Главные вкладки

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Петешова Елена Викторовна

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания. Базовый учебник: «Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.» (Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин - М. «Просвещение», 2013 г.). Цель  урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное  представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

    ПО ТЕМЕ:

    «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме»

    Разработала  Петешова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы  

    Место работы: МБОУСОШ № 24,  г.Тула

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Предмет: литература

    Класс: 5

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Базовый учебник: «Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.» (Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин - М. «Просвещение», 2013 г.)

    Цель  урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное  представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.

     Задачи:                  

     - обучающие: сформировать представление о поэме как жанре, показать связь пролога с   УНТ;

    - развивающие: развитие  творческих способностей обучающихся; развитие  речи и воображения, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста;

    - воспитательные:  формирование интереса и уважения к национальным  фольклорным традициям,  любовь к поэзии Пушкина.

    Универсальные учебные действия:

    Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

    Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

    Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи,  умение полно и ясно выражать свои мысли.

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование:  компьютер учителя, экран, проектор, ЭОР (презентация, видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.), текст поэмы.

    ХОД УРОКА

    I.  Мотивация учебной деятельности.

         Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина.

    Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь. ( просмотр видео « У лукоморья дуб зелёный…» мультфильм 2 мин. 55сек.)

    II. Актуализация опорных знаний.

    Фронтальный опрос:

    - Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? ( дети без затруднений называют « У лукоморья …», но не всегда сразу назывют саму поэму «Руслан и Людмила»).

    -  « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?

    -  Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».

    Давайте сформулируем и запишем в тетради тему урока

    - Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение?

    (Это  вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, образов поэмы,  изобилующее  необыкновенным, волшебным).

    -  Какие герои и образы  русского сказочного фольклора присутствуют в прологе?( леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей)

    - Откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор? ( няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ)

    - Что вы знаете о няне Пушкина? ( слайд презентации  с портретом няни и отрывком из её сказки)

    -  Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»

    III.Открытие нового знания (изучение нового учебного материала).

    История создания поэмы.

    Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел  будущей поэмы «Руслан и Людмила».

    Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она  имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».( ( слайд презентации  с портретом Жуковского и надписью).

    В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.

    Жанровое своеобразие.  

    Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина.

    Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.

    Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

    - Вспомните, что такое сказка?

    - Теперь выясним, что такое поэма (слайд презентации  с определением поэмы)

    - А вы как считаете, кто из критиков прав?( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и истор.реальности)

    - Давайте запишем вывод о жанровом  своеобразии  «Руслана и Людмилы»:

     «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

         

    Словарная работа по прологу  (в тетради):

    Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;

    ученый – выученный, наученный чему-нибудь;

    неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный;

    видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;

    витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;

    чредой – по очереди;

     пленяет – берет в плен;

    чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

     Беседа (+ устное словесное рисование):

    • Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
    • Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
    • Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).

    Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.

    IV. Закрепление  учебного материала.

    Выразительное чтение пролога учениками (2 человека).Самооценка чтения, отзывы одноклассников.

    - А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. Какие эпизоды на них изображены?  (слайды  презентации)

    V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

       1. Беседа учителя с классом

    – Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не

    получилось? Над чем ещё предстоит работать?

    2.Домашнее задание:

    1. Выразительно чтение наизусть «Пролога».

    2.Составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы ( вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими  прочитана поэма)

    Заключительное слово учителя.

    Пушкинист Виктор Розанов сказал: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости.» Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас в детстве и юности получал эту прививку, пушкинскую прививку, чтобы не перепутать добро со злом, честь с бесчестием, благородство с низостью, чтобы стать Человеком.

     

     

    Формирование УУД и технология оценивания

    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно

    формулировать тему, проблему и цели урока.

    2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

    Познавательные

    УУД

    1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

    2. Пользоваться изучающим видом чтения.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

    4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

    5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

    рочно.

    6. Пользоваться словарями, справочниками.

    7. Осуществлять анализ и синтез.

    8. Устанавливать причинно-следственные связи.

    9. Строить рассуждения.

    Коммуникативные

    УУД

    1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

    3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

    4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

    5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

    6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Личностные результаты

    1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

    2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

    Технология оценивания

    «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

    После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

    АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

    (вопросы к ученику):

    1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

    2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

    4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

    Какую оценку ты себе ставишь?

    Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой  задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

    Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

    Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский"

    Урок литературы по теме "Тайны Пушкина" подготовлен по произведению А.С.Пушкина "Дубровский" с использованием ресурсов Единой Коллекции интернета. Урок литературы соответствует требованиям ФГОС...

    Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".

    Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные"  - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу др...

    Конспект урока по литературе по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

    Конспект урока разработан по литературе к учебнику 7 класса под ред.Т.Курдюмовой...

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    Презентация для урока литературы на тему " А.С. Пушкин" Метель" ( 6 класс)

    Презентация для урока литературы на тему " А.С. Пушкин повесть " Метель". Предназначена для 6 класса. Цель урока: пройти путь от читательского впечатления к автору произведения...

    Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»".

    Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»" помогает познакомить учащихся   с трагедией А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствовать...