Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.

Планируемые задачи:

·       предметные:

—   исследование символики черного цвета в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

—   сопоставление  авторского цветовосприятия с фольклорными ассоциациями на тему черного;

—   формирование коммуникативной, культуроведческой компетенций семиклассников;

·       личностные:

—   обогащение словарного запаса, развитие связной речи;

—   развитие эмоциональной сферы с помощью использования личностно-ориентированных форм взаимодействия;

—   духовно-нравственное воспитание обучающихся путем подбора текстов на фольклорные и исторические темы;

·       метапредметные:

—   умение принимать и осуществлять учебную задачу, планировать учебные действия;

—   умение анализировать и интерпретировать художественный текст;

—   умение сопоставлять и обобщать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx76.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока внеклассного чтения

 «Роль черного цвета в русском фольклоре

и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс)

(урок-исследование)

 

Автор  Терзи Елена Зиновьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа № 33  с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Петропавловск-Камчатский

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.

Планируемые задачи:

  • предметные:
  • исследование символики черного цвета в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
  • сопоставление  авторского цветовосприятия с фольклорными ассоциациями на тему черного;
  • формирование коммуникативной, культуроведческой компетенций семиклассников;
  • личностные:
  • обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
  • развитие эмоциональной сферы с помощью использования личностно-ориентированных форм взаимодействия;
  • духовно-нравственное воспитание обучающихся путем подбора текстов на фольклорные и исторические темы;
  • метапредметные:
  • умение принимать и осуществлять учебную задачу, планировать учебные действия;
  • умение анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • умение сопоставлять и обобщать, делать выводы.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к произведениям,  мультимедийные презентации обучающихся, аудиозапись, рисунки,   раздаточный материал.

Ход урока

  1. Беседа. Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок – это урок-исследование, урок погружения в тайны художественного слова одного из ярчайших классиков русской литературы Николая Васильевича Гоголя. И наша задача – окунуться в загадочный мир его произведений, побывать в творческой мастерской великого писателя и понять, какую роль в гоголевской палитре играет цвет. И не какой-нибудь, а… черный! Почему именно он? Постараемся в конце урока ответить на этот вопрос. (Запись темы урока в тетрадь.)

Черный цвет... Какие ассоциации у вас он вызывает?  (Заслушивание ответов учеников.)

-  А теперь попробуем  переместиться в далекое прошлое, чтобы представить себе, как наши предки воспринимали этот цвет, с какими образами и явлениями окружающего мира он ассоциировался.

  1. Проверка домашнего залания.

Опережающее задание «Символика черного цвета в русском фольклоре» – исследовательские и творческие задания, которые были даны предварительно (устные выступления обучающихся в группах постоянного состава из 4-5 человек с использованием мультимедийных презентаций). (Приложение)

Группа 1. Черный цвет в малых жанрах русского фольклора (пословицы и поговорки).

Группа 2. Черный цвет в малых жанрах русского фольклора (загадки и страшилки). 

Группа 3. Фразеологизмы со словом черный. 

Группа 4. Черный цвет в русской мифологии.

Группа 5. Черный цвет в названиях литературных произведений и в именах персонажей.

Группа 6. Анализ отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

III.         Обобщение домашних наблюдений. Начинаем создавать кластер.

        - Итак, еще в далеком прошлом, когда человек был бессилен перед могучей природой, его страх перед темнотой, ночью, слепотой наградил этот цвет самыми мрачными ассоциациями. Черный – цвет траура, скорби, утраты, смерти, гниения и разложения, загробного мира.  «Черной смертью» называли, разносимую черными же крысами чуму, которая во второй половине XIV веке выкосила чуть ли не треть европейского населения.

Роль черного как цвета отрицания особенно ярко проявилась в христианском монашестве. Здесь он символизировал отрицание земных благ, своеобразную «смерть для мира». Пугающее впечатление должен был производить и черный флаг на кораблях пиратов. Как тут не вспомнить и другой пиратский атрибут – «черную метку», вручение которой символизировало приговор пирату, нарушившему правила. И хотя сама «черная метка» – плод фантазии Р.Л. Стивенсона, автора «Острова сокровищ», пишут, что в реальности ее место занимал пиковый туз.

Часто этот цвет ассоциируется с грязью, с «грязной черной работой». Отсюда происходит и выражение «черновая работа», то есть предварительная, требующая помарок, исправлений, очищений (вспомним хорошо всем известное слово «черновик»).

Черный – это также тайна, непознанное, закрытое, спрятанное. Широко известное благодаря телевикторине «Что? Где? Когда?»  выражение «черный ящик» в науке означает систему, внутренний механизм работы которой неизвестен.

Таким образом, прилагательное «черный» в наших исследованиях используется в нескольких лексических значениях. А как называются такие слова? (Многозначные, метафоричные.)  

