Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

  1. Доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы

Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе

по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.

Цели: знакомство с произведением писателя; погружение в красоту и величие русского языка; лингвистический анализ текста; развитие процесса, опирающегося не только на знания, но и на языковое чутье; активизация мыслительной деятельности в «исследованиях» на уроках литературы.

Вид урока: урок – исследование.

План.

  1. Тема, цель урока: доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)
  2. Сегодня мы займемся творческой работой, потому что нет единого пути для анализа текста, и вам надо найти тот путь, который поможет проникнуть в смысл именно этого конкретного  произведения. Разве только для благополучной сдачи экзамена нужно понимать художественное произведение? Ведь чтение способно дать истинное наслаждение: читая художественное произведение, мы погружаемся в мир, созданный писателем, в центре которого – человек, его жизнь, его страдания и радости. Хорошо, если вы сумеете сделать для себя настоящие открытия, познакомившись с лучшими образцами лирической поэзии, - значит, вы можете стать вполне компетентным человеком.
  3. Пр.№1    И.С.Тургенев больше знаком читателю как прозаик, хотя в юности он писал стихи. На слайде №1 пример ранней лирики Тургенева. Стихи большей частью слабые, подражательные. Так начинал каждый или почти каждый автор.

4.  Пр. №2    «Стихотворения в прозе» – заключительный этап творчества Тургенева. Начало работы – 1877г. (тяжелая болезнь, смерть близких заставляют Тургенева задуматься о настоящем, вспоминать о безвозвратно прошедшем.)  Первая часть цикла стихотворений была  опубликована в 1882г. под названием «Старческое». Название цикла – не формальность, оно говорит нам о характере и тональности содержания. Тургенев заново переосмысливает жизнь.  Получилось неподражаемое в конце творчества.

5.  Пр. №3     Определений много, но я  остановилась на определении  из школьного справочника (показать литературу)

  Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Лишено таких признаков стихотворения, как метр, ритм, рифма. В этом отличие от ритмической прозы и свободного стиха (верлибра).

(В.В. Агеносов, Т.Г. Кучина. Справочник школьника. М.:Дрофа,2009)

И.С. Тургенев – М.М. Стасюлевичу. 29 сентября 1882г. Об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера».  

6.  Пр.№4     Попробуем доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение,  лирическое произведение, воспользовавшись одним из приемов анализа текста (общие положения для уч-ся)

Для стихотворения в прозе характерно:

  1. субъективно-оценочный момент;
  2. эмоциональная окраска речи;
  3. ритм и интонация;
  4. повтор синтаксических конструкций; (риторические фигуры)
  5. звуковые переклички;
  6. (реже) рифмы.

1. субъективно-оценочный момент (вспомнить с учащимися особенности лирики как рода литературы)

Лирика – род литературы, специфика которого определяется направленностью высказывания на субъект: объектом изображения становится субъект речи.    («Центральным «персонажем» лирического произведения оказывается сам его создатель и прежде всего – его внутренний мир». – Ф. Гегель).  В отличие от эпоса и драмы лирика фиксирует состояние (человека, мира, бытия), а не динамические событийные ряды. В лирике доминирует экспрессивное начало: лирическое произведение – не просто информация о состоянии, но выражение этого состояния.( // Справочник школьника: Литература / В.В. Агеносов, Т.Г. Кучина и др., Под ред. В.В. Агеносова – М.: Дрофа, 1999.)

Читаем стих-е « Как хороши…» Давайте  возьмем карандаши и обведем в кружок слово я, тем самым увидим присутствие лирического «я» в тексте.(1 док-во)

2.эмоциональная окраска речи

7. Пр.№5

 

Прочитайте первую строку стихотворения, эти строки были взяты  Т.  из произведения русского поэта Мятлева, прожившего в начале 19 века.

Обратите внимание на композицию произведения.

-  Что, читая произведение, вам бросилось в глаза? (начало т. – конец т. – это рефрен); выделите в тексте рефрен  – а   

-  Что свидетельствует кольц. комп.?(перекличку между началом и концом, законченность мысли). Эта фраза повторяется в тексте 7 раз.

-  Какую роль играет в тексте  повторение одной и той же фразы? (усиление значения  ее, композиционную стройность, выявляет главную мысль, создает эмоциональный настрой.).

