Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Ляхова Татьяна Ивановна

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnye_kartochki_po_skazkam_saltykova-_shchedrina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

        

№М

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: проанализировать сказку «Премудрый пискарь»: определить тему, идею, художественное своеобразие.

Задание: ответьте на вопросы:

1.Как вы понимаете название сказки? Что означает эпитет «премудрый»?

2. Какие советы даёт своему сыну старый пискарь?

3. Как связаны у Щедрина разные повествовательные планы: исторический, конкретно-бытовой, фантастический?

4. Какова жизненная позиция пискаря?

5. Итог жизни пискаря. Что за мысли  «посещают» его перед смертью?

6. Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?

Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом

        Спасибо за работу

Работайте в группах

Используйте термины:

Фантастика

Пародия

Ирония

Сарказм

Литота

Гротеск

Гипербола

Олицетворение

Метафора

Аллегория

Иносказание

Эзопов язык

Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

№М

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: проанализировать сказку «Вяленая вобла»: определить тему, идею, художественное своеобразие.

Задание: ответьте на вопросы:

1.С чего начинается сказка?

2. Как же жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?

3. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?

4. Какие художественные приёмы писатель использовал в сказке?

Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом

        Спасибо за работу

Работайте в группах

Используйте термины:

Фантастика

Пародия

Ирония

Сарказм

Литота

Гротеск

Гипербола

Олицетворение

Метафора

Аллегория

Иносказание

Эзопов язык

Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

№М

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: проанализировать сказку «Медведь на воеводстве»: определить тему, идею, художественное своеобразие.

Задание: ответьте на вопросы:

1.Каковы впечатления от прочитанной сказки?

2. Как автор называет Топтыгина I?

3. Расскажите о судьбе топтыгиных. Чего же им надо?

4. Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка?

5. Какие приёмы использованы автором?

Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом

        Спасибо за работу

Работайте в группах

Используйте термины:

Фантастика

Пародия

Ирония

Сарказм

Литота

Гротеск

Гипербола

Олицетворение

Метафора

Аллегория

Иносказание

Эзопов язык

Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

№М

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: проанализировать сказку «Дикий помещик»: определить тему, идею, художественное своеобразие.

Задание: ответьте на вопросы:

1.С чего начинается сказка?

2. Как же жил помещик? Какой вопрос волновал его?

3.Каковы причины исчезновения мужика?

4. Что произошло с помещиком?

5. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? При помощи каких художественных приёмов?

Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом

        Спасибо за работу

Работайте в группах

Используйте термины:

Фантастика

Пародия

Ирония

Сарказм

Литота

Гротеск

Гипербола

Олицетворение

Метафора

Аллегория

Иносказание

Эзопов язык

Анализ сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

№М

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1.0

1.1

1.2

Ваша цель: проанализировать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: определить тему, идею, художественное своеобразие.

Задание: ответьте на вопросы:

1.С чего начинается сказка?

2. Что предпринимают генералы, оказавшись на необитаемом острове?

3. Как ведёт себя мужик-лежебок по отношению к генералам?

4. Чем заканчивается сказка?

5. Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? При помощи каких художественных приёмов?

Задание: подготовьте сообщение и выступите перед классом

        Спасибо за работу

Работайте в группах

Используйте термины:

Фантастика

Пародия

Ирония

Сарказм

Литота

Гротеск

Гипербола

Олицетворение

Метафора

Аллегория

Иносказание

Эзопов язык

Словарик к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сатира – это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Гротеск -  изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.

Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное.

Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

Сарказм – едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или  явления.

Либерал – человек излишне терпимый, снисходительный, занимающийся попустительством.

Обыватель – человек, живущий мелкими интересами, лишённый общественного кругозора

.

Обывательщина – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина,  считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Урок построен с учетом требований ФГОС. При анализе сказки "Повесть о том, как один мужик...." проводится параллель с "Робинзоном Крузо" Д.Дефо. Детям предлагается ролевая игра &la...

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...