Главные вкладки

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе  2100

     «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..

     А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Цели и задачи урока:

    Задачи:

    • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
    • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
    • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;
    • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
    • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.обучающие — расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”, повторение понятий “сюжет” и “композиция”, пролог, поэма, выразительные средства.
    • развивающие — развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах; развитие памяти, внимания; развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;
    • воспитательные — привитие учащимся читательского, литературного вкуса; приобщение к национальным истокам русской литературы.

    Универсальные учебные действия.

    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

    2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

    Познавательные УУД

    1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

    2. Пользоваться изучающим видом чтения.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

    4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

    5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

    6.  Осуществлять анализ и синтез.

    7. Строить рассуждения.

    Коммуникативные

    УУД

    1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

    3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

    4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

    5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

    6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Предметные знания

    1. Биографические сведения о писателях.

    2. Содержание прочитанных литературных произведений.

    3. Изученные теоретико-литературные понятия: Понятие о фантастической литературе, её «законы».

    Роль художественной детали в тексте.

    Связь литературы с фольклором. Поэма как литературный жанр.

    Предметные умения

    1. Узнавать фантастическую литературу по её признакам.

    2. Видеть в тексте произведения художественную деталь, понимать её роль.

    3. Узнавать поэму по её жанровым признакам.

    Учит. Добрый день! – тебе сказали.

    -Добрый день! - ответил ты.

    Нас две ниточки связали

    Теплоты и доброты!

    Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы. Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы  А. С.Пушкина  «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.

    Учит. А найдется место в этой стране Александру Сергеевичу?

    • Откройте книги  и подтвердите, пожалуйста, словами из текста. (зачитывают слова)

    • Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд  )
    • Попробуем сформулировать цель нашего урока. Слайд  
    • Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить,  как создана собирательная картина образов.
    • Какие задачи  мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
    • 1.Перечитать пролог.
    • 2.Описать героев.
    • 3.Определить выразительные средства, с помощью которых автор создает художественные  образы.
    • Найти сходство пролога со сказками.  Слайд.

     Учит..Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи?  

    • В  сказках.
    • Мы с вами уже знаем, что Александр Сергеевич писал не только сказки , но и поэмы. Вспомните, какое произведение называют поэмой?
    • Поэма (творение) -  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств..)
    • Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
    • Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?
    • Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.
    • Привлекательно произведение с точки зрения композиции?  Восстановите композицию поэмы.
    • Композиция поэмы: 
      а. Посвящение. 
      б. Пролог – вступительная часть произведения. 
      в. 6 песен.
      г. Эпилог – заключительная часть произведения.
    • В поэме имеется пролог.  А что такое пролог?
    • Вступительная часть литературного или музыкального произведения.

              Выступление Саши. История создания пролога  поэмы «Руслан и Людмила»

    Благодаря няне в 1828 году Пушкин пишет «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Пролог представляет собой калейдоскоп сказочных мотивов, мозаику, состоящую из ярких, красочных картин сказочного мира.

    • Прослушивание пролога.
    • Зачем создает автор пролог?
    • Создание сказочной обстановки.
    • А что  помогает нам окунуться в мир сказки?
    • Герои.
    • Назовите. кто каких героев изображал?
    •     Какие герои, каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме?
    • «Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»
    • Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему
    • Много сказочных персонажей. 
    • Что общего между прологом к поэме «Руслан и Людмила» и волшебными русскими народными сказками?

    Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» - враждебный, там – испытания.

    Путешествие «туда» и «обратно».

    Волшебство.

    Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк

    Противники героя.

    Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка.

    Есть присказка, или зачин (рассказ о коте),

    Рассказ о чудесных героях, концовка

    • Вы создали героев пролога с помощью красок, карандашей. Но прежде всего вы их создали в своем воображении. И  у вас замечательно получилось. А  поэт сотворил их с помощь слова. Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых автор описывает своих героев.
    • Какие выразительные средства автор использует для создания образов?
    • Эпитеты.
    • А какое выразительное средство является ключевым?
    • Олицетворение.
    • Почему олицетворение является ключевым приемом?
    • Наделяет их человеческими качествами.
    • В прологе мы можем наблюдать еще новую для нас стилистическую: фигуру: анафору.