Такой прием в литературе называется рефреном, он используется для выражения основной мысли.

(Запись в словарь: рефрен – композиционный прием повторения стиха, строки, которые часто используются для выражения основной мысли.)

3.ритмическая организация стиха (ритм и интонация)

В названии текста обратите внимание на форму глагола (прошедшее время).

- О чем свидетельствует эта форма глагола? (герой повествует о прошедшем).        Назовите жанр литературы, который говорит о прошедшем (воспоминания). Найдите и выделите в тексте  - в

- Что такое ритм? Приведите примеры ритма (биение сердца, ход часов…)

 - Что дает тексту стихотворная строфа?  (7 раз) (ритм, мелодику). Стихотворная строка придает ритмизацию, гармонию тексту, делит текст на абзацы.

(6 абзацев – 6 микротем). Пронумеруйте абзацы в тексте

Ритм создает чередование хронотопов (наст. и прош. вр.)

Вожу новое понятие . (запись нового слова в словарь – хронотоп.)

Хронотоп -  сложное слово. Первый корень хронос – время, топ – место, пространство.    Найдите и выделите в тексте  - с

    Время не может существовать без пространства, пространство не может        

     существовать без времени.

Вывод запишем в тетрадь: чередование хронотопа и пространства ритмизирует, гармонизирует текст.

8. Пр.№6, Пр.№7  (выделить в тексте условные обозначения – а, в, с)

4.повтор синтаксических конструкций

При описании девушки задается  эмоц. настрой  (синтаксический параллелизм) в 3 абз.

(вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица…)

5. звуковые переклички

   Как признак поэтического текста Т. отмечает фонетику.

Прием аллитерации придает особую звуковую выразительность тексту.

-  Нагоревшая свеча трещит…

Аллитерацией  называется повторение в стихотворной речи и в прозе одних и тех же согласных звуков. (Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем). 

Вывод: мы увидели присутствие  лирического героя. Эмоциональную окраску, ритмику, мелодию текста создают:

 а) поэтическая строфа «Как хороши, как свежи были розы…»

б) рефрен

в) кольцевая композиция

д) ритмическое чередование времени и пространства

е)  чередование поэтической строфы, рефрена, кольцевой композиции, ритмического чередования времени и пространства – это и есть гармония текста, гармонизация его.

 Поэтому мы можем назвать произведение «Как хороши, как свежи были розы..." стихотворением, лирическим  произведением.



Предварительный просмотр:

Ход занятия

Тема:  «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

I. Актуализация ранее изученного.

1) Мы уже полгода работаем с текстом.

А что такое текст?

2) На последнем уроке риторики мы пытались установить связь между литературным родом и жанрами этого рода.

Давайте вспомним о жанрах двух родов.

Эпос                                                           Лирика

            «Стихи и проза, лед и пламень

             Не столь различны меж собой»

виды:

чаще проза                                                     чаще поэзия

Вывод: Каждый текст строится по своим законам ( хрия – основа структурной композиции для каждого жанра, каждого типа речи).

 II. Задание: давайте построим текст. (см. план занятия по стих. Тургенева «Мне жаль…»)

Записать определение (см.  стр. 2 плана)

III. И С. Тургенев больше знаком читателю как прозаик, хотя в юности он писал стихи. Одно из них знает почти каждый – «В дороге».

А вот о других известно немногим.

Стих-е И. Тургенева                              Вот примеры ранней лирики Тургенева.

Из «Вариаций»                                                             Стихи большей частью слабые, подражательные.

Когда так радостно, так нежно.                              Так начинал каждый или почти каждый автор.

Глядела ты в глаза мои

И лобызал я безмятежно

Ресницы длинные твои;                                                                          

Когда, бывало, ты стыдливо                                                                                                              

Задремлешь на груди моей

И я любуюсь боязливо

Красой задумчивой твоей;                                            

Когда луна над пышным садом                                                              

Взойдет, и мы с тобой сидим                                                                

Перед окном беспечно рядом,                                                              

Дыша дыханием одним;                                                                          

Когда,  в унылый миг разлуки,  

Я весь так грустно замирал

И молча трепетные руки

К губам и сердцу прижимал,-

Скажи мне: мог ли я предвидеть,

Что нам обоим суждено

И разойтись и ненавидеть

Любовь, погибшую давно?  

