Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Полуднякова Наталья Августиновна

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".

Цель занятия : развитие умения анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature.docx104.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по литературе  с применением злементов биоадекватной технологии

11 класс

Тема  урока: «Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой  «когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» в контексте акмеизма».

Цели: научиться анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образми.

Задачи:

- обучать приемам анализа стихотворения;

- развивать творческое мышление и навыки устной и письменной речи;

- формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста;

- развивать навыки соотнесения поэтического текста с фактами биографии поэта и литературным направлением, в рамках которого написано произведение.

Ход урока

-Добрый день, ребята!

Давайте выполним упражнения для расслабления, а затем начнем работу.

Протяните вперед руки, напрягите мышцы рук, удержитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь. (Затем проделываем это упражнение с плечами, спиной, ногами.)

А теперь сделайте громкий выдох. Как вы себя чувствуете? Как настроение? Вы готовы работать?

Сегодня мы будем читать и анализировать стихотворение Анны Андреевны  Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» (слайд №1).

Я приглашаю к доске пятерых ребят, прелагаю им потрогать предметы, расставленные на моем столе, и ответить на вопросы: какие ассоциации они вызывают у вас и есть ли слово, которое объединяет все эти предметы. Может быть, это слово – состояние, может, что – то другое? (На столе чашка с водой, свеча, статуэтка черного кота, зеркало, белое полотенце, ломтик дыни на тарелке,)

- Участвовать в игре могут все, так как на экране появятся слайды с этими же образами. Вы увидите их, а потом сможете помочь выступающим.

Слайды с 3 по 9 меняются под музыку (звучит «Лунная соната» Бетховена).

Затем ученики называют свои ассоциации : таинство, магия, загадка, гадание и так далее. Возможно, они назовут слово «одиночество».

- Молодцы! Присаживайтесь на свои места и запоминайте, что вы назвали.

- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь представить себе образы, о которых пойдет речь, ощутить их запах, вкус.

Читаю стихотворение «Когда лежит луна ломтем чарджуйской  дыни», затем на экране появляется слайд №2 с поэтическим текстом.

- Можно открыть глаза. Вспомните, какие слова вы называли. Какое из них является ключевым?

Назовите ассоциации к слову «одиночество», включите цветовую гамму.

Слайд №11.

- ассоциации разные, значит, и одиночество может быть разным. Какое же одиночество у героини стихотворения? Давайте обратимся к строчкам стихотворения. Найдите метафорическое сравнение в самом начале.

Когда лежит луна ломтем чарджуйской  дыни

На краешке окна и духота кругом…

- Почему поэтесса сравнивает луну с долькой дыни? (Слайд №3)

- К какому поэтическому течению принадлежала Ахматова?

Давайте вспомним строки из стихотворения О. Мандельштама:

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, и чем я виноват,

Что слабых звезд я осязаю млечность?

 

Для  Ахматовой очень важна эта тема. Вот противоречие: с одной стороны, луна – образ ирреального мира, с другой, - это дыня, ее можно потрогать, понюхать, ощутить ее вкус.

- Какая атмосфера создана автором в стихотворении? Найдите ключевые слова («заколдован дом»).

- Как пахнет глициния?  Слайд №9. (Сладковатый запах, дурманящий.)

- Почему закрыта дверь?  (Отгородилась от всех.)

- Что же происходит  в этом заколдованном пространстве? На столе предметы: чашка с водой, полотенце, свечка. Вспомните ваши ассоциации. Это гадание?  Нет, не гадание, но все  же это таинство.

- Давайте посмотрим на свечку.

И полотенца снег, и свечка восковая

Горит, как в детстве, мотыльков сзывая…

-Когда героиня смотрит на нее, в памяти всплывают образы. Что это за образы? Что символизирует детство?

- Да, воспоминания светлые, но огонь манит мотыльков, которые гибнут (слайд №5).

Читаем дальше:

Грохочет тишина, моих не слыша слов…

- Что это за средство выразительности? (Оксюморон)

-Почему тишина не слышит слов героини?

