Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Домашенко Лариса Васильевна

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его создания и в восприятии читателя нашего времени. Содержит межпредметные связи и национально-региональный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

        Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Взгляд современного читателя.

        Цель: выяснить актуальность литературного произведения в эпоху его создания и в восприятии читателя нашего времени.

Задачи:

1) предметные:

- проанализировать произведение с позиций литературоведения путем составления интеллект-карты, в том числе повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, аллегория, эзопов язык, ирония, иносказание, гипербола, гротеск, фантастика;

- выявить сатирические приёмы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

- сопоставить сказку с однотематическими произведениями русской и зарубежной литературы путем составления оценочной таблицы;

- сравнить способы изображения крепостного права в произведениях литературы, живописи, кино;

- определить, насколько актуально произведение путем его интерпретации;

2) метапредметные:

познавательные:

- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- уметь структурировать знания;

регулятивные:

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью;

коммуникативные:

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами  русского литературного языка,

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

личностные:

- распознавать истинные и ложные ценности; воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.

Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные универсальные учебные действия: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; понимать информацию, делать обобщения и выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: сотрудничать в коллективной работе.

        Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал: таблицы для заполнения «Особенности сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина», лист самооценки.

        Педагогические технологии, используемые на уроке: технология формирования исследовательской позиции; технология формирования межкультурной компетенции.

        Тип урока: урок моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации.

Ход урока

  1. Стадия вызова

- Учащимся предлагается в начале урока ответить на вопросы пятиклассников, возникшие у них после самостоятельного прочтения рассказа И.С. Тургенева «Муму», и объяснить, почему дети не поняли поступков Герасима. Слайд 1

Вопрос пятиклассников «Почему Герасим утопил Муму?»

F:\к дню победы\2016-01-28\002.jpgF:\к дню победы\2016-01-28\001.jpg

- Вывод: чтобы понять литературное произведение, нужно знать его историческую основу, следовательно, необходимо изучать историю.

  1. Целеполагание

- Формулировка темы, цели и задач урока производится самими учащимися. Учитель может помогать им наводящими вопросами (Мы прочитали и проанализировали много произведений, написанных более ста лет назад. Сегодня вспомним еще одно. Его автор М.Е. Салтыков-Щедрин. О каком произведении сегодня пойдет речь? Слайд 2 (1-5) Мы уже прочитали и изучили это произведение, знаем об исторической обстановке в России времен «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что осталось нам выяснить о нем? Нужно ли оно современному читателю?).Слайд 2 (6) После формулировки темы ученики определяют  цель работы и задачи, которые им предстоит решить на учебном занятии. Слайд 3

- «Лист самоконтроля»

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

Формулировка темы и цели урока

Интеллект-карта

Индивидуальные задания

Сопоставительный анализ сказки с другими произведениями

Дневник чтения

Интерпретация сказки

Творческий пересказ эпизода

  1. Актуализация знаний учащихся

- Повторение и обобщение изученного о сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1. Защита интеллект-карт

2. Работа с таблицей «Художественное своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Слайд 5

Особенность произведения

Ответ

Тема

Идея

Род и жанр

Портреты героев (качества)

Традиции и новаторство

Язык

Художественные средства

Сопоставление

3. Вывод: что прошло мимо вашего внимания при составлении интеллект-карт?

               в чем же актуальность этого произведения для его современников?

  1. Сотворчество

- Вспомним некоторые эпизоды сказки вместе с художниками-иллюстраторами Н. Муратовым и Кукрыниксами. + Творческий пересказ эпизода от лица героя (эпизод, когда генералы не могли добыть еды, которой вокруг видимо-невидимо), выразительное чтение отрывка, как мужик добывал еду.

- С иллюстрациями Кукрыниксов вы уже познакомились в прошлом году, когда читали произведение, в котором автор затрагивает ту же тему, что и Салтыков-Щедрин. (Н.С. Лесков «Левша») Слайд 6

- В каких произведениях русской литературы авторы затрагивают ту же проблему, что и Салтыков-Щедрин? Как они решают проблему крепостного права? Каким изображают русский народ?

- К одному такому произведению художница XIX века Елизавета Меркурьевна Бём[1] создала альбом силуэтов. Посмотрите на некоторые из них и скажите, о каком произведении идет речь  (И.С. Тургенев «Бирюк»). Как называется цикл, в который входит рассказ? Какие рассказы из этого цикла вы читали? Каким изображает русский народ автор? В чем же актуальность этого произведения для его современников? Слайд 7

Слайд 8    Ф  И  З  М  И  Н  У  К  А

«Виртуальное литературно-историческое путешествие»

- Учитель предлагает ученикам разгадать литературные загадки.

