Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Федосеева Валентина Владимировна

Урок внеклассного чтения по повести  А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа текста художественного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._aleksin.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек начинается с детства (С.В. Михалков)

Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина

 «Безумная Евдокия» в 8 классе.

Цель. Проанализировать нравственный аспект содержания повести.

Задачи:

  • знать содержание повести
  • уметь высказываться по проблемам, затронутым автором,
  •  находить аргументы, подтверждающие точку зрения, в тексте повести
  • способствовать формированию эмоционально-волевых позитивных качеств характера учащихся.

Оборудование. Портрет писателя, выставка книг, выставка рисунков учащихся к повестям А.Алексина, презентация с отрывками из сочинений учащихся.

Эпиграф к уроку:

 Борьба за талант человечности свойственна всем книгам А. Алексина

                                                                                                     И.П. Мотяшов.

Приветствие. Объявление темы, цели, задач урока.

Учитель. Наш разговор сегодня на уроке мы начнём с краткого знакомства с  биографией писателя.

Ученица представляет презентацию, в которой отражены факты биографии писателя.

       Алексин Анатолий Георгиевич – русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и "За большой вклад в развитие литературы" награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака, а также Большой Золотой медалью Международной Ассоциации "Знание" за выдающийся вклад в Просветительство, российскую и мировую литературу. Член Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и Канады. Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Это – английский, немецкий, французский, испанский, украинский, греческий, китайский, японский, польский, чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский, арабский, казахский, литовский, эстонский, армянский, грузинский и другие языки.  

Учитель. Первая книга А.Алексина появилась в 1956 году. В числе его лучших  повестей, посвящённых жизни подростков следующие (книги на выставке):

«Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» - 1965 г.

 «А тем временем где-то...» -1966 г.

«Мой брат играет на кларнете» - 1967 г.

 «Третий в пятом ряду» - 1975 г

«Безумная Евдокия» - 1976 г.

«В тылу как в тылу» («Прости меня, мама...») – 1976, 1978 г

«Раздел имущества» - 1979 г.,

«Сердечная недостаточность» - 1979 г

«Домашний совет» - 1980,

«Ивашов» - 1980,.

«Дневник жениха» - 1980 г.,.

 «Сигнальщики и Горнисты» - 1982 г.,.

«Запомни его лицо» - 1985 г.

«Дым без огня» - 1985 г.

«Добрый гений» - 1987 г

 

Итак, вы видите, что Анатолий Алексин – детский писатель. Практически все его книги – книги о детях и для детей. Почему писатель адресовал книги детям?

Давайте обратимся к теме нашего урока. Как вы поняли слова С.В. Михалкова? Почему так важно взрослым: родителям и учителям - быть внимательными к детству?

В интервью писателя газете «Комсомольская правда» в апреле 1992 г. есть такие слова: «Сейчас, когда идёт оголтелое наступление на «разумное, доброе, вечное», когда коммерция пытается пробудить в растущем человеке низменные чувства, когда пытаются подменить пылкость юношеских чувств пылкостью разрушительной, агрессивностью и жестокостью,   мы просто  обязаны противопоставить этому наш ГУМАНИЗМ»

Как вы понимаете слово ГУМАНИЗМ?

Запишем толкование данного слова в словарь. Оно ещё не раз пригодится нам при обсуждении произведений.

Агния Барто, известный детский поэт, писала о книгах Алексина: «Произведения эти как бы изнутри озарены светом истинной человечности».

В течение четверти вы читали дома повести и рассказы А.Алексина

Какие из них, на ваш взгляд, озарены светом истинной человечности?

Поговорить обо всех повестях нет возможности, но некоторые мы сегодня вспомним, а одну из самых интересных и мудрых попробуем проанализировать.

Это повесть «Безумная Евдокия?»

Ученик рассказывает вкратце содержание повести.

Учитель. От чьего лица и в какой момент ведётся повествование в повести?

(В момент страшного горя, когда нельзя усомниться в искренности страданий, отец переосмысливает всё то, что происходило в семье)

Учитель. Как вы думаете, где тот роковой поворот к событиям, произошедшим в семье?

 Зачитайте момент, когда родилась Оля.

(«Спасибо ей!» - вот та роковая фраза!)

Начало следующей главы подскажет – почему эта фраза стала роковой.

