урок литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Путешествие по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»
ФИО (полностью) | Арефьева Ольга Николаевна | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Литература | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | 1-й урок | |
Базовый учебник | Литература 7 кл. под ред. Г.И. Беленького |
- Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию и пониманию смыслового и идейного содержания текста сказки.
- 9. Задачи:
- создать условия для успешного усвоения учащимися основных авторских приемов, используемых для создания сатирических образов героев сказки;
- организовать работу по выявлению лексического значения слова, позволяющего понять содержание текста;
- способствовать организации мыслительной деятельности учащихся, их умению делать самостоятельные выводы;
- организовать деятельность учащихся, чтобы они смогли произвести самоконтроль, самооценку;
- содействовать воспитанию гражданской позиции учащихся, расширению общего кругозора, воспитанию ответственности за порученное дело.
- Тип урока: урок «открытия» нового знания
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, плакат – географическая карта, толковый словарь, текст сказки, тетрадь, рисунки учащихся.
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
Мотивационно-ориентированный компонент | |||||
1 | Организационный этап | Обеспечивает благоприятный настрой | Настраиваются на работу | 1 мин | |
2 | Повторение Актуализация опорных знаний | На прошлых уроках мы познакомились с творчеством Н.А. Некрасова. Кто является героем произведений Некрасова? - как изображает поэт русский народ? - «Благослови же работу народную И научись мужика уважать», - пишет Некрасов | - русский народ. - задавленный нуждой, тяжелыми условиями труда | 1мин | |
3 | Введение в тему. | ЭОР №1 ЭОР №2 | Вот и сегодня мы познакомимся с произведением еще одного замечательного русского писателя, который старался «не дать в обиду мужика». Имя ему – М.Е. Салтыков-Щедрин. Запишите в тетрадь. Первыми сказками Щедрина были напечатанные в 1869г. в журнале «Отечественные записки» «Дикий помещик», «Повесть о том..», «Пропала совесть». Книга включает в себя 32 произведения. Он назвал их «Сказки для детей изрядного возраста» | Записывают. | 2 мин |
4 | Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) | ЭОР №3 | Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке С-Щ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Останавливаться в пути будем на верстовых столбах. - что такое верстовой столб? (демонстрация) - в центре нашего города на площади – «верстовые столбы» | Ответ уч-ся | 2мин |
Операционно-исполнительный компонент | |||||
5 | Изучение нового материала. Анализ сказки | ЭОР № 4 ЭОР №5 Толковый словарь | Первую версту мы отмерили, сделаем остановку на названии сказки (прикрепление столба). - мы говорим: сказка. Автор утверждает: повесть. А вы как думаете? Есть ли в этом произведении сказочные элементы? - и все-таки автор пишет: повесть. Подберем однокоренные слова к слову повесть и запишем. - подберем синонимы к этому слову - посмотрите на слайд. Как В.Г. Белинский дает определение повести: «форма повести может вместить в себя все, что хотите – и легкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души» - перечитайте название: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что содержится в названии? Намек на что? Постановка проблемы: о чем мы будем говорить на уроке, что исследовать? - узнаем, какие приемы использует С-Щ для характеристики героев и описания той ситуации, в которой они оказались. - что значит «прокормить»? - а в Забайкалье? (шире понятие) – кормить до пенсии Молодцы. | Ответ уч-ся (есть вымысел, зачин, концовка, сказочные выражения) - записывают: повествование, повествовать, весть - рассказ, рассказывать - читают - насмешка - что высмеивает в своей сказке С-Щ, какие пороки общества - взять на свое попечение, содержать иждивенца (нахлебника) - вырастить воспитать | 5мин |
6 | ЭОР №6 ЭОР № 7 ЭОР №8 ЭОР №9 ЭОР №10 | Вторая верста пройдена, следующая остановка – Санкт-Петербург. - прочитаем начало сказки - на какой улице жили генералы? - что значит Подьяческая? - значит, на этой улице проживали люди малого сословия? А как же генералы? (они стоят на незначительной социальной лестнице) - чем занимались генералы? (служили в регистратуре и ничего не понимали) - опять смеется автор? Мы еще одну версту отмерили, следующая остановка – необитаемый остров. По щучьему велению, по моему хотению очутились генералы на необитаемом острове. - почему генералы попали на остров? - генералы и легкомысленные!! Какой прием использует автор? - какими мы видим генералов на острове? Как они изображены? Что они не умеют делать? -автор преувеличивает? Как называется прием преувеличения? Запишите. - в какой момент преувеличение достигает наивысшей силы? - это гротеск –предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Запишите. Пример гротеска – повесть Н.В. Гоголя «Нос» (демонстрация) - какую газету читают генералы? - о чем в ней пишут? Для чего С-Щ ее | - читают. - на Подьяческой - сообщение уч-ся (подьячий – низший чин администрации в России, подьячие под руководством дьяков выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях. Сейчас – Большая Подьяческая в Адмиралтейском районе С-Пб) -Т.к. были легкомысленные - Автор иронизирует Беспомощны, не знают сторон света, не могут добыть себе пищу - гипербола (записывают) - сцена остервенения генералов Записывают. - «Московские ведомости» | 20мин | |
Физминутка | Доска ЭОР №11 ЭОР №12, 13 ЭОР №14 ЭОР №15 | упоминает? - кого решили найти генералы на острове? Следующая остановка - мужик - каким мы видим мужика? Что он умеет делать? - давайте попробуем повторить в движениях, что делает мужик (стр.245 учеб.) - почему мужик взял себе яблоко, да и то кислое? Для чего свил веревочку, ведь он сильнее генералов? как это его характеризует? - каково авторское отношение к мужику? Долго ли, коротко ли, но генералы соскучились. И начали они нудить мужика – доставь да доставь их на Подьяческую. Еще одну версту отмерили- следующая остановка – Большая Подьяческая. - перескажите развязку - сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Как наградили мужика генералы? - чувствуете авторскую иронию? | - в газете пишут о роскошных пиршествах, никто не задумывается, как достаются эти блага. Это праздник жизни для избранных. С-Щ иронизирует над своим литературным противником. - мужика. Работают с текстом - выполняют движения. - раболепская сущность - с одной стороны, восхищается способностями мужика, с другой –с горькой иронией указывает на его рабское поведение. Пересказывают. Отвечают. | ||
Рефлексивно-оценочный компонент | |||||
7 | Поведение итогов, рефлексия | ЭОР №16 | Что хотел сказать своей сказкой С-Щ? какое авторское чувство звучит в ней? - в чем видит назначение своего творчества, служения? - а мог он прямо сказать правду? В какое время он жил? Некрасов писал: «я лиру посвятил народу своему». С уверенностью можно сказать, что С-Щ любил народ и страдал, когда видел беззакония по отношению к народу. | - боль за мужика, за Россию - говорить правду. - Сообщение уч-ся об эпохе | 4мин |
8 | Контроль и самопроверка знаний | ЭОР №17 | Предлагаю выполнить тест | Выполняют тест, ставят оценки | 3 мин |
9 | Подача домашнего задания | Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете дома | Записывают задания домашней работы, задают вопросы | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со...
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"
Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"...