КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Петешова Елена Викторовна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания. Базовый учебник: «Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.» (Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин - М. «Просвещение», 2013 г.). Цель  урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное  представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ:

«А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме»

Разработала  Петешова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы  

Место работы: МБОУСОШ № 24,  г.Тула

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания

Базовый учебник: «Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.» (Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин - М. «Просвещение», 2013 г.)

Цель  урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное  представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.

 Задачи:                  

 - обучающие: сформировать представление о поэме как жанре, показать связь пролога с   УНТ;

- развивающие: развитие  творческих способностей обучающихся; развитие  речи и воображения, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста;

- воспитательные:  формирование интереса и уважения к национальным  фольклорным традициям,  любовь к поэзии Пушкина.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи,  умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер учителя, экран, проектор, ЭОР (презентация, видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.), текст поэмы.

ХОД УРОКА

I.  Мотивация учебной деятельности.

     Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина.

Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь. ( просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.)

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос:

- Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? ( дети без затруднений называют « У лукоморья …», но не всегда сразу назывют саму поэму «Руслан и Людмила»).

-  « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?

-  Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Давайте сформулируем и запишем в тетради тему урока

- Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение?

(Это  вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, образов поэмы,  изобилующее  необыкновенным, волшебным).

-  Какие герои и образы  русского сказочного фольклора присутствуют в прологе?( леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей)

- Откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор? ( няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ)

- Что вы знаете о няне Пушкина? ( слайд презентации  с портретом няни и отрывком из её сказки)

-  Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»

III.Открытие нового знания (изучение нового учебного материала).

История создания поэмы.

Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел  будущей поэмы «Руслан и Людмила».

Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она  имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».( ( слайд презентации  с портретом Жуковского и надписью).

В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.

Жанровое своеобразие.  

Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина.

Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.

Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

- Вспомните, что такое сказка?

- Теперь выясним, что такое поэма (слайд презентации  с определением поэмы)

- А вы как считаете, кто из критиков прав?( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и истор.реальности)

- Давайте запишем вывод о жанровом  своеобразии  «Руслана и Людмилы»:

 «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

     

Словарная работа по прологу  (в тетради):

Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;

ученый – выученный, наученный чему-нибудь;

неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный;

видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;

витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;

чредой – по очереди;

 пленяет – берет в плен;

чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

 Беседа (+ устное словесное рисование):

  • Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
  • Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
  • Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.

IV. Закрепление  учебного материала.

Выразительное чтение пролога учениками (2 человека).Самооценка чтения, отзывы одноклассников.

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены?  (слайды  презентации)

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

   1. Беседа учителя с классом

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не

получилось? Над чем ещё предстоит работать?

2.Домашнее задание:

1. Выразительно чтение наизусть «Пролога».

2.Составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы ( вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими  прочитана поэма)

Заключительное слово учителя.

Пушкинист Виктор Розанов сказал: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости.» Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас в детстве и юности получал эту прививку, пушкинскую прививку, чтобы не перепутать добро со злом, честь с бесчестием, благородство с низостью, чтобы стать Человеком.

 

 

Формирование УУД и технология оценивания

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой  задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

План-конспект урока литературы на тему "А.С.Пушкин "Няне" "

План-конспект составлен с требованиями ФГОС, данный материал можно использовать при изучении стихотворения А.С.Пушкина "Няне"...