А можете ли вы привести примеры, когда черный, напротив, ассоциируется с чем-то положительным, позитивным? (Да, ребята вспоминают и чёрный пояс по каратэ как знак высочайшего мастерства в боевом искусстве, и маленькое черное платье Коко Шанель как символ изысканности и  утонченности, и знаменитый «Черный квадрат» К. Малевича как символ бесконечности Вселенной.)

IV. Организационно-деятельностный этап.

1) Актуализация знаний.

 – А теперь вернемся к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Мало кто из русских писателей сможет соперничать  с Гоголем по богатству  и яркости цветовой палитры. Вспомним  поэтичное описание украинской степи («…Чорт вас возьми, степи, как вы хороши!..») В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж словно оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает  читателей своей необыкновенной красотой. Состояние и настроение природы в изображении Н.В. Гоголя очень емко и точно передают различные цвета, используемые писателем. Какие цвета мы с вами находили, когда анализировали этот фрагмент? (Ответы учеников: мы наблюдаем синий и оттенки синего (голубой, изголуба–синий), золотой, белый, желтый, красный, зеленый, розовый, лиловый цвета.) Если бы мы попытались, используя краски, изобразить гоголевскую степь, то на картине, в первую очередь, заиграл бы золотистый океан  с миллионами цветов.

В каких случаях автор применяет черный цвет и какое смысловое значение вкладывает в него?

2) Анализ отрывков из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (работа в парах). (Раздаточный материал)

  1. «Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттесняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом».
  2. «…когда поджидали в нём чернобровую казачку…»
  3. «Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озарённую утренним румянцем солнца».
  4. «… и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо».
  5. «А между тем степь уже давно приняла их всех в  свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».
  6. «Уже и чёрных шапок нельзя было видеть; одна только серебряная струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега».
  7. «Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет теперь нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею».
  8. «Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою».
  9. «Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!»
  10. «Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы с проседью в усах и черноусые, засучив серебряные шаровары, стояли по колени в воде и стягивали челны с берега крепким канатом».
  11. «Там обгорелый чёрный монастырь, как суровый картезианский монах, стоял грозно, выказывая при каждом отблеске мрачное своё величие».
  12. «Длинные и чёрные, как уголь, волосы, неприбранные, растрёпанные, лезли из-под тёмного, наброшенного на голову покрывала».
  13. «…загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня и, как шелк, лоснился молодой черный ус».
  14. «И от всего этого откажусь, книгу, брошу, сожгу, затоплю, если ты только ты вымолвишь одно слово или хотя только шевельнешь своею тонкую черною бровью».
  15. «…горел в огне и прибежал на Сечь с обсмаленною, почерневшею головою и выгоревшими усами». 
  16. «Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова, и навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови…»
  17. «Так и летели черные волосы из-под медной его шапки».
  18. «Черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты».
  19. «Она видела немало запачканных дегтем запорожских шаровар, мускулистых с черными нагайками».
  20. «Совершенно почерневшие деревянные  дома со множеством протянутых из окон жердей увеличивали еще более мрак».
  21. «Изредка краснела между ними  кирпичная стена, но и та уже во многих местах превращались совершенно в черную».
  22. «В минуту оделся он; вычернил усы, брови, надел на темя маленькую темную шапочку…»
  23. «Не уважали казаки чернобровых панянок,  белогрудых, светлолицых девиц».
  24. «Часто шалунья с черными глазами, схвативши светлою ручкою своею пирожное и плоды, кидали в народ».
  25. «Не  любили казаки наряжаться, чернели и червонели черные, червоноверхие бараньи их шапки».

3) Делимся своими наблюдениями. Продолжаем составлять кластер.

- Что необычного вы заметили? Всегда ли черный цвет у Гоголя несет негативный смысл?  (Ребята отмечают, что в некоторых примерах, чаще всего в пейзаже, цветовой эпитет «черный» создает ощущение тревоги  - это цвет войны и смерти («черный монастырь» стоит грозно, как монах, и «черневшее тело бедного жида» зловеще висит в темноте, о вражде и горе свидетельствуют «почерневшие дома», «черная обугленная стена».)

В ряде других случаев черный цвет используется прежде всего в   описании внешности героев («черные усы  под чёрными бараньими шапками» у казаков, их «черные нагайки», «чернобровая казачка», «черноглазая красавица», «черноглазая  полячка», «черная бровь» полячки,  «черноусые запорожцы», «черные, как уголь, волосы», «черный ус», «почерневшая голова», «исчерна–белые брови» Тараса Бульбы, «черные брови и  черные волосы» Андрия, «чернобровые панянки» с «черными глазами» с любопытством смотрят на него.)  Таким образом, в портретах героев черный цвет чаще всего символизирует молодость (у козаков) и красоту (у девушек).

