Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения 6 класс" Поэзия прозы"
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    рыжонкова светлана вячеславовна

    Разработка урока внеклассного чтения, посвящённого юбилею М.М. Пришвина, содержит материалы, позволяющие расскрыть мастерство писателя, познакомить учащихся с примерами пейзажа в живописи, музыке, литературе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon celi.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели:

    1. Познакомить уч-ся с особенностями изображения картин природы в творчестве М. М. Пришвина;

    1. Развивать речь уч-ся ,навыки выразительного чтения;

    1. Воспитывать любовь к родной природе, к Родине, интерес к искусству;

    1. Формировать представление о прекрасном.

    Оформление: репродукции картин «Осенний день. Сокольники.», «Над вечным покоем» И. Левитана, «Ведение отроку Варфоломею» М.Нестерова, цикл картин о временах года Н.Ромадина; 2 часть Третьей симфонии Л. ванн Бетховена, пьесы из цикла «Времена года», записи «Звуки природы», «Голоса птиц в природе».

    ПЛАН УРОКА:

    1.ОРГМОМЕНТ

    Здравствуйте. Сегодня мы будем говорить о природе в искусстве. Замечательно, что говорить будем в день 140-летия со дня рождения одного из лучших её певцов, М.М.Пришвина.

    2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

    Образ природы ,пожалуй, во все времена притягивал внимание художников, музыкантов, поэтов, писателей. Явления природы, даже самые простые и обыденные. В искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.

    Мы не перестаём удивляться умению живописцев тонко чувствовать состояние природы и выражать созвучные изображаемому чувства и переживания.

    3.Выступление группы искусствоведов






































    4.СЛОВО УЧИТЕЛЯ









    5. ВИКТОРИНА



























    6.СЛОВО УЧИТЕЛЯ








    7.ЧТЕНИЕ УЧ-СЯ ОТРЫВКА ИЗ «КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»



    8.СЛОВО УЧИТЕЛЯ






    9.Выступление биографа




















    10.ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ










































    11. Сообщения уч-ся о прочитанных самостоятельно рассказах М.М. Пришвина




    12.ИТОГИ УРОКА



    Остановим своё внимание на некоторых картинах. Давайте вглядимся в картину И. Левитана «Осенний день. Сокольники». На ней изображена осень, задумчивая и грустная, изображена обобщённо. В главных, характерных её моментах. Обозначенные широкими мазками, громадные сосны образуют с обеих сторон две мрачные стены, круто. Неудержимо уходящие вглубь, увлекая взгляд туда. Где гаснут в в холодной дымке последние летние краски- и , по контрасту, бегущие оттуда редкие молодые клёны ,маленькие, тоненькие. Как бы хранящие остатки солнечного тепла и света И из этого контрастного сопоставления возникает сложное чувство. Пропитывающее картину нужной человеку грустью, вызывающее в нём тоску по природе.( звучит 2 часть Третьей симфонии Бетховена)

    А вот другой пейзаж И.Левитана «Над вечным покоем».Почти во весь холст –хмурое небо, холодная гладь озера- суровое величие бескрайнего пейзажа с неумолимо надвигающейся грозой. На полотне изображено несколько световых планов. Соединение этих планов и даёт ощущение покоя и величия, свойственных природе России.(Звучит пьеса из «Времён года» П.Чайковского)

    Обратим внимание на картину «Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова. В чистом, как ключевая вода , воздухе видны каждый листок. Каждый скромный венчик полевого цветка. Каждая травинка и крошечная девочка-берёзка. Всё кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и тёмных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону. Открывает в нас самих такую глубокую любовь к своей земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдерживать невольные слёзы.( Звучит пьеса из «Времён года» П.Чайковского)

    Перейдём к целому циклу картин художника Ромадина. На этих полотнах изображены все времена года. Олицетворением весны является ветка дерева с пушистыми барашками. На одной из его картин над озером или речным затоном с тихой тёмной водой цветёт одинокая ветла .Она отражается в воде, усыпанная серебряными барашками- мягкими на ощупь и тёплыми, похожими на птенцов крошечной птицы. Таких птиц писатель Пришвин называл птичками .Картина Ромадина с цветущей ветлой- это, по существу, портрет дерева. Эта ветла открывает нам всё обаяние русской весны.


    Всё увиденное нами - лишь крошечная частичка в череде живописных полотен, передающих красоту природы. Мы убедились, что во власти кисти живописца не только донести до нас определённое душевное состояние. Но и преподнести нам скромное деревце, травинку или облачко как подлинный шедевр природы.