    Анафора, или единоначатие  – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения.

    «Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню».

    Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

    Найдите анафору в прологе.

    • Какова ее функция?

    Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них.    Слайд  

    1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное

    В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

    Он персонаж ………..

    Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

     Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.

    2 группа

    Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок.

    В сказках ее часто называют костяная нога.

    Ее неизменные спутники сова, черный кот, сова.

    Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен6 старая, горбатая с лохматыми длинными волосами.

    Основные черты ее характера -  злоба, жестокость, жадность.

    3 группа

    Русалка — персонаж …….            Как правило это ……………

    В лесу обитают на ………………..

    Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом».

    Полагали, что Русалками становятся молодые, красивые  девушки, утонувшие в реке.

    Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения.

    Презентация работы Веры

    Физкультминутка.

    Королевич потянулся,

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Три – нагнулся.

    Руки в сторону развел,

    Ключик от замка , видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    А потом всем опуститься

    и на стулья приземлиться.

    • Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики:
    • В группе выпишите  5  непонятных слов.
    • Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

    Слайд    Коллективная проверка.

    Словарно-лексическая работа     

    Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

    На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

    Дол - долина.

    Витязь - в старину: воин, богатырь.

    Чредой - чередой, по очереди.

    Дядька - в старину: слуга-воспитатель  при мальчике в дворянской семье.

    Мимоходом - по пути, проходя мимо.

    Пленяет - берет в плен.

    Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

    Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу.

    Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

    чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. .

    Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.

    Слайд.   Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

    Составить синквейн  к прологу.

    Стихотворение Веры.

    Рефлексия.

     Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у  каждого на парте отпечатаны листы):

    1. Сегодня я узнал…
    2. Было трудно…
    3. У меня получилось…
    4. Было интересно…
    5. Меня удивило…
    6.  Я думаю, что…

    А закончить наш урок мне хочется стихотворением Веры слайд

    Это была присказка, сказка будет впереди.

    Дом. Задание .выучить пролог наизусть.

    Образ Бабы Яги.

    Баба Яга -фантастический персонаж………………………………………………………..

    В сказках ее часто называют ………………………………………………………………

    Ее неизменные спутники ….............................................................................................

    Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: ………………….. ……………………………………………………..

    Основные черты ее характера -   это………………………………….

    Образ Коще́я  Бессме́ртного

    Коще́й  Бессме́ртный,  Кащей  произошел ,вероятно, от слова …………. …………..

    ………………………………………………………………………………………….

    В сказках говорится, что он «                             », однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана……………………………………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………

    Он персонаж ………………………………………………………………………………

    Часто выступает в роли …………………………………………………………………..

     Изображается в виде ……………………………………., часто представляется ………………….

    Образ Русалки.

    Русалка — персонаж ……. ……………………………………………………………….          

    Как правило это ……………………………………………………………………………….

    В лесу обитают на ………………………………………………………………………………

    Русалки пугают всадников ………………………………………………………………

    Полагали, что Русалками становятся ………….., ……………………  девушки, утонувшие

    …………………………..


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Тема урока « А.С.Пушкин. Пролог к поэме « Руслан и Людмила » - собирательная картина образов».

    Слайд 3

    Цель Выявление поэтического мастерства А.С. Пушкина в прологе поэмы «Руслан и Людмила»

    Слайд 4

    Задачи перечитать пролог; узнать историю создания пролога; описать героев; определить выразительных средства, с помощью которых автор создает художественные образы. развитие навыков анализа произведения.

    Слайд 5

    Композиция а. Посвящение. б. Пролог в. 6 песен. г. Эпилог.

    Слайд 6

    Благодаря няне в 1828 году Пушкин пишет «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Пролог представляет собой калейдоскоп сказочных мотивов, мозаику, состоящую из ярких, красочных картин сказочного мира. Арина Родионовна-няня А.С.Пушкина

    Слайд 8

    Анафора , или единоначатие – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения. «Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню». Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

    Слайд 10

    «Кот ученый все ходит по цепи кругом…» Кошка в славянских представлениях обладает двойственной символикой и различными демоническими свойствами. В облике чёрной кошки часто представляют нечистую силу. В то же время кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому его образ часто встречается в колыбельных песнях.