Слайд 9 На слайде поочередно появляются портреты Эзопа, о творчестве которого семиклассники узнали в прошлом году, когда изучали тему «Басня». Если ученики не смогут ответить, кто это (а скорее всего так и произойдет), учитель открывает имя баснописца и спрашивает, каким образом этот человек связан с темой урока. Ученики вспомнят о том, что Эзоп сам был рабом, высказывал свои мысли, спрятав их в басни, что Салтыков-Щедрин свою сказку написал «эзоповым языком». Если темп урока позволяет, здесь можно прочитать детям одну из басен Эзопа, направленную на формирование межкультурной компетенции.[2]

Слайд 10  На слайде появляется портрет Гарриет Бичер-Стоу, титульный лист вышедшей в 1852 году в Бостоне ее книги, титульный лист ее российского издания 1914 года. «Хижина дяди Тома» была в «Списке летнего чтения будущего семиклассника», и многие дети ее уже прочли, поэтому скорее всего ответ на эту загадку в классе прозвучит. На слайде появляется обложка советского издания этого произведения – книга Вашего детства.

- Почему мы сегодня вспоминаем это произведение? (Его тема – рабство в Америке). Какими изображает невольников автор? Слайд 11 Иллюстрации Цейтлина к роману.

- Иллюстративный калейдоскоп

Дети просматривают парами иллюстрации к «Запискам охотника», «Железной дороге», «Хижине дяди Тома» и делают вывод об идее произведений о крепостном праве (рабстве). В чем же актуальность этих произведений для их современников?

  1. Национально-региональный компонент

- Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о Джиргале Ончханове[3], чтение отрывка из его стихотворения «Спор» на калмыцком и русском языках. Слайды 12,13 

Нерн нанд керго,

Нутган харсхар йовнав.

Ширә нанд керго,

Шулмсла ноолдхар hарлав.

Слава (имя) мне не нужна,

Родину иду защищать.

Трон мне не нужен,

Вышел я сражаться с врагами (шулмусами).

  1. Подведение итога урока

- Творческая работа. Интерпретация сказки.

- В чем актуальность рассмотренных нами произведений для читателя того времени, когда они были написаны, мы выяснили. Это было не трудно, ели вы знаете историческую обстановку тех времен. А что же важного может из них взять для себя современный читатель: вы и ваши сверстники? На этот вопрос ответьте письменно (объем – 3-5 предложений)

  1. Рефлексия

1. «Чемодан, мясорубка, мусорная корзина»

- Что из того, что вы узнали, вспомнили на уроке, вы положите в свой дорожный чемодан? Что вы не поняли или думаете, что вам нужно узнать, изучить подробнее, прочитать или перечитать, вы отправьте в мясорубку. Может быть, вы считаете, что все, о чем мы говорили сегодня на уроке, вам никогда в жизни не пригодится, тогда отправьте это в мусорную корзину дворника XIX века.

2. «Комплимент».

- Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

  1. Самооценка детей, оценка их работы учителем
  2. Домашнее задание: написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, ответить на вопрос «Почему Муму кто-то пытался утопить до ее встречи с Герасимом?»
  3. Завершение урока «Библиотечная песенка»


[1] Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – художница, рисовальщица, силуэтист. Иллюстрировала басни А.И. Крылова, детские журналы "Игрушечка" (1882–1886) и "Малютка" (1886–1887).  В 1883 году Бём сделала альбом "Типы из «Записок охотника» И.С. Тургенева в силуэтах" (книга увидела свет в последний год жизни писателя). В этом альбоме листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они были основаны на многочисленных натурных зарисовках.

[2] Эзоп. Потерпевший кораблекрушение

Один богатый афинянин вместе с другими плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: «Афине молись, да и сам шевелись».

Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.

- Какая русская пословица могла бы стать моралью этой басни? (На Бога надейся, а сам не плошай)

[3] Ученые Калмыкии считают, что Ончхан Джиргал родился в 1777 году, погиб (был отравлен нойонами и царскими чиновниками) между 1822 и 1825 годами, т.е. в годы преследования А. С. Пушкина и разгрома декабристского движения царским правительством.

Жизнь и творчество этого поэта-импровизатора малоизучены, мало имеется и биографических данных. Как сообщает Э. Кектеев, Джиргал Ончханов был сыном Цебека Убуши, ненаследственного и разорившегося зайсана (наследственного старшины у калмыков и монголов) одного из аймаков Эркетинского улуса (по-калмыцки улус назывался Ончхан Эркетен), а прапрадедом его был Богшурга из рода знаменитого калмыцкого хана Аюки. После смерти отца, оставшись одиноким, будущий поэт перешел в ряды «черни» – харчудов, деля с ними и горе и радость жизни.

Джиргал Ончханов был и музыкантом, сам сочинял музыку к своим стихам, ставшим песнями. Он известен своими стихами, большей частью сатирическими, в которых высмеивал чванливость, глупость и жадность калмыцких нойонов (представителей знати). В глазах бедняков он выглядел как защитник угнетенных и обездоленных.

Поэт, пламенный патриот своей Родины, Ончханов принимает участие в Отечественной войне 1812 года в качестве командира сотни одного из калмыцких полков. В «Споре» («Дөрлдән») Джиргал Ончханов выступает как пламенный патриот своего народа, Родины. В заключительных строках лирический герой стихотворения выражает готовность отстоять ее свободу и независимость: он едет воевать не по приказу князей и нойонов, но по велению души и сердца, чтобы скорее очистить родную землю от захватчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Тип урока: урок закрепления  знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные:  рассмотреть ...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"

Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"...