    Такой же властью обладают и художники слова. Они доносят до нас, читателей, мир, увиденный их глазами.





    Сейчас мы проведём с вами викторину: вы услышите несколько отрывков из стихотворений. Ваша задача - определить, что описывает автор и его имя.


    1. Определите точное время года. По каким приметам вы его узнали?


    Сыплет черёмуха снегом,

    Зелень в цвету и в росе.

    В поле, склоняясь к побегам,

    Ходят грачи в полосе.

    .

    1. Первая строчка этого стихотворения опущена. Именно в ней содержится указание на время суток и время года. Попробуйте её восстановить.



    Как на небе звёзды рдеют,

    Как над сумрачным их светом

    Нивы дремлющие зреют…

    Усыпительно-безмолвны,

    Как блестят в тиши ночной

    Золотистые их волны,

    Убелённые луной..



    1. Кому принадлежат эти строки? Каким образом поэт рисует пейзаж?


    Зари багряной полоса

    Объемлет небеса.

    Блеснули долы, холмы, нивы,

    Вершина рощ и волны рек,

    Раздался утра шум игривый,

    И пробудился человек.



    Однако основной разговор сегодня пойдёт о пейзажах русского писателя М.М.Пришвина. Погружаясь с головой в мир его книг, мы словно бы слышим шум весенних ручьёв, , крики птиц, шорох осенних листьев. Чувствуем благоухание трав. Стоит лишь задействовать своё воображение , и пейзажи, запечатлённые на страницах книг, будто оживают.



    ( «ЛЕТ ДВЕСТИ ТОМУ НАЗАД….)






    Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М. Пришвина.




    Среди писателей Пришвин занимает особое место. Его обширные познания области этнографии,  фенологии, биологии, зоологии, астрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук вошли в книги. Он написал множество охотничьих рассказов, прекрасных произведений о природе. В его лирических миниатюрах природа наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. М.м. Пришвин говорил: «Чтобы понимать природу, надо очень быть близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу». С ружьём за спиной, на плече - охотничья сумка. В которой - блокнот и карандаш- так совершал свои путешествия в таинственную страну под названием «лес» Пришвин. Поспешим и мы вслед за писателем, чтобы услышать его рассказы о природе, чтобы увидеть лесные пейзажи в разное время года.





    «Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

    Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной. И вот что вижу тут , и слышу , и чувствую.

    (Включается аудиозапись звука журчащего ручья)

    Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

    А вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и плеск.

    А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки – вертунки распускают рябь по тихой воде,

    ( Звук журчащего ручья постепенно стихает)

    Вода задевает бутоны новорожденных жёлтых цветов, и так рождается водяная дрожь от цветов.

    Привязал нас к себе ручей, но надо идти дальше. Весна уже в разгаре. Мы выходим на луг».

    (Звучит пьеса из цикла «Времена года»)

    « Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Всё было седое, но лужи не замёрзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна.

    И вот черёд зимы. Она берёт всё вокруг  в свой снежный плен.

    ( Музыка меняется).

    Дерево своей верхней мутовкой, как ладонью, забирало падающий сне, и такой от этого вырос ком, что вершина берёзы стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой всё дерево. Пока, наконец, не погрузилась в снег на земле и этим не была закреплена до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и изредка люди на лыжах. Рядом гордые ели смотрели сверху на изогнутую берёзу, как смотрели люди, рождённые повелевать на своих подчинённых.

    (Музыка выключается)












    Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолётной прелести, дни и ночи осени и зимы, весны и лета. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем о веренице этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.

    Мы забываем о том, о чём забывать нельзя. И Пришвин в своих книгах как бы перелистывает назад календарь природы и возвращает нас к содержанию каждого прожитого и позабытого дня.

    В его взгляде на земное есть почти детская ясность зрения. Большой поэт почти всегда видит мир глазами ребёнка, как будто он видит его действительно в первый раз. Каждая травинка, каждый листик для него – старые знакомые, и он видит, подмечает их малейшие изменения, общается будто с людьми. На страницах книг Пришвина всё изображаемое оживает и живёт своей разумной жизнью.

    К.Г.Паустовский писал о Пришвине: «Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Пришвинская проза навсегда останется в сердцах наших людей»















































    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

    Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

    Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

    В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

    Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

    Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

    Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

    quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

    Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

    Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...