    Слайд 11

    « Колдун несёт богатыря…» Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев они люди безродные и всегда холостые. По общенародному убеждению колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти не только исполняют все их поручения, но даже надоедают, требуя для себя все новой и новой работы. .

    Слайд 12

    « А бурый волк ей верно служит…» Волк – одно из главных животных в славянской мифологии. Согласно легендам, волка создал черт, слепивший его из глины. Но черт не смог его оживить. Тогда черт обратился к Богу, который и вдохнул в волка душу. Двойственное происхождение волка обусловило его положение между этим и тем светом, человеком и нечистой силой, главным признаком волка считается его чужеродность, принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

    Слайд 13

    «Избушка там на курьих ножках…» В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.

    Слайд 14

    Словарно-лексическая работа

    Слайд 15

    Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив. На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках. Дол - долина. Витязь - в старину: воин, богатырь.

    Слайд 16

    Чредой - чередой, по очереди. Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье. Мимоходом - по пути, проходя мимо. Пленяет - берет в плен. Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

    Слайд 18

    Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

    Слайд 19

    Рефлексия. Сегодня я узнал… Было трудно… У меня получилось… Было интересно… Меня удивило… Я думаю, что…

    Слайд 20

    Читайте Пушкина, читайте Стихи, поэмы изучайте, Героев новых узнавайте, И верить в чудо продолжайте!

    Слайд 21

    Домашнее задание Выучить пролог из поэмы «Руслан и Людмила» наизусть.

    Слайд 22

    Домашнее задание Составить синквейн к прологу.

    Слайд 23

    СПАСИБО ЗА УРОК!



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе

    Школа 2100  «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..

    Тема: «А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.»

    Тип: урок «открытия» новых знаний

    Задачи:

    • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
    • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
    • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;
    • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
    • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

    - понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

    - понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

    - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

    - умение анализировать литературное произведение;

    - создавать устные монологические высказывания.

    Метапредметные:

    целеполагание и планирование своей деятельности;  

    - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

    - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

    - умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

    -умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

    - умение строить речевые высказывания

     

    Личностные:

    - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

    - воспитание чувства любви к Отечеству;

    - воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

    - использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

    Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение

          Ресурсы урока:

    Информационно-методические:

    1. учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику
    2. портрет автора,
    3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.
    4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

    Материально-технические:

    1. компьютер,
    2. мультимедийный проектор,
    3. мультимедийная презентация.

    Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:

    1. История создания пролога
    2. Презентация о героях пролога.

    Содержание деятельности ученика

    Содержание деятельности учителя

    Мотивация познавательной деятельности

    Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

    -

    Приветствует учеников.

    Добрый день! – тебе сказали.

    -Добрый день! - ответил ты.

    Нас две ниточки связали

    Теплоты и доброты!

    Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы.

    Актуализация познавательной деятельности

    Учащиеся  размещают свои иллюстрации на доске, на плакате, на котором изображено Лукоморье.

    отвечаю на поставленный вопрос, подтверждая ответ словами текста.

    Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы  А. С.Пушкина  «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.

    • А найдется место в этой стране Александру Сергеевичу?
    • Откройте книги  и подтвердите, пожалуйста, словами из текста. (зачитывают слова)

    Определение темы и постановка целей урока

    -Изучение героев из отрывка поэмы  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

    Учащиеся формулируют цели урока:

    узнать об истории создания поэмы,

    - уметь определять тему и идею произведения,

    - развивать навыки анализа произведения.

    Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

    • 1.Перечитать пролог.
    • 2.Описать героев.
    • 3.Определить выразительные средства, с помощью которых автор создает художественные  образы.

    Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 2)

    • Попробуем сформулировать цель нашего урока.
    • Какие задачи  мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

    Организация познавательной деятельности

    • В  сказках.
    • Поэма (творение) -  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств..)
    • Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.
    • Композиция поэмы: 
      а. Посвящение. 
      б. Пролог – вступительная часть произведения. 
      в. 6 песен.
      г. Эпилог – заключительная часть произведения.
    •  Вступительная часть литературного или музыкального произведения)
    • Выступление Саши. История создания пролога  поэмы «Руслан и Людмила»
    • Создание сказочной обстановки.
    • Герои.
    • «Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»
    • Много сказочных персонажей. 