                                         

  • 1845

IV. Запись

«Стихотворение в прозе» - небольшое прозаическое произведение лирического характера, представленное как проза».

Для стихотворения в прозе характерно:

  1. субъективно – оценочный момент;
  2. эмоциональная окраска речи;
  3. ритм и интонация;
  4. повтор синтаксических конструкций(риторические фигуры);
  5. звуковые переклички;
  6. (реже) рифмы.

V. «Стихотворения в прозе» - заключительный этап творчества Тургенева.

1) Начало работы – 1877г. (тяжелая болезнь; смерть близких заставляют Т. задуматься о настоящем, вспоминать о безвозвратно прошедшем).

Заключительный этап творчества
И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе.                                                                              Июнь 1882г.

Нет большей скорби

Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном    женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему все это?

Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно.

      2) Из воспоминаний современников

      1.П.Л. Лавров. Из статьи «И.С. Тургенев и развитие русского общества».

Общее настроение И. С.  В эти годы становилось все мрачнее. С 1878 г. он начал свои     «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. «Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминанья…Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!» ( «Старик», июль 1878).Настоящее вызывало мысль: « Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879).Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, « как хороши, как свежи были розы»… как теперь ему «холодно» и как « все они умерли… умерли»        ( « Как хороши» и т.д., сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама 2плывет, ползет» к нему («Старуха», февраль 1878).

2. М.М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И. С. Тургенева и его похоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; незадолго перед тем он жестоко страдал, и я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлен, услышав громко им произнесенное: entrez! Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошел ко мне навстречу. «Э! да вы притворялись больным, - заметил я ему шутя, - да разве такие бывают больные!» - «А вот вы увидите, - ответил он мне, - таким молодцом я могу быть не более пяти минут; а затем раздается боль в лопатках, и я должен буду поспешить сесть; мне теперь придумали машинку, которая нажимает мне с одной стороны грудь, а с другой – лопатку, и я могу даже спускаться вниз по лестнице – в дом».  Вообще я думал тогда, что Тургенев, как это бывает, находится более под сильным впечатлением пройденной им болезни и под страхом ее возвращения, но в настоящую минуту его здоровье весьма удовлетворительно. Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «… хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину.  Точно  так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель.  «Это мои материалы, -заключил он, - они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот,

       чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю все это и  отдам на хранение       до моей смерти». Я признался ему, что я все-таки не хорошо понимаю, что это такое за «материалы», и просил его, не прочтет ли он мне хоть что-нибудь из этих листков. Он и прочел сначала «Деревню», а потом «Машу». Мастерское его чтение последней подействовало на меня так, что мне не нужно было ничего к этому присоединять; он прочел еще две-три пьесы. «Нет, Иван Сергеевич, - сказал я ему, - я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придется пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем все это теперь же». Тут он мне объявил, что между этими фрагментами есть такие, которые никогда или очень долго еще не должны увидеть света: они слишком  личного и интимного характера. Прения наши кончились тем, что он согласился переписать только те, которые он считает возможным для печати; и действительно, недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им , как это всегда бывало с его рукописями.

3. И.С. Тургенев – П.В. Анненкову. 4 сентября 1882г.А теперь приходится сообщить Вам несколько новостей… Насчет моих «Стихотворений в прозе», которые я озаглавил было сперва «Posthuma», потом «Senilia» - но которые Стасюлевич… желал бы назвать «Зигзаги».

4. И.С. Тургенев – М.М. Стасюлевичу. 29 сентября 1882г. об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера».

«Посмертные», «Старческое».

3) Первая часть цикла стихотворений была опубликована в 1812г. под названием «Senilia» («Старческое»). Название цикла – не формальность, оно говорит нам тональности и характере содержания.

Тургенев  заново переосмысливает жизнь.

4) В критике существует мнение, что жанр стих. В прозе был заимствован Т. у западноевропейских писателей.

Чтобы почувствовать своеобразие стих. в прозе, сравним их с др. жанр.

2.Ф.Тютчев. Стихотворение. 1866г.

