Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
план-конспект урока по теме

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)

по теме

«Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»

Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки.

  2. Учить отгадывать загадки о лисе, опираясь на характерные признаки этого персонажа.

  3. Закреплять навык чтения целыми словами.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать умение совместно выполнять творческие задания, работать в группах.

  2. Развивать процессы анализа и синтеза посредством отгадывания загадок, при проведении викторины.

  3. Развивать процессы классификации, произвольное внимание при составлении «портрета лисы».

  4. Корригировать зрительное восприятие в процессе составления картинки с изображением лисы из пазлов, просмотра фрагмента мультфильма «Лиса Патрикеевна».

  5. Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.

  6. Развивать навыки монологической речи учащихся при защите проекта.

  7. Развивать чувственно-эмоциональную сферу учащихся посредством проигрывания сказки «Лиса и волк».

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви к русским народным сказкам.

 

Оборудование: пазлы с изображением лисы, цветные конверты с карточками для дифференцированной работы, мультфильм «Лиса Патрикеевна», карточка с иллюстрацией к сказке «Лиса и волк» для индивидуальной работы.

 

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов

Форма урока: урок - проектная деятельность (отчёт)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_v_3_-4_klasse.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Мстёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Елисеева Елена Михайловна

Конспект  урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)

по теме  

«Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»

Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки.
  2. Учить отгадывать загадки о лисе, опираясь на  характерные признаки этого персонажа.
  3. Закреплять навык чтения целыми словами.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать умение совместно выполнять творческие задания, работать в группах.
  2. Развивать процессы анализа и синтеза посредством отгадывания загадок, при проведении викторины.
  3. Развивать процессы классификации, произвольное внимание при составлении «портрета лисы».
  4. Корригировать зрительное восприятие в процессе  составления картинки с изображением лисы из пазлов, просмотра фрагмента мультфильма «Лиса Патрикеевна».
  5. Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы.
  6. Развивать навыки монологической  речи учащихся при защите проекта.
  7. Развивать чувственно-эмоциональную сферу учащихся посредством проигрывания сказки «Лиса и волк».

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви к русским народным сказкам.

Оборудование: пазлы с изображением лисы, цветные конверты с карточками для дифференцированной работы, мультфильм «Лиса Патрикеевна», карточка с иллюстрацией к сказке «Лиса и волк» для индивидуальной работы.

Тип урока:  обобщение и систематизация ЗУНов

Форма урока: урок  - проектная деятельность (отчёт)

                                                            План урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Индивидуальная

Работа

Деятельность

учащихся

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

   Введение в тему

 - Ребята у каждого из вас имеется пазл с загадкой. Вы должны прочитать загадки, отгадать, а затем коллективно собрать картинку на доске и посмотреть изображение кого получится.

- Изображение кого получилось?

3. Сообщение темы и урока.

- Сегодня мы подводим итоги нашей проектной деятельности. Мы вспомним русские народные сказки, в которых главным героем являлась лиса. Тема урока «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках».

4. Работа по теме урока.

Фронтальный опрос.

-Какую проблему (задачу) ставили перед началом проекта? ( Правда ли, что лиса, такая как о ней говорят в народе?)

- С какими сказками мы познакомились на уроках чтения и во внеурочной время, в которых главным героем являлась лиса?

Лиса и волк                                     Лиса и медведь

Лиса и журавль                               Лисичка со скалочкой

Лиса и заяц                                      Лиса Патрикеевна

Лиса и тетерев

(Учитель во время ответов учащихся прикрепляет на доску таблички с названиями сказок)

- Кто придумал эти сказки?

Проверка знаний учащихся

- А сейчас мы проверим, как вы помните сказки, которые изучили?

а) Проведение викторины «Угадай сказку»

        в красном конверте карточки для учащихся 4 класса ( I

                   II группы по В.В. Воронковой)

        В синем конверте – для учащихся 4 класса ( III – IV  

                    группы)

          

                    В зелёном – для учащихся 3 класса ( II группы)

Индивидуальная работа (по карточке) с иллюстрацией к сказке «Лиса и волк».

-Кто изображён на картинке?

-Какой эпизод сказки изображён?

- Какие слова говорит лиса волку?

б) Работа с видеофрагментом (мультфильм «Лиса Патрикеевна»)

Вопросы после просмотра:

- Из какой сказки просмотрели фрагмент?

-Кто главный герой сказки?

- Чем закончилась сказка?

Динамическая пауза

Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапти плела.

Мужу – трое, себе – двое,

А детишкам  - по лаптишкам.

Презентация проекта.

                                  Защита проекта

(дети предварительно были  разделены на 2 группы – в зависимости от способностей детей)

 Группа «артистов»                                     Группа «художников»

- Сейчас группа «артистов» покажет сказку «Лиса и волк»

Вопросы к «артистам»

- Почему выбрали для инсценирования эту сказку?

- Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?

-Группа «Художников» представляет свои рисунки.

Вопросы каждому «художнику»

-К какой сказке ты нарисовал(а) рисунок?

-Кто изображён на рисунке?

-Почему ты выбрал(а) эту сказку?

- Какими чертами характера наделена лиса в этой сказке?

 

Составление «портрета лисы».

Работа в группах. Учащимся учитель предлагает набор карточек.

-Группа «артистов» должна выбрать карточки с качествами, которые подходят лисе. А группа «художников» - карточки с прозвищами, именами, которые соответствуют лисе.

 Добрая, отзывчивая, хитрая, удачливая, чуткая, хвастливая, нахальная.

Кума, серый разбойник, Топтыгин, куманёк, обманщица, рыжая плутовка, косолапая, лисонька.

- Итак, ребята, мы подошли к заключительной части нашего урока и  должны ответить на вопрос : «Правда ли, что лиса такая, как о ней говорят в народе?»

5.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

                                             Приложение.

Загадки о лисе.

Хвост пушистый,                              Я, сознаюсь, виновата,

Мех золотистый,                               Я хитра и плутовата.

В лесу живёт,                                     Я в курятник вечерком

В деревне кур крадёт.                        Часто бегаю тайком.

За деревьями, кустами                       Какой зверь опасный

Промелькнуло, будто пламя,             Ходит в шубе красной,

Промелькнуло, пробежало…            Снег разгребает,

Нет ни дыма, ни пожара.                    Мышек хватает?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её……

Этот зверь может съесть до двух десятков мышей в день, но больше нравятся на обед зайцы.

Какому животному хвост помогает убежать от охотников?

У этого зверя острый  слух, зрение, нюх. Кто это?

Рапорт дежурного

У каждого учащегося пазл с загадкой о лисе. Ученики читают загадки, отгадывают их, собирают пазлы, прикрепляя их на доску. В результате получается изображение лисы.

Отвечают на вопросы

Дифференцированная работа учащихся по карточкам. Учащиеся берут из разных конвертов карточки с отрывками из сказок (по указанию учителя). Каждый ребёнок читает отрывок сначала «про себя», а затем вслух, отгадывает сказку.

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения с проговариванием чистоговорки

Инсценирование учащимися сказки

Учащиеся представляют по очереди свои рисунки, делают комментарии

Работа в группах.

Учащиеся прикрепляют выбранные карточки на доску (рядом с изображением лисы)

Отвечают на вопрос

Литература

  1. Е.М. Елизарова Знакомые незнакомцы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Н.В.Елкина, Т.И. Тарабарина  1000 загадок. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  3. Русские волшебные сказки. – Ставрополь: Кн. изд – во, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"

План-конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по теме: "Дети войны"...

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"

Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"...

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

Конспект  урока литературы составлен для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Урок ...

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"

Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...