В последнем примере яркое сочетание черного и красного («червонного» – обращаем внимание на звуковое сходство!) - помогает автору изобразить силу и мощь запорожского войска.)

V. Проверка экспериментальной части домашнего задания.

Эвристическая  беседа.

- Дома вы выполняли еще одно задание: нужно было на листе бумаги смешать как можно больше различных красок. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Семиклассники показывают свои эксперименты.) Что мы увидели? Какими прилагательными можно охарактеризовать полученный цвет? (Грязный, темный, мрачный, неопределенный, близкий к черному.) Какой вывод мы можем сделать? (В черном цвете заключено множество цветов, вся цветовая палитра собрана в одном черном цвете.)  А какой еще цвет можно разложить на множество составляющих? (Белый!)

- Значит, черный цвет может символизировать не только смерть, но и возрождение новой жизни, многоцветье и разнообразие красок. Недаром наши предки с таким почтением относились к Матери-земле, из которой каждой весной возрождается новая, яркая, бушующая жизнь. И называли плодородную землю ласково – «земелюшка-чернозем».

Как эта символика связана с повестью Гоголя? (Использование черного цвета в портретах козаков и в описании запорожского войска у Гоголя не случайно. Черные брови, глаза и волосы – неизменная часть портрета


украинской красавицы, черный – один из основных, наряду с красным и белым, цветов славянской одежды.

Кроме того, черный – это символ матери-земли, символ Родины, которую защищали запорожцы, не щадя своей молодой жизни, той земли, ради которой они шли на муки и пытки, верные «святому закону» товарищества.)

Кластер


VI. Рефлексия. Создание «цветных стихов».

-  А теперь давайте поиграем! Игра называется «Цветные стихи». Закройте глаза.  Представьте себе образ трех предметов черного цвета. Какие чувства при этом у вас возникли? Сосредоточьтесь на этих чувствах. Назовите три слова, которые обозначают эти чувства. Теперь вновь вернемся к цвету и проверим созданный им образ.

Схема стихотворения:

  1. цвет;
  2. три предмета этого цвета;
  3. наши чувства (три слова);
  4. цвет.

Один из вариантов:

Из черной, влажной земли

Живой стебелек родился,  

И так же стихи мои

Я черной ручкой пишу…  

Черный – смерть и рождение.

Черный – это Вселенная,  

Начало всему и конец.   (Диана Б.)

VII. Итог урока и самооценка учебной деятельности.

VIII. Тема следующего урока – урок развития речи («Слава и трагедия  картины А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»).

Домашнее задание по выбору обучающихся:

  1. Устный рассказ на основе памятки «Как «прочесть» произведение живописи».
  2. Выразительное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» «Тиха украинская ночь…» (наизусть).
  3. Сообщение с использованием мультимедийной презентации о жизни и  творчестве А. Куинджи.

Приложение

1. Черный цвет в малых жанрах русского фольклора

 (пословицы и поговорки).

  1. Черного кобеля не отмоешь добела.
  2. Черная ряса не спасет, а белая в грех не введет.
  3. Черна коровка, да бело молоко.
  4. Черен мак, да бояре едят.
  5. Бела береза, да деготь черен.
  6. БЕло - белО, чЕрно - чернО.
  7. Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
  8. Бел снег, да ногами топчут, черен мак, да люди едят.
  9. Бела овца, черна овца, а все один овечий дух.
  10. Рубашка беленька, да душа черненька.
  11. Свет бел, да люди черны.
  12. Черная коровка дает белое молочко.
  13. Полюби меня черненьким, а беленьким меня всякий полюбит.
  14. Не так черен черт, как его малюют.
  15. Пока черный рассердится, у рыжего от злости глаза выскочат.
  16. В черный день перемогусь, а в красный — сопьюсь.
  17. Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.
  18. Хочешь мне добра — сделай его в мой черный день.
  19. Глаз черный, взгляд бойкий, обычай волчий.
  20. Диковинная птица — черный лебедь, диковина еж, а и его много.
  21. Береги (или: паси) денежку про черный день!
  22. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

2. Черный цвет в малых жанрах русского фольклора

 (загадки и страшилки).

Загадки

  1. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Встанут в ряд —

Сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Поле белое,

Овцы чёрные. (Бумага, буквы)

  1. Белое поле, чёрное семя.

Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо, грамота)

  1. Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)

  1. По чёрной земле

Белый заяц пробежал. (Тетрадь, карандаш)

Страшилка

        В одном черном-черном лесу стоит черный-черный дом. В этом черном-черном доме есть черная-черная дверь. За этой черной-черной дверью есть черная-черная комната…

3. Фразеологизмы со словом черный.

Черный ворон. Черные дни. Черные думы. Черная злоба. Черная зависть. Черная измена. Черная неблагодарность. Черный язык. Черный глаз. Отложить на черный день. Черная касса. Черным по белому написано. Черная метка. Черная дыра. Держать в черном теле. Черная кошка дорогу перебежала. Черный нал. Черная зарплата. Черная магия. Черный юмор. Черный список. Пить по-черному. Черная работа. Черная полоса.

