Главные вкладки

    Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
    план-конспект урока по литературе по теме

    Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение

    2 класс

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания рассказа. М. Пришвин «Разговор деревьев».

    Тип урока: ОНЗ

    Планируемые результаты

    Предметные:

    1. познакомить учащихся с творчеством писателя;
    2. развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
    3. находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
    4. аргументировать своё мнение.

    Личностные:

    1. воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;
    2. умение слышать и слушать друг друга;
    3. развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
    4. формирование границ собственного «знания» и «незнания».

    Метапредметные.

    Познавательные УУД:

    1) Общеучебные:

    1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    2. поиск и выделение необходимой информации;
    3. структуирование знаний;
    4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
    5. смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста ;
    6. формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

    2) Логические универсальные действия:

    1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
    2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
    3. построение логической цепи рассуждений;
    4. доказательства;
    5. выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в рассказе.

    Коммуникативные УУД:

    1. формирование умений работать в группах;
    2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;
    3. уметь задавать вопросы.

    Регулятивные УУД:

    1. формировать умение определять цель деятельности на уроке;
    2. принимать и сохранять учебную задачу;
    3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    4. адекватно воспринимать оценку учителя;
    5. формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Оборудование:  учебник «Литературное чтение» (часть 2) 2 класс Н.А. Чуракова, мультимедийная презентация, MP3 запись «Шум леса»,  разноцветные жетоны, точка.

    Основные понятия, используемые на уроке: текст, тема, идея, олицетворение, сравнение.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.  

    Прозвенел звонок для нас.

    Все вошли тихонько в класс.

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Вижу, класс ваш хоть куда.

    Мы начнём урок, друзья.

    Будем отвечать активна,

    Хорошо себя вести,

    Чтобы гости дорогие.

    Захотели вновь прийти.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    Личностные: действие сыслообразования.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверсниками.

    2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

    Чтоб природе другом стать,

    Тайны все её узнать,

    Все загадки разгадать,

    Научиться наблюдать,

    Будем вместе развивать у себя внимательность,

    А поможет всё узнать наша любознательность.

    Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами

     сделаем маленькое открытие. Мы познакомимся с вами с новым писателем – М. М. Пришвиным.

    Задание №1.

    На слайдах появляются изображения Михаила Михайловича Пришвина.

    Вопрос: «Что вы можете сказать об этом человеке?»

    Наводящие вопросы:

    1. Какими чертами характера он может обладать М.М. Пришвин? (Ответы учеников)
    2. Предположите, кем он может работать? (Ответы учеников)
    3. Чем может увлекаться М.М. Пришвин? (Ответы учеников)

    Задание №2.

    Учитель перечисляет названия рассказов Пришвина: «Лесной хозяин», «Птицы под снегом», «Разговор птиц и деревьев», «Лягушонок», «Ёж» и др.

    Вопрос. Какая тема объединяет эти рассказы? (Тема природы).

    Учитель: Но открою Вам маленькую тайну, что Михаил Михайлович Пришвин не просто описывают  природу как в учебнике «Окружающий мир», а показывает её с необычной стороны, по-особенному. Вы хотите узнать как?

    Познавательные УУД:

    1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
    2. формирование умения извлекать информацию из иллюстрации.

    Коммуникативные УУД:

    1. умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

    Личностные УУД:

    1. умение замечать интересные события в повседневной жизни.
    2. Формирование границ собственного «знания» и «незнания».

    3. Совместное открытие знаний

    Класс делится на три группы по рядам. От каждой группы выходит один ученик и вытягивает из  любознательного сундучка загадку. Ученики по очереди читают загадку своей группе. Группа озвучивает отгадку.

    Загадка №1.

    Его весной и летом

    Мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки

    Сорвали все рубашки.

    Ответ: Дерево

    Загадка №2.

    Нам в дождь и зной

    Поможет друг,

    Зеленый и хороший –

    Протянет нам десятки рук

    И тысячи ладошек.

    Ответ: Дерево

    Загадка№3.

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает.

    Ответ: Дерево

    Отгадка появляется на слайде.

    А теперь, ребята, перейдём к рассказу Михаила Михаиловича Пришвина. Откройте учебник на странице 118. Прочитайте как называется рассказ.

    Ребята, с вашей точки зрения, как могут разговаривать деревья? А о чём они могут говорить?

    Учитель читает рассказ. Фоновая музыка «Шум леса».