Они перестали заниматься тем, чем увлекались до рождения дочери: Надя перестала петь, отец перестал писать рассказы.

Учитель. Как складывались отношения между членами семьи?

 (Они постепенно уничтожили себя как личности – центром вселенной стала Оля.)

(Она и посуду-то мыла по-особому)

Учитель.         Воспитанием, как известно, занимаются не только родители, но и школа, учитель, классный руководитель. И вот такая одарённая, талантливая девочка попадает в руки «безумной» классной руководительницы.

Кто дал Евдокии Савельевне такое прозвище – «безумная Евдокия»? Почему? С чьей точки зрения она безумна?

А с вашей точки зрения? Кто безумен?

(Безумная любовь родителей к дочери. Она безгранична.)

Но оправдывает ли жизнь такое самопожертвование?

Учитель.

Согласны ли вы с мнением родителей Оли, что Евдокия Савельевна оставляла в тени действительно талантливых детей и способных учеников и восхищалась «средними» и незаметными?

А правы ли родители в том, что считали Евдокию Савельевну человеком с низким интеллектом? Так ли это на самом деле?

С талантом Ольги или с чем-то другим боролась Евдокия Савельевна?

Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя, в угоду своим амбициям, чужие судьбы.

Чьи судьбы походя затрагивала Оля?

Так с чем( ни с кем!) боролась «безумная Евдокия»?

Тот, кто ЛЮБОЙ ценой (именно любой) хочет быть первым, в итоге будет одинок.

К понятию  «человечность» талант художника может и не прилагаться. А вот к дарованию художника… (А Оля, по мнению родителей, должна была стать великим художником). Здесь человечность необходима.

        Может быть, Ольга и талант. Но талант уродливый, лишённый человечности.

В тот страшный момент, когда потрясённая Наденька спрашивает: «Что вы с ней сделали?», правильнее было бы спросить у родителей: «Что вы с ней сделали?».

        

Учитель. Какое заболевание было у Нади?

( – Порок сердца.)

А вот у Оли родители сами взрастили порок души.

Учитель. Кто из учеников Евдокии Савельевны нашёл тот самый короткий путь?

(Митя и Оля. Митя Калягин (герой рассказов Евдокии Савельевны – её «незаметный» ученик) нашёл этот путь, чтобы спасти людей. Оля – чтобы погубить самого близкого человека.)

Учитель.         На кого из героев Алексина похож Митя Калягин? Какая повесть приходит на память?

 (Ваня Белов – повесть «Третий в пятом ряду».)

В повести тоже одна из главных героинь – учительница. Но в чём разница между этими двумя учительницами?

        Исповедь старой учительницы из повести «Третий в пятом ряду» следует перечитывать не только учителям, но и тем, кто пытается  выстраивать прямолинейно-безупречный маршрут судьбы. Такой маршрут строгой учительницы прошёл мимо самого главного – мимо большой любви, мимо чудесного парня, способного на истинную дружбу, мимо подлинного счастья.

        Митя Калягин, Ваня Белов… продолжите этот список. (Герои повести «Сигнальщики и горнисты»).

Вывод. Сигнальщики и горнисты Анатолия Алексина сигналят и горнят нам о гуманности, человечности, так необходимой всем нам. О гуманности, человечности, которая закладывается в детстве.

Обратимся к рисункам, отзывам, которые вы сами создали после прочтения книг А. Алексина. Они полностью совпадают с вашими размышлениями, прозвучавшими во время урока.

Библиография

Вл. Воронов. Анатолий Алексин. Очерк творчества., М., 1973

В. Разумневич. Книги на всю жизнь. Глава «Рыцари деятельного образа»., М., 1975

Г.Н. Левицкая. Восьмиклассники читают повести А. Алексина. Литература в школе. 1981, №5.

И. Мотяшов. Рядом  с героем. Молодая гвардия., 1976., №4

И. Мотяшов.  Души золотые россыпи. Наш современник., 1979., №2

http://anatoly-aleksin.com/aa1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе

Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Конспект урока по литературе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"

Конспект урока по литературе в 7 классе по программе "Школа 2100" ....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты» (презентация)

Цели урока:-раскрыть духовные ценности героев повести;-вызвать чувство сопричастности к подвигу ребят, памяти о их великом деле;-учить обнаруживать в себе и других неисчерпаемые запасы добра и красоты...