Когда дряхлеющие силы

      Нам начинают изменять

      И мы должны, как сторожилы,

      Пришельцам новым место дать –

      Спаси тогда нас, добрый гений,

      От малодушных укоризн,

      От клеветы, от озлоблений

      На изменяющую жизнь;

      От чувства затаенной злости

      На обновляющийся мир,

      Где новые садятся гости

      За уготованный им  пир;

      От желчи горького сознанья,

      Что нас поток уж не несет

      И что другие есть призванья,

      Другие вызваны вперед;

     Ото всего, что тем задорней,

     Чем глубже крылось с давних пор, -

     И старческой любви позорней

     Сварливый старческий задор.

Каковы признаки поэтической речи? Строфы, строки, размер, ритм, рифма, эмоциональность.

1.Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. 1851г.

В какие бы формы ни облекалась человеческая жизнь, элементы ее всегда одни и те же, а потому и сама она в существенных чертах всюду одинакова, протекает ли она в лачуге, при дворе, в монастыре или в полку. Как бы разнообразны ни были события, происшествия, удачи и неудачи жизни, все же они напоминают кондитерские печения: им приданы разнообразнейшие замысловатые формы, но все они сделаны из одного теста; также и события, происшедшие с одним, похожи на происшествия в жизни другого гораздо более, чем это нам кажется во время рассказа о них. События нашей жизни похожи еще на картины в калейдоскопе, где при каждом обороте мы видим нечто новое; на самом же деле это все одно и то же.

(Афоризм – какова его главная мысль?)

Афоризм обобщенная глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью суждения.

Верлибр – (свободный стих) – вид стихосложения, стоящий на грани между стихом и прозой: в верлибре нет рифм, постоянного размера, строфы различны по количеству строк.

- др. стих. в прозе

3.Шарль Бодлер. Стихотворение в прозе. 1869г.

Куда угодно прочь из этого мира.

Эта жизнь – больница, где каждый больной одержим желанием переменить постель. Один хотел бы страдать у печки, а другой думает, что он выздоровел бы у окна.

Мне кажется, что мне всегда было бы хорошо там, где меня нет, и этот вопрос о переезде – один из тех, которые я беспрестанно обсуждаю с моей душой.

«Скажи мне, моя душа, бедная, остывшая душа, что ты думаешь о том, чтобы жить в Лиссабоне? Там, должно быть, тепло, и  ты бы там помолодела, как ящерица. Этот город стоит у воды; говорят, он построен из мрамора, а народ там так ненавидит растительность, что вырывает все деревья. Вот пейзаж в твоем вкусе; пейзаж, созданный из света и камня, и воды, чтобы их отражать!»

Моя душа не отвечает.

«Раз ты так любишь покой и зрелище движения, то не хочешь ли  поселиться в Голландии, в этом блаженном раю? Быть может, ты найдешь развлечение в этой стране, изображениями которой ты так часто восхищалась в музеях. Что бы ты сказала о Роттердаме, ты, которая любишь леса из мачт и корабли, причаленные у подножия домов?»

Моя душа остается немой.

«Быть может, тебе бы более улыбнулась Батавия? Мы, впрочем, нашли бы там еще дух Европы, обрученный с тропической красотой».

Ни слова. Не умерла ли моя душа?

«Или ты достигла того предела оцепенения, что находишь радость только в собственном страдании? Если так, то бежим в страны, являющие собой подобие Смерти… Я знаю теперь, что нам надо, бедная душа! Мы отправимся в Торнео. Мы уедем еще дальше, к самому дальнему краю Балтийского моря; еще дальше от жизни, если возможно; поселимся на полюсе. Там солнце касается земли только косыми лучами, а медлительность смен дня и ночи устраняет разнообразие и усиливает монотонность, это полунебытие. Там нам можно будет надолго погружаться во мрак, между тем как северные сияния, время от времени развлекая нас, будут посылать нам свои розовые снопы, подобные отсветам потешных огней, зажженных в Аду».

Наконец, моя душа взрывается и выкрикивает мне мудрые слова: «Все равно куда! О, все равно куда! Лишь бы прочь из этого мира!»  

VI. Анализ стихотворений в прозе ( по выбору)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы

В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей математики РСО-Алания по теме: "Практико-ориентированные задания ОГЭ по математике".

В докладе рассматриваются основные типы заданий 1-5 ОГЭ по математике и рациональные способы их решения....