Главные вкладки

    разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
    план-конспект урока (6 класс) по теме

    разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc404.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения

    6 класс

    Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга»

    Цель:

    1. продолжить знакомство учащихся с богатым творчеством русских писателей, в частности, с творчеством К.Г.Паустовского;
    2. прививать любовь к чтению;

    Задачи:

    1. продолжить работу над развитием техники чтения учащихся: развивать навык правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения; работать над умением анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;
    2. развивать устную речь учащихся, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся;
    3. воспитывать чуткое, доброе отношение к животным;

    Оборудование:

    1. Мультимедиапроектор
    2. Компьютер
    3. Экран
    4. Портрет К.Паустовского
    5. Книга «Кот-ворюга»
    6. Тетради по внеклассному чтению
    7. Тестовые задания

    Ход урока:

    I

    Организационный момент

           - Раз, два, три- слушай и смотри,

      - Три, два, раз – урок начнем сейчас!

      - Сегодня у нас на уроке гости, которые хотят посмотреть, как вы умеете читать, рассказывать, слушать и отвечать на вопросы,  я уверена, что у Вас все получится, потому что, я вас «всех  люблю, и во всех вас верю…»

    II

    Актуализация знаний:

     - Сегодня  урок внеклассного чтения, а к таким урокам мы готовимся заранее, т.е. заранее читаем рассказы, сказки, стихи, о которых будем говорить на уроке.

    1) - Соберите фамилию автора рассказа из рассыпанных букв

    ( буквы написаны на карточках и рассыпаны на доске - Паустовский);

    - Правильно, Константин Георгиевич Паустовский.

    - Прежде, чем говорить о его рассказе, я вам напомню биографию этого писателя.  

    2) Презентация «К.Г.Паустовский» (биография)

    Буквы на доске

    Просмотр слайдов

    1 слайд – Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)

    2 слайд - Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве

    3 слайд - Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе,  вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

    4 слайд - В годы Великой Отечественной войны  Паустовский работал военным  корреспондентом и писал рассказы

    5 слайд - Много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил

    6,7,8,9,10 слайды- К.Паустовский очень любил природу, среди которой он жил, любил вот такие места, поэтому очень много в его рассказах описывается красота русской земли.

    11 слайд- особенно ему нравились такие места как г. Таруса (старинный русский город в центре России недалеко от

    г.  Калуги на берегу Оки) и Мещерская сторона (вся местность по левую сторону Оки носила название Мещёрской стороны)

    12, слайд – посмотрите обложки некоторых произведений К.Г.Паустовского, какое произведение мы читали в этом году   («Заячьи лапы»)

    13 слайд – этот рассказ нам предстоит прочитать в этом году в третьей четверти.

    - Героя следующего рассказа вы узнаете, если верно выполните задание. Среди  набора  букв выбрать повторяющиеся слова и сложить из них название рассказа:

    (лытсрнвикотщфтспворюгаыфтщылворюгатичкотшчшворюгаркот)

    14 слайд – правильно угадали «Кот – ворюга»

    15 слайд – К.Г.Паустовский.

    16 слайд -  Итак, открываем тетради по внеклассному чтению,  записываем: Автор – К.Г.Паустовский

    Название – «Кот – ворюга»

    Презентация «К.Г.Паустовский»

    (биография)

    Карточки (желтые)

    Тетради

    III

    IV.

    Работа над темой урока:

    1 слайд - Вы все прочитали это произведение. Что это сказка или рассказ? Почему? (Рассказ – небольшое литературное произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни героя. В рассказе один или несколько героев).

    - Рассказ «Кот – ворюга» как раз написан в Мещерской стороне. Автор рассказа был участником этих событий, которые происходили в небольшой деревушке.  

    - Ясно ли из названия рассказа, о том кто является главным героем рассказа? (кот)

    - Как его называют в рассказе? (вор, ворюга)

    - Что означают эти слова?

    2 слайд- сверяют со своими ответами

    - Как еще называют кота в рассказе? (дети зачитывают из текста- …это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит)

    - Как выглядел кот в начале рассказа? Прочтите  (рыжий, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста)

    3 слайд - Кто еще были героями рассказа?

    1. Автор рассказа (К.Паустовский)
    2. Рувим (друг писателя Р.Фраерман, писатель)
    3. Деревенские мальчишки
    4. Лёнька- сын сапожника
    5.  Петух-Горлач, куры

    Словарная работа:

    4 слайд- В тексте встречаются слова, которые могли вам быть непонятны, давайте разберем их:

    5 слайд – отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности

    6 слайд – лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть

    7 слайд – за шиворот – за ворот, за воротник

    8 слайд – бухало –гремело сильным и глухим звуком

    9 слайд – припадок – внезапная потеря сознания, судороги

    10 слайд – кукан – бечевка, на которую надевают, пойманную рыбу, пуская ее на привязи в воду.

    11 слайд – подпалины –рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного

    12 слайд –плотица – небольшая пресноводная рыба

    Физминутка   ( нос-пол- потолок)

    Презентация «Кот-ворюга»

    Физминутка на внимание

    Анализ текста

    - работу над рассказом мы проведем  по плану (выборочное чтение)

    13 слайд –

    План: (рисунки)

    - Как вы думаете, почему кот изменился? Отчего раньше он был ворюгой?

    1 рисунок (Воровал)

    - Прочтите, что воровал кот (банку с червями – стр.11,

                                                      кукан с окунями – стр.12,

                                                      кусок ливерной колбасы – стр.12)

    2 рисунок (Ловили)

    - Расскажите, как ловили кота? (стр.12-13)

    3 рисунок (Попался)

    - Прочтите, как удалось поймать кота, кто с этим справился? (стр.13)

    4 рисунок (Накормили)

    - Прочитайте, чем кормили кота? (стр.14)

    5 рисунок (Перестал воровать)

    - Какой благородный поступок совершил кот? Прочитайте. (стр. 14)

    6 рисунок (Хозяин и сторож)

    - Как стал вести себя кот? Изменился ли его характер?(стр.15)

    14 слайд –

    План:

    1. Внешность кота (Огненно - рыжий, с белыми подпалинами на животе, тощий, с разорванным ухом, обрубленным хвостом; глаза у него зелёные, дикие, нахальные.
    2. Характер, образ жизни кота –( По тому, что он был тощим, можно догадаться, что жизнь его была нелёгкой; по диким, нахальным глазам можно понять, что он не был тихим, спокойным, а, скорее всего, был дерзким, наглым; а обрубленный хвост и разорванное ухо – свидетельство того, что за проделки ему здорово доставалось.)
    3. Повадки кота -«Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел…Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит…Он воровал всё…Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл…С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом…Он притворно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления…Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы… Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож») 

    -Подумайте, какие из предложенных характеристик, подходят к описанию кота-ворюги в начале рассказа, а какие в конце рассказа. Распределите определения по двум столбикам:

    дикий

    добрый

    ласковый

    нахальный

    бессовестный

    бродячий

    порядочный

    тихий

    спокойный

    хозяйственный

    дерзкий

    наглый

    дружелюбный

     благодарный

    15 слайд – Какое из  предложенных выражений может стать главной мыслью рассказа, главной идеей.

    1. Кот Васька слушает и ест
    2. Знает кошка, чье мясо съела.
    3.  Кошке игрушки, а мышке слезки. 
    4. Доброе слово и кошке приятно
    5.  Не все коту масленица. 
    6.  Ночью все кошки серы. 
    7.  Страшнее кошки зверя нет.

    - Но добрыми должны быть не только слова, но и наши поступки (накормить голодную собаку, бродячую кошку)

    Определения на доске (напечатанные листы)

    V.

    Закрепление:

    1) - К какому  эпизоду относится данная иллюстрация?

    16 слайд  -  (стр12) (береза)

    17 слайд – (стр. 13) (Ленька вытянул кота)

    18 слайд – (стр. 13) (вытащили кота)

    19 слайд – (стр. 14) (кот – хозяин)

     - К какому важному эпизоду не хватает рисунка (как кормили кота)

    2) Тестовые задания: (в кружке около правильного ответа, поставь +)

    1. Какого цвета был неуловимый кот?

    1. Белого
    2. Рыжего
    3. Серого

    2. Что удалось установить о коте через неделю?

    1. У кота разорвано ухо
    2. У кота поцарапан нос
    3. У кота большая рана на спине

    3. Что кот однажды своровал в чулане?

    1. Запас зерна для кур
    2. Соленые огурцы из бочки
    3. Банку с червями

    4. С чем кот-ворюга залез на березу?

    1. С куском мяса
    2. С куском ливерной колбасы
    3. Со связкой сушеной рыбы

    5. Кто вытащил кота из-под дома?

    1. Ленька – сын сапожника
    2. Петька – сын аптекаря
    3. Ванька – сын охотника

    6. Что сделали с котом, после того, как поймали его?

    1. Выдрали его
    2. Заперли в доме
    3. Накормили до отвала

    7. Какой благородный поступок совершил кот на следующий день после сытного обеда?

    1. Наловил и принес рыбы
    2. Прогнал кур со стола в саду
    3. Вернул все наворованное

    8. Как вёл себя кот  после того, как он стал жить в доме?

    1. всех боялся
    2. ходил как хозяин и сторож
    3. хулиганил

    тесты

    VI.

    Итог урока:

    - Добро побеждает зло. «Наказание добротой»: за воровство кота «наказали» тем, о чём он давно мечтали: кота кормили вдоволь – впервые в жизни. 

    «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Слайд 20

    VI

    Оценка учащихся

    VII

    Домашнее задание

    - сделать иллюстрации к рассказу

    VIII

    Звучит фонограмма песни «Не дразните собак» 

    Фонограмма


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

    Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

    Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида

    У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...

    Презентация к уроку в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Йоганн Штраус - "Король вальса" разработана Назаровой Кристиной Павловной, г.Березники

    Данный материал содержит иллюстрации стран, которые посещал великий композитор, а так же в нем приведены факты из его биографии. Вы можете использовать кроссворд по жизни и творчеству Й.Штрауса и допо...

    Урок по чтению в коррекционной школе VIII вида "Тема товарищества в повести «Кавказский пленник»."

    Урок можно провести в конце изучения произведения Л. Толстого "Кавказский пленник" или в качестве внеклассного мероприятия в средних классах....

    Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

    Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

    Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами

    Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами. Задачи:1.     Коррекционно –образовательные:- формировать представление о частице НЕ и ее употребл...