Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе  2100

 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..

 А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Цели и задачи урока:

Задачи:

  • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
  • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
  • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;
  • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
  • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.обучающие — расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”, повторение понятий “сюжет” и “композиция”, пролог, поэма, выразительные средства.
  • развивающие — развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах; развитие памяти, внимания; развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;
  • воспитательные — привитие учащимся читательского, литературного вкуса; приобщение к национальным истокам русской литературы.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.  Осуществлять анализ и синтез.

7. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные знания

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия: Понятие о фантастической литературе, её «законы».

Роль художественной детали в тексте.

Связь литературы с фольклором. Поэма как литературный жанр.

Предметные умения

1. Узнавать фантастическую литературу по её признакам.

2. Видеть в тексте произведения художественную деталь, понимать её роль.

3. Узнавать поэму по её жанровым признакам.

Учит. Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы. Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы  А. С.Пушкина  «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.

Учит. А найдется место в этой стране Александру Сергеевичу?

  • Откройте книги  и подтвердите, пожалуйста, словами из текста. (зачитывают слова)

  • Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд  )
  • Попробуем сформулировать цель нашего урока. Слайд  
  • Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить,  как создана собирательная картина образов.
  • Какие задачи  мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
  • 1.Перечитать пролог.
  • 2.Описать героев.
  • 3.Определить выразительные средства, с помощью которых автор создает художественные  образы.
  • Найти сходство пролога со сказками.  Слайд.

 Учит..Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи?  

  • В  сказках.
  • Мы с вами уже знаем, что Александр Сергеевич писал не только сказки , но и поэмы. Вспомните, какое произведение называют поэмой?
  • Поэма (творение) -  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств..)
  • Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
  • Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?
  • Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.
  • Привлекательно произведение с точки зрения композиции?  Восстановите композицию поэмы.
  • Композиция поэмы: 
    а. Посвящение. 
    б. Пролог – вступительная часть произведения. 
    в. 6 песен.
    г. Эпилог – заключительная часть произведения.
  • В поэме имеется пролог.  А что такое пролог?
  • Вступительная часть литературного или музыкального произведения.

          Выступление Саши. История создания пролога  поэмы «Руслан и Людмила»

Благодаря няне в 1828 году Пушкин пишет «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Пролог представляет собой калейдоскоп сказочных мотивов, мозаику, состоящую из ярких, красочных картин сказочного мира.

  • Прослушивание пролога.
  • Зачем создает автор пролог?
  • Создание сказочной обстановки.
  • А что  помогает нам окунуться в мир сказки?
  • Герои.
  • Назовите. кто каких героев изображал?
  •     Какие герои, каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме?
  • «Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»
  • Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему
  • Много сказочных персонажей. 
  • Что общего между прологом к поэме «Руслан и Людмила» и волшебными русскими народными сказками?

Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» - враждебный, там – испытания.

Путешествие «туда» и «обратно».

Волшебство.

Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк

Противники героя.

Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка.

Есть присказка, или зачин (рассказ о коте),

Рассказ о чудесных героях, концовка

  • Вы создали героев пролога с помощью красок, карандашей. Но прежде всего вы их создали в своем воображении. И  у вас замечательно получилось. А  поэт сотворил их с помощь слова. Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых автор описывает своих героев.
  • Какие выразительные средства автор использует для создания образов?
  • Эпитеты.
  • А какое выразительное средство является ключевым?
  • Олицетворение.
  • Почему олицетворение является ключевым приемом?
  • Наделяет их человеческими качествами.
  • В прологе мы можем наблюдать еще новую для нас стилистическую: фигуру: анафору.

Анафора, или единоначатие  – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения.

«Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню».

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

Найдите анафору в прологе.

  • Какова ее функция?

Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них.    Слайд  

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное

В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж ………..

Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

 Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок.

В сказках ее часто называют костяная нога.

Ее неизменные спутники сова, черный кот, сова.

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен6 старая, горбатая с лохматыми длинными волосами.

Основные черты ее характера -  злоба, жестокость, жадность.

3 группа

Русалка — персонаж …….            Как правило это ……………

В лесу обитают на ………………..

Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом».

Полагали, что Русалками становятся молодые, красивые  девушки, утонувшие в реке.

Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения.

Презентация работы Веры

Физкультминутка.

Королевич потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик от замка , видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А потом всем опуститься

и на стулья приземлиться.

  • Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики:
  • В группе выпишите  5  непонятных слов.
  • Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Слайд    Коллективная проверка.

Словарно-лексическая работа     

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель  при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу.

Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. .

Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.

Слайд.   Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

Составить синквейн  к прологу.

Стихотворение Веры.

Рефлексия.

 Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у  каждого на парте отпечатаны листы):

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было трудно…
  3. У меня получилось…
  4. Было интересно…
  5. Меня удивило…
  6.  Я думаю, что…

А закончить наш урок мне хочется стихотворением Веры слайд

Это была присказка, сказка будет впереди.

Дом. Задание .выучить пролог наизусть.

Образ Бабы Яги.

Баба Яга -фантастический персонаж………………………………………………………..

В сказках ее часто называют ………………………………………………………………

Ее неизменные спутники ….............................................................................................

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: ………………….. ……………………………………………………..

Основные черты ее характера -   это………………………………….

Образ Коще́я  Бессме́ртного

Коще́й  Бессме́ртный,  Кащей  произошел ,вероятно, от слова …………. …………..

………………………………………………………………………………………….

В сказках говорится, что он «                             », однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана……………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………

Он персонаж ………………………………………………………………………………

Часто выступает в роли …………………………………………………………………..

 Изображается в виде ……………………………………., часто представляется ………………….

Образ Русалки.

Русалка — персонаж ……. ……………………………………………………………….          

Как правило это ……………………………………………………………………………….

В лесу обитают на ………………………………………………………………………………

Русалки пугают всадников ………………………………………………………………

Полагали, что Русалками становятся ………….., ……………………  девушки, утонувшие

…………………………..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока « А.С.Пушкин. Пролог к поэме « Руслан и Людмила » - собирательная картина образов».

Слайд 3

Цель Выявление поэтического мастерства А.С. Пушкина в прологе поэмы «Руслан и Людмила»

Слайд 4

Задачи перечитать пролог; узнать историю создания пролога; описать героев; определить выразительных средства, с помощью которых автор создает художественные образы. развитие навыков анализа произведения.

Слайд 5

Композиция а. Посвящение. б. Пролог в. 6 песен. г. Эпилог.

Слайд 6

Благодаря няне в 1828 году Пушкин пишет «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Пролог представляет собой калейдоскоп сказочных мотивов, мозаику, состоящую из ярких, красочных картин сказочного мира. Арина Родионовна-няня А.С.Пушкина

Слайд 8

Анафора , или единоначатие – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения. «Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню». Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

Слайд 10

«Кот ученый все ходит по цепи кругом…» Кошка в славянских представлениях обладает двойственной символикой и различными демоническими свойствами. В облике чёрной кошки часто представляют нечистую силу. В то же время кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому его образ часто встречается в колыбельных песнях.

Слайд 11

« Колдун несёт богатыря…» Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев они люди безродные и всегда холостые. По общенародному убеждению колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. .

Слайд 12

« А бурый волк ей верно служит…» Волк – одно из главных животных в славянской мифологии. Согласно легендам, волка создал черт, слепивший его из глины. Но черт не смог его оживить. Тогда черт обратился к Богу, который и вдохнул в волка душу. Двойственное происхождение волка обусловило его положение между этим и тем светом, человеком и нечистой силой, главным признаком волка считается его чужеродность, принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

Слайд 13

«Избушка там на курьих ножках…» В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.

Слайд 14

Словарно-лексическая работа

Слайд 15

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив. На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках. Дол - долина. Витязь - в старину: воин, богатырь.

Слайд 16

Чредой - чередой, по очереди. Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье. Мимоходом - по пути, проходя мимо. Пленяет - берет в плен. Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Слайд 18

Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

Слайд 19

Рефлексия. Сегодня я узнал… Было трудно… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Я думаю, что…

Слайд 20

Читайте Пушкина, читайте Стихи, поэмы изучайте, Героев новых узнавайте, И верить в чудо продолжайте!

Слайд 21

Домашнее задание Выучить пролог из поэмы «Руслан и Людмила» наизусть.

Слайд 22

Домашнее задание Составить синквейн к прологу.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе

Школа 2100  «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..

Тема: «А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.»

Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
  • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
  • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;
  • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
  • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

целеполагание и планирование своей деятельности;  

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

 

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение

      Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику
  2. портрет автора,
  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.
  4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. мультимедийная презентация.

Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:

  1. История создания пролога
  2. Презентация о героях пролога.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

-

Приветствует учеников.

Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы.

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся  размещают свои иллюстрации на доске, на плакате, на котором изображено Лукоморье.

отвечаю на поставленный вопрос, подтверждая ответ словами текста.

Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы  А. С.Пушкина  «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.

  • А найдется место в этой стране Александру Сергеевичу?
  • Откройте книги  и подтвердите, пожалуйста, словами из текста. (зачитывают слова)

Определение темы и постановка целей урока

-Изучение героев из отрывка поэмы  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся формулируют цели урока:

узнать об истории создания поэмы,

- уметь определять тему и идею произведения,

- развивать навыки анализа произведения.

Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

  • 1.Перечитать пролог.
  • 2.Описать героев.
  • 3.Определить выразительные средства, с помощью которых автор создает художественные  образы.

Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 2)

  • Попробуем сформулировать цель нашего урока.
  • Какие задачи  мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Организация познавательной деятельности

  • В  сказках.
  • Поэма (творение) -  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств..)
  • Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.
  • Композиция поэмы: 
    а. Посвящение. 
    б. Пролог – вступительная часть произведения. 
    в. 6 песен.
    г. Эпилог – заключительная часть произведения.
  •  Вступительная часть литературного или музыкального произведения)
  • Выступление Саши. История создания пролога  поэмы «Руслан и Людмила»
  • Создание сказочной обстановки.
  • Герои.
  • «Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»
  • Много сказочных персонажей. 

1.Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» - враждебный, там – испытания.

2.Путешествие «туда» и «обратно».

3.Королевич -царь, богатырь- колдун, царевна - Баба-яга

4.Волшебство.

 5..Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк

 6.Противники героя.

7.Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка.

Есть присказка, или зачин (рассказ о коте),

Рассказ о чудесных героях, концовка.

  • кот ученый. Леший бродит. И т. Д.
  • Эпитеты.
  • Олицетворение.
  • Наделяет их человеческими качествами.

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров. (записываю в тетрадях)

Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них. Слайд  

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова  от кость.

В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж  сказок.

Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

 Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок.

В сказках ее часто называют костяная нога.

Ее неизменные спутники  черный кот, сова.

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: старая, горбатая с лохматыми длинными волосами.

Основные черты ее характера -  злоба, жестокость, жадность.

3 группа

Русалка — персонаж сказок.          Как правило это молодая девушка.

В лесу обитают на ветках.

Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом».

Презентация работы Веры

 

.Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи? 

  • Мы с вами уже знаем, что Александр Сергеевич писал не только сказки , но и поэмы. Вспомните, какое произведение называют поэмой?
  • Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
  • -Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?
  • Привлекательно произведение с точки зрения композиции?  Восстановите композицию поэмы.
  • В поэме имеется пролог.
  • А что такое пролог?
  • Зачем создает автор пролог?
  • А что  помогает нам окунуться в мир сказки?
  • Назовите,  герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме?
  • Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему
  • Что общего между прологом к поэме «Руслан и Людмила» и волшебными русскими народными сказками?
  • Вы создали героев пролога с помощью красок, карандашей. Но прежде всего вы их создали в своем воображении. И  у вас замечательно получилось. А  поэт сотворил их с помощь слова. Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых автор описывает своих героев.
  • Какие выразительные средства автор использует для создания образов?
  • А какое выразительное средство является ключевым?
  • Почему олицетворение является ключевым приемом?
  • В прологе мы можем наблюдать еще новую для нас стилистическую: фигуру: анафору.

Анафора, или единоначатие  – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения.

«Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню».

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

Найдите анафору в прологе.

  • Какова ее функция?

Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них.

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное

В сказках говорится, что он «……», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж ………..

Часто выступает в роли ……..

 Изображается в виде………….., часто представляется …...

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж………..

В сказках ее часто называют …….

Ее неизменные спутники…….

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен ……...

Основные черты ее характера -  ……….

3 группа

Русалка — персонаж …….            Как правило, это ……………

В лесу обитают на ………………..

Русалки пугают всадников «……………».

Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения.

                                                                                            Физкультминутка.

Королевич потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик от замка , видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А потом всем опуститься

и на стулья приземлиться.

Аналитическая работа с текстом

Работа в группах.

Словарно-лексическая работа     

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель  при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Нет.

Там русский дух… там Русью пахнет!

Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики:

Выпишите  5  непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

Лукоморье -

На неведомых дорожках –

Дол -

Витязь -.

Чредой -

Дядька -

Мимоходом -

Пленяет -

Чахнуть -

Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу.

В каких строках чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. .

Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.

-Автор восхищается историей своей страны

-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

-Автор проводит читателя через все, чему поверить  нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

- Как относится автор к изображаемому?

- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?( 

Подведение итогов

Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

Рефлексия.

 Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у  каждого на парте отпечатаны листы):

  1. Сегодня я узнал(а)…
  2. Было трудно…
  3. У меня получилось…
  4. Было интересно…
  5. Меня удивило…
  6.  Я думаю, что…

Отметки.

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
  2. Составить синквейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людми­ла»

Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людми­ла»«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.ПушкинЦели  урока:Познавательные: самостоятел...

Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...

А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ КАРТИНА НАРОДНЫХ СКАЗОК

Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; пр...