Модульные карточки к повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс)

Модульные карточки к повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"  7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnye_kartochki_po_poaesti_n.v.gogolya_taras_bulba.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

по повести «Тарас Бульба»

глава 1

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: собрать материал для характеристики Тараса Бульбы.

Задание: составить характеристику главного героя, используя вопросы.

  • Найти описание внешности Тараса Бульбы.
  • Как ведет себя он, когда встречает сыновей.
  • Что можно сказать о его характере?
  • Что заставило его ехать с сыновьями в  Сечь? Ведь такой необходимости не было. Какие черты характера проявляются при этом?
  • Как часто меняется его настроение?
  • Как окружающие относятся к этому герою?
  • Какое впечатление сложилось у Вас об этом герое?
  • А как автор относится к нему?

Задание: подготовьтесь к выступлению перед классом, используйте рабочие материалы.

Спасибо за работу!

Распределите вопросы в малой группе

Приведите примеры из текста

Следите за речью

Карточка №2

по повести «Тарас Бульба»

глава 1

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: собрать материал для характеристики Остапа и Андрея, вернувшихся с учебы.

Задание: подготовить пересказ на тему: «Возвращение сыновей», используя вопросы.

  • Какими предстают сыновья перед родителями?
  • Что можно сказать об их характере?
  • Какие чувства испытывают они к отцу, матери?
  • Как меняются Остап и Андрей после того, как узнали о поездке в Сечь?
  • Как окружающие относятся к этим героям?
  • Какое впечатление сложилось у Вас об этих героях?
  • А как автор относится к ним?

Задание: подготовьтесь к выступлению перед классом, используйте рабочие материалы.

Спасибо за работу!

Распределите вопросы в малой группе

Приведите примеры из текста

Следите за речью

Карточка №3

по повести «Тарас Бульба»

глава 1

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: собрать материал для характеристики матери Остапа и Андрея.

Задание: подготовить характеристику жены и  матери героев повести.

  • Найдите описание внешности героини.
  • Как автор передает душевное состояние своей героини:

Ее мысли и чувства, описание ночи и приближающегося утра, сцена благословения, прощание с сыновьями.

  • Что можно сказать об ее характере?
  • Как окружающие относятся к ней?
  • Какое впечатление сложилось у Вас об этой героине?
  • А как автор относится к ней?
  • Как Гоголь раскрывает трагизм судьбы женщины-матери?

Задание: подготовьтесь к выступлению перед классом, используйте рабочие материалы.

Спасибо за работу!

Распределите вопросы в малой группе

Приведите примеры из текста

Следите за речью

Карточка №4

по повести «Тарас Бульба»

глава 1

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: собрать материал для характеристики особенностями стиля писателя.

Задание: подготовить сообщение «Единство «силы смеха» и «лирической силы»

  • Найдите места в повести, в которых чувствуется юмор Гоголя.
  • Найдите сцены, в которых сказывается «лирическая сила».
  • Рассмотрите композицию главы. Сделайте краткую запись.
  • В чем проявляется «яркость» изображенных характеров.
  • Подтвердите тезис, что язык повести красив и выразителен, на примере 1 главы.

Задание: подготовьтесь к выступлению перед классом, используйте рабочие материалы.

Спасибо за работу!

Распределите вопросы в малой группе

Приведите примеры из текста

Используйте памятку.

Приведите примеры из текста

Следите за речью

«…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»  (по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя)

Глава 2

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

2.0

2.1

2.2

Ваша цель: проследить, как всадники продвигаются к главной цели путешествия – Запорожской Сечи

Задание: рассказать о пути трех всадников в Сечь, используя вопросы:

- Почему именно в этот момент, а не раньше Гоголь рассказывает о жизни братьев до приезда домой?

  • Охарактеризуйте Остапа.
  • Охарактеризуйте Андрия. Как показан он уже в первой главе? (отношения Тараса, матери)
  •  Какие «другие чувства», кроме жажды подвига владеют Андрием?
  • О чем думает каждый из них по пути на Сечь?

Ваша цель: проследить, как меняется степь на глазах у спутников.

Задание: найдите описание степи и ответьте на вопросы:

  • Какие краски, звуки, запахи использует писатель, рисуя степь утром, вечером и ночью?
  • Как воздействует картина степи на героев?
  • Почему перед изображением Запорожской Сечи Гоголь столько места отводит описанию степи, а потом Днепра?
  • Найдите метафоры, эпитеты, сравнения, которые использует автор, изображая степь.
  • Какую роль, по-твоему, играет описание степи в повести?

Задание: Подготовьте выступление перед классом.

Спасибо за работу!

Д/З: выучить отрывок наизусть, прочитать 3-5 главы.

Работайте в паре по методике «СИ»

Отберите нужные цитаты

Оформите запись в виде таблицы.

Сделайте запись в тетради.

Вывод запишите в тетрадь.

Следите за речью.

«Так вот она, Сечь!… Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»  (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)

(по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя)

Глава 3-4

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: проанализировать 3-4 главу повести.

Задание: рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи.

- Что такое Запорожская Сечь и где она в ту пору располагалась?

- Какова была форма правления на Сечи?

  • Что привлекло Остапа и Андрия в жизни на Сечи?
  • Как строится быт козаков?
  • Что не устраивало Тараса в «такой» (мирной) жизни?
  • С каким настроением козацкий люд собирался в поход? Какие мысли обуревали им?
  • Что поразило Вас в описании Запорожской Сечи?

Сделайте вывод: в чем «необыкновенность» Запорожской Сечи? Всегда ли это «беспрерывное пиршество» или нет? Аргументируйте ответ. Как ласково называют козаки Сечь?

Задание: Подготовьте выступление перед классом.

Д/З: прочитать 5-6 главы, вопросы 1-5 стр.99

Спасибо за работу!

Работайте в паре по методике «СИ»

Используйте схему.

Дополните записи в таблице

 Вывод запишите в тетрадь.

Следите за речью.

«И погиб козак!»

  (по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя)

Глава 5-6

Карточка 1

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: понять, как Андрий стал на путь предательства.

Задание: Подготовить пересказ главы с элементами рассуждения, опираясь на вопросы:

- Как реагировал народ на весть о том, что «Запорожцы!..показались запорожцы!…»

  • Тарасу «любо было» смотреть на своих сыновей, так изменившихся за один месяц. Найди слова и выражения, которыми Гоголь характеризует действия Остапа и Андрия, противопоставляя юных героев друг другу. Кто из них, по твоему мнению, все же ближе Тарасу? А тебе?
  • Почему Тарас, наблюдая за сыновьями в бою, приходит к выводу, что Остап со временем будет «добрый полковник, а Андрий – «добрый вояка»?
  • Чтобы понять психологические истоки предательства меньшего брата, вспомним, что отличало их еще в первых главах.
  • Расскажите о действиях воюющих сторон под Дубно (первая атака).
  • О чем задумались братья, получив благословение от матери?
  • Что беспокоит Андрия? Почему он не спит в ночь предательства?

Задание: Подготовьте выступление перед классом.

Спасибо за работу!

Распределите вопросы в малой группе

Сделайте  запись в  таблицу.

Следите за речью.

«И погиб козак!»

  (по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя)

Глава 5-6

Карточка 2

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

2.0

2.1

2.2

Ваша цель: проследить действия людей в трудные для них минуты жизни.

Задание: Подготовить рассказ о настроениях

Воюющих сторон, опираясь на вопросы:

- Как реагировал народ на весть о том, что «Запорожцы!..показались запорожцы!…»

  • Расскажите о действиях воюющих сторон под Дубно (первая атака).

Задание: Подготовьте выступление перед классом.

Спасибо за работу!

Работайте по методике «СИ»

«И погиб козак!»

  (по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя)

Глава 5-6

Карточка 3

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

3.0

3.1

3.2

Ваша цель: продолжить сбор материала для выяснения истоков предательства Андрия.

Задание: Подготовить пересказ  с элементами анализа на тему: «Что ведет Андрия на встречу с панночкой и их встреча в осажденном городе»

  1. Найдите слова: эпитеты и метафоры, передающие взволнованность Андрия.
  2. Как автор относится к поступку Андрия? Найдите художественные детали в тексте, указывающие на это.
  3. Расскажите о встрече Андрия с прекрасной панночкой.
  4. Как ты относишься к словам героя: «…отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего»? Какой смысл в слово «Отчизна» вкладывают Тарас, Остап, другие запорожцы – и Андрий? Каковы же нравственные принципы Андрия?
  5. Прочитайте слова автора: «И погиб кощак…» и далее. Какими чувствами проникнуты они?

Сделайте вывод о психологических истоках предательства Андрия. Возможно ли оправдать Андрия? Были ли в его душе колебания? Борьба между чувством любви и чувством долга?

Задание: Подготовьте выступление перед классом.

Спасибо за работу!

Распределите вопросы в малой группе.

Выпишите в

тетрадь

Вывод запишите в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная карточка к уроку в 6 классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского языка)

Урок по теме  «Королевский Лондон» проведен в 6а классе УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для V-IX классов (для ощеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского...

Модульная карточка к уроку в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса

Модульная карточка к уроку в 6 классе "Home, sweet home" УМК  М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

Модульные карточки к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 9 класс

Модульные карточки к уроку по главам романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", предназначенные для индивидуальной, парной, коллективной работы. Здесь же есть дополнительный материал, отв...

Модульные карточки по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс.

Модульные карточки помогут в организации парной и групповой работы на уроке, могут быть использованы для индивидуальной работы....