Урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя – мир» в 8 классе. Какой ценой. ( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Кадочникова Светлана Витальевна

Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость

                                       культурных ценностей, необходимость их сохранения;

                        частная – продолжить работу по формированию умения

                                          анализировать систему образов.

Оформление урока: 1. репродукция картины Леонардо да Винчи

                                      2. запись на доске: Цивилизация – определённая

                                          ступень развития общества, его материальной и

                                          духовной культуры.

Тип урока: урок-диспут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulybka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

по УМК «Вокруг тебя – мир» в 8 классе.

Какой ценой.

( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)

Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость

                                       культурных ценностей, необходимость их сохранения;

                        частная – продолжить работу по формированию умения

                                          анализировать систему образов.

Оформление урока: 1. репродукция картины Леонардо да Винчи

                                      2. запись на доске: Цивилизация – определённая

                                          ступень развития общества, его материальной и

                                          духовной культуры.

Тип урока: урок-диспут

План урока:   1. Организационный момент. - 2 мин.

                          2. Реализация домашнего задания (сообщение о творчестве

                              Р.Брэдбери). -   3 мин.

                          3. Постановка проблемного вопроса. – 5 мин.

                          4. Аналитическая работа по тексту.   – 27 мин.

                          5. Подведение итогов урока. – 5 мин.

                          6. Объяснение домашнего задания. – 3 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Реализация домашнего задания.

   Рей Брэдбери (род. В 1920 году) – современный американский писатель – фантаст. В его рассказах и романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы. Для писателя необыкновенно интересен внутренний мир ребёнка. Детям он посвятил много рассказов и автобиографическую повесть «Вино из одуванчиков».

   Ребёнок способен вернуть взрослых ко всему светлому, что было в их жизни. Так, в одном из самых лучших рассказов – «Улыбка» подросток, пришедший с оголтелой толпой, чтобы посмотреть выдающееся произведение искусства и уничтожить его (ибо люди ненавидят всё на свете и готовы растерзать даже прекрасную картину, сорвав на ней накопленную злобу), спасает от озверевшей толпы кусочек холста – бессмертную улыбку «Моны Лизы».

3. Постановка проблемного вопроса.

   - Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа. Назовите остальных героев произведения. Сгруппируйте всех персонажей произведения относительно главного героя.

( запись на доске: а) Том       Григсби

                                                 родные (мать, отец, брат)

                                                 очередь

                                                 один из очереди.

б)  Григсби                           очередь

           мать          Том                отец

      один из очереди            брат.)

   Задача урока: поиск, выработка схемы, наиболее точно соответствующей сути конфликта.

4. Аналитическая работа по тексту.

   1. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди?

       ( Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью… Но самое главное – ненависть к Прошлому.)

    Почему люди в очереди ненавидят всё, что связано с цивилизацией?

    ( «Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)  

   2. Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?

         (ответы  учащихся).    

       Все те определения, которые вы зачитали, сводятся к тому, что я записала на доске: Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

    Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения?

   (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, всё, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)

   3. Во что превратился мир? Как это описывается в рассказе?

            (ответы учащихся).

   4. Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?

   (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразным символом цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

   Что именно разрушают люди из очереди?

   ( Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолёты, автомобили; типография, - так и то, что относится к духовной культуре, - книги, живопись.)

   5. Прочтите эпизод, описывающий воспоминания Тома о прошлых праздниках. На какой праздник в этот раз собрались люди?

   6. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? ( Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не всё, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…») Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди? («Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

   7. Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение.) 

    Какие  чувства его переполняли в тот момент? (Чтение отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно – печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.)

   Я не могу точно сказать, какая музыка звучала в душе Тома в тот момент, но, скорее всего, она была очень похожа на эту. Давайте немного посмотрит на это гениальное, божественное, великое произведение Леонардо да Винчи. Как очаровательно и в то же время загадочно улыбается нам Мона Лиза! Её улыбка неуловима так же, как пробегающая по воде рябь.

   8. Есть ли в тексте что-то, позволяющее предположить, что Том не станет принимать участия в надругательстве над картиной?

                (ответы учащихся, может быть два ответа.)

   9. Обратитесь к сцене уничтожения картины. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы.

   ( Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дёрнул и упал…» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула  к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)

5. Подведение итогов урока.

    - Так чем же отличается Том от очереди?

      (Тома отличает от других героев рассказа то, что он – «человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди».)

    - Мы знаем, что Том уже принимал участие в праздниках. Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдёт ли он на следующий «праздник»? Если пойдёт, то как поведёт себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?

    - Вернёмся к записи на доске. Определите место, которое может занимать в группировке персонажей «один из очереди».

          (появляется запись:      1. Том.

                                                 2. «Один из очереди».

                                                 3. Очередь (в том числе Григсби, полицейские,

                                                     семья Тома).

    - Ничто не затронуло душу Тома, он не вступился за книги, которые рвали и жгли, не вступился за автомобиль, который разломали на его глазах. Но частичку красоты он сберёг на груди.

                                                Джоконда.

                            В далёкую эпоху Ренессанса

                           Леонардо да Винчи любовь воспевал,

                           Воспевал красоту, воспевал материнство,

                           Этот Гимн красоте он Джокондой назвал.

                           Божество неземное, шедевр мирового искусства –

                           Мона Лиза – загадка для всех поколений людей:

                           Совершенство, изящность, души окрылённость –

                           Шесть столетий подряд покоряет улыбкой своей.

                           Шесть веков Мона Лиза улыбкой прекрасной

                           Будоражит, волнует и делает чище сердца,

                           Изменяется мода, обычаи, нравы,

                           Но извечная ценность не знает конца.

 

                           Мир спасёт красота – эта истина вечна,

                          А улыбка Джоконды как раз подтвержденье тому:

                          Остановятся войны, тираны душой подобреют,

                          Свет улыбки небесной рассеет коварство и тьму.

6. Объяснение домашнего задания.

     - В тексте рассказа есть воспоминания Тома о тех «праздниках», в которых он принимал участие. Напишите небольшое сочинение о том, что, по вашему мнению, мог бы вспомнить он о последнем «празднике».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной  фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского ...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери " Улыбка" ( по УМК " Вокруг тебя-мир...)

Урок по рассказу Р.Брэдбери знакомит Учеников с нормами  международного гуманитарного права, учит гуманизму и состраданию. Вместе с учителем ученики размышляют л роли искусства в жизни человека и...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка"

Разработка урока внеклассного чтения"Перекрёстки миров или воспоминание о будущем" в 8 классе по рассказу Брэдбери "Улыбка"...

Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу Р. Брэдбери "Улыбка".

В окнспекте представлены различные формы работы на уроке. Буду рад, если найдёте в нём что-то новое и важное....

Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...

Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита») составлен в соответствии с требованиями ФГОС....