разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
план-конспект урока (6 класс) по теме

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

6 класс

Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга»

Цель:

  1. продолжить знакомство учащихся с богатым творчеством русских писателей, в частности, с творчеством К.Г.Паустовского;
  2. прививать любовь к чтению;

Задачи:

  1. продолжить работу над развитием техники чтения учащихся: развивать навык правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения; работать над умением анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;
  2. развивать устную речь учащихся, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся;
  3. воспитывать чуткое, доброе отношение к животным;

Оборудование:

  1. Мультимедиапроектор
  2. Компьютер
  3. Экран
  4. Портрет К.Паустовского
  5. Книга «Кот-ворюга»
  6. Тетради по внеклассному чтению
  7. Тестовые задания

Ход урока:

I

Организационный момент

       - Раз, два, три- слушай и смотри,

  - Три, два, раз – урок начнем сейчас!

  - Сегодня у нас на уроке гости, которые хотят посмотреть, как вы умеете читать, рассказывать, слушать и отвечать на вопросы,  я уверена, что у Вас все получится, потому что, я вас «всех  люблю, и во всех вас верю…»

II

Актуализация знаний:

 - Сегодня  урок внеклассного чтения, а к таким урокам мы готовимся заранее, т.е. заранее читаем рассказы, сказки, стихи, о которых будем говорить на уроке.

1) - Соберите фамилию автора рассказа из рассыпанных букв

( буквы написаны на карточках и рассыпаны на доске - Паустовский);

- Правильно, Константин Георгиевич Паустовский.

- Прежде, чем говорить о его рассказе, я вам напомню биографию этого писателя.  

2) Презентация «К.Г.Паустовский» (биография)

Буквы на доске

Просмотр слайдов

1 слайд – Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)

2 слайд - Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве

3 слайд - Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе,  вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

4 слайд - В годы Великой Отечественной войны  Паустовский работал военным  корреспондентом и писал рассказы

5 слайд - Много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил

6,7,8,9,10 слайды- К.Паустовский очень любил природу, среди которой он жил, любил вот такие места, поэтому очень много в его рассказах описывается красота русской земли.

11 слайд- особенно ему нравились такие места как г. Таруса (старинный русский город в центре России недалеко от

г.  Калуги на берегу Оки) и Мещерская сторона (вся местность по левую сторону Оки носила название Мещёрской стороны)

12, слайд – посмотрите обложки некоторых произведений К.Г.Паустовского, какое произведение мы читали в этом году   («Заячьи лапы»)

13 слайд – этот рассказ нам предстоит прочитать в этом году в третьей четверти.

- Героя следующего рассказа вы узнаете, если верно выполните задание. Среди  набора  букв выбрать повторяющиеся слова и сложить из них название рассказа:

(лытсрнвикотщфтспворюгаыфтщылворюгатичкотшчшворюгаркот)

14 слайд – правильно угадали «Кот – ворюга»

15 слайд – К.Г.Паустовский.

16 слайд -  Итак, открываем тетради по внеклассному чтению,  записываем: Автор – К.Г.Паустовский

Название – «Кот – ворюга»

Презентация «К.Г.Паустовский»

(биография)

Карточки (желтые)

Тетради

III

IV.

Работа над темой урока:

1 слайд - Вы все прочитали это произведение. Что это сказка или рассказ? Почему? (Рассказ – небольшое литературное произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни героя. В рассказе один или несколько героев).

- Рассказ «Кот – ворюга» как раз написан в Мещерской стороне. Автор рассказа был участником этих событий, которые происходили в небольшой деревушке.  

- Ясно ли из названия рассказа, о том кто является главным героем рассказа? (кот)

- Как его называют в рассказе? (вор, ворюга)

- Что означают эти слова?

2 слайд- сверяют со своими ответами

- Как еще называют кота в рассказе? (дети зачитывают из текста- …это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит)

- Как выглядел кот в начале рассказа? Прочтите  (рыжий, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста)

3 слайд - Кто еще были героями рассказа?

  1. Автор рассказа (К.Паустовский)
  2. Рувим (друг писателя Р.Фраерман, писатель)
  3. Деревенские мальчишки
  4. Лёнька- сын сапожника
  5.  Петух-Горлач, куры

Словарная работа:

4 слайд- В тексте встречаются слова, которые могли вам быть непонятны, давайте разберем их:

5 слайд – отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности

6 слайд – лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть

7 слайд – за шиворот – за ворот, за воротник

8 слайд – бухало –гремело сильным и глухим звуком

9 слайд – припадок – внезапная потеря сознания, судороги

10 слайд – кукан – бечевка, на которую надевают, пойманную рыбу, пуская ее на привязи в воду.

11 слайд – подпалины –рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного

12 слайд –плотица – небольшая пресноводная рыба

Физминутка   ( нос-пол- потолок)

Презентация «Кот-ворюга»

Физминутка на внимание

Анализ текста

- работу над рассказом мы проведем  по плану (выборочное чтение)

13 слайд –

План: (рисунки)

- Как вы думаете, почему кот изменился? Отчего раньше он был ворюгой?

1 рисунок (Воровал)

- Прочтите, что воровал кот (банку с червями – стр.11,

                                                  кукан с окунями – стр.12,

                                                  кусок ливерной колбасы – стр.12)

2 рисунок (Ловили)

- Расскажите, как ловили кота? (стр.12-13)

3 рисунок (Попался)

- Прочтите, как удалось поймать кота, кто с этим справился? (стр.13)

4 рисунок (Накормили)

- Прочитайте, чем кормили кота? (стр.14)

5 рисунок (Перестал воровать)

- Какой благородный поступок совершил кот? Прочитайте. (стр. 14)

6 рисунок (Хозяин и сторож)

- Как стал вести себя кот? Изменился ли его характер?(стр.15)

14 слайд –

План:

  1. Внешность кота (Огненно - рыжий, с белыми подпалинами на животе, тощий, с разорванным ухом, обрубленным хвостом; глаза у него зелёные, дикие, нахальные.
  2. Характер, образ жизни кота –( По тому, что он был тощим, можно догадаться, что жизнь его была нелёгкой; по диким, нахальным глазам можно понять, что он не был тихим, спокойным, а, скорее всего, был дерзким, наглым; а обрубленный хвост и разорванное ухо – свидетельство того, что за проделки ему здорово доставалось.)
  3. Повадки кота -«Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел…Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит…Он воровал всё…Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл…С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом…Он притворно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления…Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы… Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож») 

-Подумайте, какие из предложенных характеристик, подходят к описанию кота-ворюги в начале рассказа, а какие в конце рассказа. Распределите определения по двум столбикам:

дикий

добрый

ласковый

нахальный

бессовестный

бродячий

порядочный

тихий

спокойный

хозяйственный

дерзкий

наглый

дружелюбный

 благодарный

15 слайд – Какое из  предложенных выражений может стать главной мыслью рассказа, главной идеей.

  1. Кот Васька слушает и ест
  2. Знает кошка, чье мясо съела.
  3.  Кошке игрушки, а мышке слезки. 
  4. Доброе слово и кошке приятно
  5.  Не все коту масленица. 
  6.  Ночью все кошки серы. 
  7.  Страшнее кошки зверя нет.

- Но добрыми должны быть не только слова, но и наши поступки (накормить голодную собаку, бродячую кошку)

Определения на доске (напечатанные листы)

V.

Закрепление:

1) - К какому  эпизоду относится данная иллюстрация?

16 слайд  -  (стр12) (береза)

17 слайд – (стр. 13) (Ленька вытянул кота)

18 слайд – (стр. 13) (вытащили кота)

19 слайд – (стр. 14) (кот – хозяин)

 - К какому важному эпизоду не хватает рисунка (как кормили кота)

2) Тестовые задания: (в кружке около правильного ответа, поставь +)

1. Какого цвета был неуловимый кот?

  1. Белого
  2. Рыжего
  3. Серого

2. Что удалось установить о коте через неделю?

  1. У кота разорвано ухо
  2. У кота поцарапан нос
  3. У кота большая рана на спине

3. Что кот однажды своровал в чулане?

  1. Запас зерна для кур
  2. Соленые огурцы из бочки
  3. Банку с червями

4. С чем кот-ворюга залез на березу?

  1. С куском мяса
  2. С куском ливерной колбасы
  3. Со связкой сушеной рыбы

5. Кто вытащил кота из-под дома?

  1. Ленька – сын сапожника
  2. Петька – сын аптекаря
  3. Ванька – сын охотника

6. Что сделали с котом, после того, как поймали его?

  1. Выдрали его
  2. Заперли в доме
  3. Накормили до отвала

7. Какой благородный поступок совершил кот на следующий день после сытного обеда?

  1. Наловил и принес рыбы
  2. Прогнал кур со стола в саду
  3. Вернул все наворованное

8. Как вёл себя кот  после того, как он стал жить в доме?

  1. всех боялся
  2. ходил как хозяин и сторож
  3. хулиганил

тесты

VI.

Итог урока:

- Добро побеждает зло. «Наказание добротой»: за воровство кота «наказали» тем, о чём он давно мечтали: кота кормили вдоволь – впервые в жизни. 

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Слайд 20

VI

Оценка учащихся

VII

Домашнее задание

- сделать иллюстрации к рассказу

VIII

Звучит фонограмма песни «Не дразните собак» 

Фонограмма