Мериме (1827). Джеймс Макферсон Проспер Мериме Эварист Парни

Слайд 7

В этом контексте складываются и осознаются как новый жанр первые пробы стихотворений в прозе у «малых романтиков» во Франции — поэмы «Амеде» Жюля Барбе д’Оревильи (1833, опубл. в 1889), «Кентавр» и «Вакханка» Мориса де Герена (1838), упомянутый выше «Гаспар из Тьмы» Бертрана , «Книга прогуливающегося» Жюля Лёфевр-Дёмье (1854) и др. Жюль Барбе Д’Оревильи Морис де Герен

Слайд 8

Их изобретения становятся толчком для поисков Шарля Пьера Бодлера , который дает жанру своё название и порождает впечатляющий пример собственными «Стихотворениями в прозе» (1855—1864, по мере возникновения публи- ковались в периодике).

Слайд 9

И.С.Тургенев в его «Сти-хотворениях в прозе» (1882, начало работы — 1876) опирается на эту богатую традицию. Его перу принадлежит самое знаменитое русское сти-хотворение в прозе — «Русский язык». Оно даже было признано самым коротким произ-ведением русской класси-ки (всего 3 предложения).

Слайд 10

Блестящие образцы жанра создают в 1860-1880-х Малларме, Рембо, Лотреамон, Шарль Кро и др. Стефа́н Малларме́ Жан Николя́ Артю́р Рембо́ Граф Лотреамо́н Шарль Кро

Слайд 11

В России линию Тургенева продолжил Иннокентий Анненский ; своеобразные опыты в этом жанре оставили Елена Гуро и Василий Кандинский . Инноке́нтий Фёдорович А́нненский Еле́на (Элеоно́ра) Ге́нриховна Гуро́ Васи́лий Васи́льевич Канди́нский

Слайд 12

Одним из последних примеров осмысления лирической миниатюры именно как стихотворения в прозе можно считать одноимённую книгу Пьера Реверди (фр. Poèmes en prose; 1915). В дальнейшем лирическая миниатюра этого рода заняла место в системе поэтических форм, и такие поэты, как Макс Жакоб , Рене Шар , а за ними — Ив Бонфуа , Филипп Жакоте и другие никак не отделяют свои «стихотворения в прозе» от «просто» стихотворений.