Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям. О нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой ещё не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazhitova_metodicheskaya_razrabotka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бажитова А.Ю.,

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 КГО

 Методическая разработка

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ.

Тема урока: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

                                                                                   

 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цель: познакомить учащихся с произведением зарубежной литературы                      (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Задачи:

  1.  Обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором; ввести  понятие   «Ответственность».
  2. Развивающие: развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения, монологической речи учащихся;
  3. Воспитывающие: приобщение учащихся к открытию нового; воспитание гуманных качеств учащихся:  чувства доброты, деликатности, скромности, великодушия.

Оборудование и оформление: 

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • рисунки
  • книга А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • презентация в программе PowerPoint
  • фонохрестоматия «Литература. 6 класс»

Ход урока

Вступительное слово: О благородстве, о моральных и нравственных ценностях немало сказано. Сегодня речь у нас пойдёт об ответственности за тех, кто находится с нами рядом, кто слабее нас. Но прежде мы познакомимся с жизнью замечательного человека и не менее замечательного писателя Антуана де Сент- Экзюпери.

Рассказ педагога о жизни писателя сопровождается презентацией на мультимедийном  проекторе.

Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года во Франции в городе Лионе, в замке Ла Молль. Его родители происходили из старинных аристократических семейств, однако столь родовитое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению семьи Сент-Экзюпери: отец будущего писателя служил инспектором страховой компании. И когда он умер, его жена осталась с пятью детьми, в том числе с четырехлетним Антуаном, без собственных средств к существованию. Он рос под огромным духовным влиянием матери. Трепетное чувство любви к ней он пронёс через всю свою жизнь. Доказательством тому служат его письма, которые он пишет ей на протяжении всей своей взрослой жизни.

Отрывок из письма к матери: « Как я мог когда-то заставлять вас плакать? Думая об этом я чувствую себя несчастным… Но если бы вы знали, как я вас люблю всегда! Вы лучшее, что есть в моей жизни…»

В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был вздернут к небу. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным,

В двенадцать лет Антуан получает “воздушное крещение” - его поднимает в воздух на своем самолете уже тогда знаменитый летчик. Но, видимо, тогда особого впечатления на мальчика этот полет не произвел. К авиации как основному (или одному из основных) делу жизни его потянуло значительно позже. Даже окончив школу, двенадцатилетний Сент-Экзюпери еще не решил твердо, какой профессии он посвятит свою жизнь.

В юности Антуана влекла еще и архитектура, поэтому он поступает на отделение архитектуры Академии художеств. Но в 1921 году неожиданно для окружающих, он бросает свои занятия архитектурой и записывается добровольцем в авиационный полк, он окончательно выбрал свою дорогу - небо.

У него было не так много друзей. С первых дней он был добрым товарищем для многих пилотов, но, кроме общности дела, нужны были особые качества для того, чтобы стать его другом. Гийоме был единственным человеком, который отвечал всем его требованиям идеала человека, и который дал Сенту больше, чем получил от него. Именно ему он посвятил одну из своих книг «Планета людей». И когда  самолёт Гийоме терпит аварию в горах, в течение пяти дней, несмотря на непогоду, Сент-Экзюпери летает над Андами в поисках своего товарища. Его он любит как брата, чувствует за него ответственность.

Вопрос к детям.  А что значит для вас, быть ответственным? (ответы детей)

А вот какое определение ответственности дано в словаре Ожегова.

Педагог зачитывает определение слова «Ответственность»

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственными за них.                                                      

                                              С.И. Ожегов (Словарь русского языка)

Вопрос к детям. Как вы думаете, что имел в виду Сент-Экзюпери, когда писал эти строки: «Моя культура, сделала каждого моего героя ответственным за всех  и всех  - ответственными за каждого…»

Ответ ученика: …

Учитель:

Философским завещанием писателя, ответом на многие мучившие его вопросы стала написанная им незадолго до гибели мудрая притча – «Маленький принц».

Эта книга и сегодня волнует читателей, потому что в ней автор рассуждает о человеческих ценностях, т. е. которые близки и понятны всем.

Давайте же вспомним содержание сказки, попробуем разобраться в её многозначных образах.

Итак, посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

Ученики коротко рассказывают о каждой планете и об отношении малыша к их обитателям. При этом используется приём словесного рисования.

Учитель подводит итог после рассказа учащихся о четвёртой планете.

Итак, ребёнок сталкивается с несправедливостью. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчётом цифр, не может быть человеком, ибо «за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не полюбил. Никогда ничего не делал».

Но ведь на пятой планете он встретил человека, который ему понравился? О ком идёт речь?

Учащиеся рассказывают о фонарщике.

Слово учителя:

Фонарщик думает не только о себе. А на шестой планете географ сначала тоже кажется малышу настоящим, НО ОЧЕНЬ СКОРО ПРИНЦ РАЗОЧАРОВЫВАЕТСЯ В НЁМ почему?

Ответ ученика.

Учитель:

Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её.

Учитель включает запись фонохрестоматии (рассказ о Розе)

Учитель:

Прекрасный и капризный цветок доставлял принцу много забот и беспокойства, но принц вспомнил о ней, ему стало её жалко. Почему?

Ответ ученика.

Учитель:

А кто появляется в трудную минуту перед Маленьким принцем, когда он лёг на траву и заплакал. Чему он учит принца?

Ответ ученика.

Учитель:

Он учит героя истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. В вечной спешке некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Вспомните, Лис просит приручить его, а что отвечает Маленький принц?

Ученик: «Я бы рад…но у меня так мало времени».

Учитель: А что ответил Лис?

Ответ ученика: «…узнать можно только те вещи, которые приручишь…надо запастись терпением».

Учитель: Чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавать самое дорогое – своё время. Лис объясняет Маленькому принцу: «Твоя роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни.» И даже если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо знает: его роза – единственная на свете, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот который наполнит душу светом и заполнит его сердце.

Заключительное слово педагога:

Сегодня мы познакомились с жизнью и творчеством великого писателя ХХ века А.. де Сент-Экзюпери. Вместе вывели понятие «Ответственность».  Опираясь на книгу «Маленький принц» вывели нравственные правила поведения по отношению ко всему, что нас окружает.

Каким должен быть человек?

Ответ ученика:

Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Учитель:

Давайте вспомним афоризмы из сказки, которые этому нас учат.

В заключение нашего урока хочу задать небольшое домашнее задание. Напишите письмо Маленькому принцу, в котором выразите свои мысли и переживания на с тему :«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Методическая разработка по внеклассному чтению "Широка страна моя родная"

Методическая разработка "Широка страна моя родная" посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России - культуре и традициям русского и тувинского народ...

«ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ» Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)

laquo;ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ»Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)...