-Какова роль рембрандтовских углов в стихотворении? (Слайд №6)

Это известная вещь Рембрандта «Ученый в комнате с винтовой лестницей». Стиль художника узнаваем: источник света и расползающаяся темнота. Что в этой темноте? Кто знает…

- Вернемся к стихотворению:

Здесь одиночество меня поймало в сети…

- А нужно ли вырываться?

- Найдите еще метафорическое сравнение.

Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий…

- Как вы понимаете это выражение?  (Слайд №7)

Может быть, это опыт предшествующих поколений, то, что не может уничтожить время?

 И 100 лет назад была та же духота, луна, запах глициний – это узнаваемые предметы азиатской ночи. В этих образах можно узнать что – то близкое и вместе с тем далекое. И сейчас так же, как много лет назад, льется милость с высот южного неба. Покой нерушим.

- А почему далее появляется двойник? Я – во внешнем мире и я – внутри себя.

- Есть ли еще двойники в стихотворении? (Луна)

-Почему героиня так уважительно относится к ночи?

Это ее время, ведь вдохновение приходит ночью. Нужно заснуть, тогда начнется самое интересное - это восточные чудеса. Все вокруг становится предметом творчества, даже самые простые, обыденные вещи. Это творческое преображение мира.

- Какое же одиночество у Ахматовой? Нарисуйте его словами.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

1.      Каким мне представляется одиночество лирической героини Ахматовой?

Тема творчества в стихотворении Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…»

1c matematika

Конференция
"География
для современных детей"
Математика

http://ads.pedsovet.org/www/delivery/lg.php?bannerid=916&campaignid=5&zoneid=8&loc=1&referer=http%3A%2F%2Fpedsovet.org%2Findex.php%3Foption%3Dcom_mtree%26task%3Dviewlink%26link_id%3D160777&cb=46df7cc409

Секция

в образовании
Фирма 1С

http://ads.pedsovet.org/www/delivery/lg.php?bannerid=385&campaignid=5&zoneid=33&loc=1&referer=http%3A%2F%2Fpedsovet.org%2Findex.php%3Foption%3Dcom_mtree%26task%3Dviewlink%26link_id%3D160777&cb=8a2f4d4e30

Progress

Яндекс.Директ

http://avatars-fast.yandex.net/get-direct/0objf-SdGbW4jjOadR1C0Q/y90Подарки от Ив Роше ждут Вас!Набор «Идеальная фигура» + удобная сумка для активного отдыха! Спешите!Уход за лицомДля макияжаПарфюмерияДля ванны и душаyves-rocher.ruАдрес и телефон

http://avatars-fast.yandex.net/get-direct/XE4BDey_VAFXngL5C0bEMA/y90Подарки из серебра от 390 р.Покупайте подарки у нас! Огромный выбор в SUNLIGHT от 390р. Смотрите фото!Золотые шармы от 990р.Часы от 1490р.Подвеска-обезьянка символ 2016love-sl.ruСанкт-Петербург

http://avatars-fast.yandex.net/get-direct/-Bca3l0HNKgYvj9HCJlCeA/y90Ив Роше - Бесплатные Подарки!Список новых подарков за Ноябрь 2015! Сделайте заказ получите подарок!Будильник ПроэкторНовогодние Чашкиivkod.ru

Текст

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»

методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...


 

Комментарии

Интересный урок. Странно однако, что нет ни слова о фактах БИОграфии Ахматовой. Адекватным должно быть всё. Место - Ташкент, ночь душная до невозможности. Дыня огромная, и не долька, а четвертина (ломоть). Интересно, что ни одна глициния в Ташкенте не растёт. Ташкент - не Япония или Корея. Им нужны влажные субтропики. (Белые акации всюду!) Так что душистые ветки - на занавеске. Вместо чашки с водой поставьте глиняную пиалушку. Не белую и не чашку с ручкой.
Интересный кошмар получается?