4. Черный цвет в русской мифологии. (Чернобог и Белобог)

Одним из главных богов у славян был Чернобог – закованный в крепкую броню, с лицом, исполненным ярости, Верховный Бог-Держатель мира. Чернобога изображали уродливым скелетообразным «кощеем». На празднествах и пирах, обнося круговую чашу, славяне всегда возглашали над ней слова славы во имя Белбога и Чернобога. И если от Белбога ожидали счастливой доли в повседневной жизни, то от Чернобога ждали, что он сможет отвратить войны и всяческие бедствия от родной земли. Мор, Морок, Потьма – закованный в крепкую броню, с лицом, исполненным ярости Верховный Бог-Держатель мира Нави, мужская ипостась Сварога в навьем мире.

День Чернобога – понедельник (первенец, злодень, злыдень), когда не рекомендуется начинать никаких новых дел. Во многих местах ранее в этот день не рекомендовалось даже приступать к работе в утренние часы, ибо предшествующий день, насыщенный отдыхом и весельем, настолько расслабляет человека, что отрицательно сказывается на его работе. Понедельник служил и днём публичной расправы за всякого рода преступления.

Общий символ Чернобога – череп человека или животного. Ранее считалось, что если человек поклянётся на черепе и нарушит клятву, то он непременно скоро умрёт.

На празднествах и пирах, обнося круговую чашу, славяне всегда оглашали над ней слова славы во имя Белбога и Чернобога. И если от Белбога ожидали счастливой доли в повседневной жизни, то от Чернобога ждали, что он сможет отвратить войны и всяческие бедствия от родной земли. К тому же наши предки ведали, что Белбог добр, но вовсе не всемогущ, а Чернобог, в отличие от библейского Сатаны, – не провокатор и палач на служении у Всевышнего, а родной брат Белбога.

5. Черный цвет в названиях литературных произведений

 и в именах персонажей.

  1. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».
  2. Н. Сладков. Рассказ «Черным по белому».
  3. Стендаль. Роман «Красное и черное».
  4. Русская народная песня «Черный ворон».
  5. В. Некрасов. Повесть «Приключения капитана Врунгеля» (яхта «Черная каракатица»).
  6. Чернавка (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
  7. С. Есенин. Поэма «Черный человек».
  8. В. Маяковский. Стихотворение «Black and white».
  9. Псевдонимы писателей (Саша Черный и Андрей Белый).
  10. Мультфильм «Черный плащ».
  11. Фильм «Черный лебедь».

6. Анализ отрывка из былины

«Илья Муромец и Соловей Разбойник».

…Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли то у города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А й черным-черно, как чёрна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто да не проезживат,

Птица чёрный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А й подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую.

Вопросы для анализа.

  1. О каком событии повествуется в данном отрывке?
  2. Какую картину мы представляем себе, когда читаем описание вражеской силы под городом Черниговом?
  3. Какие приемы используются, чтобы ярче представить себе картину происходящего?
  4. Как можно было бы передать на картине это изображение? (Словесное рисование.)

- В данном отрывке описан первый подвиг Ильи – битва под Черниговом. В первую очередь, обращаем  внимание на звуковые повторы: Чернигов (2 раза), черным-черно (2 раза), как черна ворона. Врагов очень много, они, как стаи хищных птиц, окружили город. Здесь используется прием аллитерации. В былинном описании врагов объединились прямое и переносное значения прилагательного «черный», и от этого усилилась выразительность изображения: мы не только видим огромное скопление вражеских полчищ, но и ощущаем их грозную силу, грозящую гибелью, печалью.

На картине передать это изображение можно с помощью красок. Картина должна быть мрачная: на небе черные тучи, солнце спряталось, летают черные птицы…  И враги тоже, как черная туча или черная змея обвились вокруг города. А когда прискакал Илья Муромец, тучи расходятся, появляется солнце. Он всех врагов разбил и потоптал конем – это другая картина, радостная. Можно нарисовать, как открылись ворота и выходят черниговцы благодарить Илью, выносят ему хлеб-соль, кланяются, просят остаться с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" ( 7 класс)

Тест по  повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" ( 7 класс)...

Тест по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (7 класс)

Тест по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Итоговый практикум по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". 7 класс

Цель практикума - обобщить и закрепить наблюдения детей о повести "Тарас Бульба", пробудить интерес к прозе великого писателя....

Цветопись в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс (Проектно – исследовательская работа)

Каждый человек воспринимает мир по -своему,пытаясь выразить мысли и чувства через цветовосприятие....

Модульные карточки к повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 7 класс

Модульные карточки к повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"  7 класс...