Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу Р. Брэдбери "Улыбка".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Емалетдинов Марат Жульевич

В окнспекте представлены различные формы работы на уроке. Буду рад, если найдёте в нём что-то новое и важное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Башкирский лицей-интернат №3» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект урока литературы в 9 классе

«ВЕЧНОСТЬ И ТЛЕННОСТЬ В РАССКАЗЕ Р. БРЭДБЕРИ «УЛЫБКА»

Выполнил учитель русского языка и

литературы высшей категории

Емалетдинов Марат Жульевич

Стерлитамак, 2014.


I. Цели, задачи, введение в деятельность.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами окунёмся в таинственный мир загадочного писателя современности. Одни называют его писателем, другие – философом, а третьи – фантастическим философом. Как бы его не называли, и как бы не относились к его творчеству – Рэймонд Дуглас Брэдбери остаётся одним из гуманных писателей конца XX – начала XXI века. В своих произведениях Рэй Брэдбери даёт понять человеку, что самое долговечное чувство на Земле – это любовь, которая побуждает нас совершать поступки, способные храниться в памяти вечно.

«Нужно жить, а не существовать, - утверждал писатель, - а чтобы жить, нужно действовать». Наверное, только человек с юмором и огромным внутренним миром способен написать следующее: «А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими — сплетать вечно. Вечно…а что вечно…что тленно? Ах, да, и если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений»

Ребята, над смыслом какого слова задумывается автор в данном высказывании?

А как вы понимаете, что такое «вечность»?

Давайте обратимся к толковому словарю… (один из учеников зачитывает статью)

Подберите синонимы к слову «вечность» (бесконечность; необъятность; то, что не заканчивается, не имеет конца)

Подберите антонимы к слову «вечность» (мгновение, момент, миг; то, что способно закончиться; то, что может умереть, тленность)

Что означает слово «тлеть»? (тлеет костёр, тлеет человек, тлеет человеческая жизнь) В каком из словосочетаний «тлеть» употребляется в прямом значении? В каком – в переносном? Какой троп лежит в основе «тлеет человек»?

5 июня 2012 года умирает Рэй Брэдбери. В посмертном сборнике рассказов «Отныне и вовек», который писатель отправляет в печать незадолго до своей смерти, автор использует короткий, но содержательный эпиграф: «Вечность существует».

В чём существует эта вечность? А разве её может не быть? Что же тогда – не вечность? На эти и многие другие вопросы нам сегодня предстоит ответить, анализируя рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка».

Ребята, откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока: «Вечность и тленность в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» ».

II. Доклад о жизни и творчестве Р. Брэдбери.

Так кто же он? Этот загадочный и таинственный человек? Что можно сказать, исходя из истории его жизни?

Сообщение приготовлено учащимся (биография Р. Брэдбери).

До начала доклада предупредить учащихся о том, что нужно кратко конспектировать текст доклада. Одним из способов сжатия текста является составление плана. Ваша цель – составить план, используя словосочетания, предложения.

После доклада один-два учащихся зачитывают свой план. Подводятся итоги.

III. Работа с отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы».

Прочитав рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка», я нашёл аллюзии на стихотворение А.С. Пушкина….а именно на «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы»

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

…Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу…

Проанализировать слова «Парки» - Мойры в Античности, «лепетать», «трепетать», «жизни мышья беготня» (троп). ХТОНИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА

Отработать каждую строчку (письмо по памяти).

Записать строки в тетрадь по памяти.

Затем ученики должны подчеркнуть слова или словосочетания, образы, которые встречаются и в рассказе Брэдбери «Улыбка».

Верно, данные образы возникают в самом начале рассказа, когда мы знакомимся с основными его героями.

IV. Анализ «первой» части рассказа. «Праздник будущего».

1. Вопрос-ответ.

  1. Где и когда происходят события рассказа? (2061 год, город будущего)
  2. Кто является главным героем? Какие герои ещё действуют в рассказе?
  3. Где мы встречаемся с героями рассказа? (Люди стоят в очереди в ожидании очередного праздника)
  4. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью… Но самое главное - ненависть к прошлому)
  5. Как описывается мир, в котором живут герои?
  6. Найдите примеры из текста, подтверждающие разруху.
  7. Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)
  8. Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях? ( Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.)
  9. Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)
  10.  Все ли герои не хотят повторения цивилизации? Что лежит в основе восстановления цивилизации?
  11.  Можно ли сказать, что герои рассказа на данный момент тлеют? Докажите свою точку зрения. (вспомнить о герое, который говорит про «человека с душой»
  12.  А сейчас есть предпосылки для возникновения подобной ситуации? Есть такие люди сейчас?
  13.  Для чего собрались люди на праздник в этот день? (Чтобы уничтожить картину)
  14. О какой картине идёт речь? Кто художник? («Мона Лиза», Леонардо да Винчи).
  15. Когда впервые появляется намёк на эту картину в рассказе? (Говорят, она улыбается)
  16.  Найдите второе упоминание картины. Как отзывается о ней Том?

2. Сообщение.

Ребята, вы верно ответили на вопросы. И абсолютно верно определили, о какой же картине идёт речь.

Сообщение приготовлено учащимся

«Леонардо да Винчи. Загадки жизни и картины»

3. Анализ картины. Подбор эпитетов. Составление синквейна.

Обратить внимание на высказывание одного из критиков: «Она старше скал, среди которых сидит, она умирала и возрождалась тысячи раз, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными камнями с восточными купцами, была матерью Елены Прекрасной, и всё это было для неё всего лишь вечностью» Роберт Уоллэйс.

При составление синквейна включить музыку.

V. Анализ «второй» части рассказа. «Уничтожение картины».

Что испытывает Том?

В рассказе Брэдбери «Улыбка» Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. Знакомо ли вам подобное состояние? Были ли у вас такие случаи, когда произведение искусства: картина, скульптура, архитектурное сооружение – произвели на тебя сильное впечатление?

Как можно назвать всё то, что происходит на площади? (Вандализм).

VI. Анализ «последней» части рассказа. «Улыбка, чудесная улыбка».

Главный вопрос – символом чего является улыбка? (обратить внимание, что с большой буквы.

На сколько частей условно можно разделить рассказ? Озаглавьте каждую из частей.

Какой эпизод является кульминационным?

VII. Подведение итогов по рассказу.

Кого в данном рассказе можно назвать «тленным»?

Кто является антиподом Тома в рассказе?

Что, по мнению автора, является вечным?

Обратите внимание, вечным является именно НЕ КТО, а ЧТО!!!!

Символом чего является улыбка в рассказе?

Есть ли у человечества надежда, неужели, всё является «тленным»?

Составить диамант по рассказу (Поставить на первую строчку Тома)

VIII. Работа с проектами (иллюстрации к произведениям Р.Брэдбери)

1. «Вино из одуванчиков»

2. «Где-то играет оркестр»

3. «Улыбка».

IX. Подведение итогов урока.

Хотелось бы вернуться к словам Р. Брэдбери, которые звучали в самом начале урока: «…Вечно. А что вечно…что тленно?»

Что же, по мнению автора, является вечным, к чему должен стремиться человек?

Что является главной ценность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"

Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....