    Работа с текстом рассказа.

    Вопрос №1. О каком времени года повествует писатель? Докажите.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд )

    Вопрос №2. Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете?

    Вопрос №3. А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе?  А для этого ёще раз перечитаем рассказ. Читать будем по одному предложению.  Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые.

    Ученик читает.

    «Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля».

    Ученик читает.

    «И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками».

    Вопрос № 4. Какие слова-действия использует М.М. Пришвин при описании деревьев?

    А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения)

    Признаки человека

    дерево


    дуб

    плакучая


    стройная

    ива

    могучий

    берёза


    Учитель: А теперь я хочу Вас немножко отвлечь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Знакома ли Вам эта картина? Может быть кто-нибудь помнит её название. А с чем можно сравнить цветы пижмы? (С рябиной).

    В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем.

    Вопрос № 5. Найдите в тексте предложение и прочитайте его.

    Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой.

    Вопрос № 6. Какие 2 предмета сравниваются между собой? А почему?

    Вопрос № 7. В рассказе автор пишет «Мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»?

    Вопрос № 8. А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата.)

    Вопрос №9. Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек?

    Вопрос № 10. А вы помните мальчика, который совершенно не умел фантазировать?  Ему бы понравился этот рассказ? Почему?

    Познавательные УУД:

    1. поиск и выделение необходимой информации;
    2. смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
    1. умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
    2. анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные УУД:

    1. формирование умений работать в группах;
    2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять  мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками;

    Регулятивные УУД:

    1. принимать и сохранять учебную задачу;
    2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    Личностные УУД:

    1. умение слышать и слушать друг друга;
    2. оценка своих поступков.

    4. Применение нового знания

    Ребята, мне очень интересно узнать, а вы поэты?

    Наблюдательны ли вы?

    А для этого я Вам предлагаю разгадать загадки.

    Разгадывание кроссворда: (работа в парах), а затем фронтальная. И выявление ключевой темы рассказов Михаила Пришвина - ПРИРОДА.

    Вывод: Очень важно быть наблюдательными и уметь фантазировать.


    Личностные УУД:

    1. умение слышать и слушать друг друга;
    2. ориентация на выполнения моральных норм.

    Познавательные УУД:

    1. структуирование знаний;
    2. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Коммуникативные УУД:

    1. формирование умений работать в группах;
    2. умение высказывать своё мнение и  прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со  сверстниками.

    Регулятивные УУД:

    1. адекватно воспринимать оценку учителя;

    5. Рефлексия.

    –– Подведем итог нашей беседы.


    – Поставим “точку” в конце урока.

    На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

    Красный – если вам на уроке было интересно;

    Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;

    Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

    (Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).


    Мы поставили точку только в изучении рассказа «Разговор деревьев», но М.М.Пришвина очень много и других детских рассказов, которые Вам будет очень интересно прочитать.

    Вот и кончился урок.

    Снова прозвенел звонок,

    Отдыхать мы можем смело,

    В понедельник вновь за дело.

    Регулятивные УУД:

    1. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Приложение №1

    Кроссворд

    Задание: Разгадай загадки и заполни кроссворд.

    №1

    Вот свершилась злая доля,

    Было дерево когда-то,

    А теперь тут круглый столик

    И за ним сидят опята.

    №2

    Неизвестно, где живёт.

    Налетит – деревья гнёт.

    Засвестит – по речке дрожь.

    Озорник, и не уймешь.

    №3

    Кудри в речку опустила

    И о чём-то загрустила,

    А о чём она грустит,

    Никому не говорит.

    №4

    Белоствольные красавицы

    Дружно стали у дорожки,

    К низу веточки спускаются,

    А на веточках серёжки.


    №5

    В лесах, в горах

    На всех языках

    Каждое слово

    Повторить готово.

    №6

    Как над речкой, над рекой

    Появился вдруг цветной

    Чудо мостик подвесной.

    №7

    Осень в сад

    К нам пришла,

    Красный факел зажгла.

    Здесь дрозды,

    Скворцы снуют

    И, галдя, его клюют.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

    Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

    Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

    Конспект урока изучения нового материала. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»...

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

    Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа""

    Урок по теме "Рассказ Е.Носова "Тёпа"  является внеклассным чтением. Рассказ предварительно даётся детям для чтения, но без названия и без концовки. В конце урока они должны будут предположить да...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

    Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

    Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

    Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....