    1.Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» - враждебный, там – испытания.

    2.Путешествие «туда» и «обратно».

    3.Королевич -царь, богатырь- колдун, царевна - Баба-яга

    4.Волшебство.

     5..Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк

     6.Противники героя.

    7.Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка.

    Есть присказка, или зачин (рассказ о коте),

    Рассказ о чудесных героях, концовка.

    • кот ученый. Леший бродит. И т. Д.
    • Эпитеты.
    • Олицетворение.
    • Наделяет их человеческими качествами.

    Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров. (записываю в тетрадях)

    Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них. Слайд  

    1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова  от кость.

    В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

    Он персонаж  сказок.

    Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

     Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.

    2 группа

    Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок.

    В сказках ее часто называют костяная нога.

    Ее неизменные спутники  черный кот, сова.

    Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: старая, горбатая с лохматыми длинными волосами.

    Основные черты ее характера -  злоба, жестокость, жадность.

    3 группа

    Русалка — персонаж сказок.          Как правило это молодая девушка.

    В лесу обитают на ветках.

    Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом».

    Презентация работы Веры

     

    .Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи? 

    • Мы с вами уже знаем, что Александр Сергеевич писал не только сказки , но и поэмы. Вспомните, какое произведение называют поэмой?
    • Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
    • -Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?
    • Привлекательно произведение с точки зрения композиции?  Восстановите композицию поэмы.
    • В поэме имеется пролог.
    • А что такое пролог?
    • Зачем создает автор пролог?
    • А что  помогает нам окунуться в мир сказки?
    • Назовите,  герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме?
    • Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему
    • Что общего между прологом к поэме «Руслан и Людмила» и волшебными русскими народными сказками?
    • Вы создали героев пролога с помощью красок, карандашей. Но прежде всего вы их создали в своем воображении. И  у вас замечательно получилось. А  поэт сотворил их с помощь слова. Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых автор описывает своих героев.
    • Какие выразительные средства автор использует для создания образов?
    • А какое выразительное средство является ключевым?
    • Почему олицетворение является ключевым приемом?
    • В прологе мы можем наблюдать еще новую для нас стилистическую: фигуру: анафору.

    Анафора, или единоначатие  – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения.

    «Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню».

    Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

    Найдите анафору в прологе.

    • Какова ее функция?

    Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них.

    1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное

    В сказках говорится, что он «……», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

    Он персонаж ………..

    Часто выступает в роли ……..

     Изображается в виде………….., часто представляется …...

    2 группа

    Баба Яга -фантастический персонаж………..

    В сказках ее часто называют …….

    Ее неизменные спутники…….

    Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен ……...

    Основные черты ее характера -  ……….

    3 группа

    Русалка — персонаж …….            Как правило, это ……………

    В лесу обитают на ………………..

    Русалки пугают всадников «……………».

    Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения.

                                                                                                Физкультминутка.

    Королевич потянулся,

    Раз – нагнулся,

    Два – нагнулся,

    Три – нагнулся.

    Руки в сторону развел,

    Ключик от замка , видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    А потом всем опуститься

    и на стулья приземлиться.

    Аналитическая работа с текстом

    Работа в группах.

    Словарно-лексическая работа     

    Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

    На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

    Дол - долина.

    Витязь - в старину: воин, богатырь.

    Чредой - чередой, по очереди.

    Дядька - в старину: слуга-воспитатель  при мальчике в дворянской семье.

    Мимоходом - по пути, проходя мимо.

    Пленяет - берет в плен.

    Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

    Нет.

    Там русский дух… там Русью пахнет!

    Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики:

    Выпишите  5  непонятных слов.

    Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

    Коллективная проверка.

    Лукоморье -

    На неведомых дорожках –

    Дол -

    Витязь -.

    Чредой -

    Дядька -

    Мимоходом -

    Пленяет -

    Чахнуть -

    Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу.

    В каких строках чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. .

    Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.

    -Автор восхищается историей своей страны

    -Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

    -Автор проводит читателя через все, чему поверить  нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

    - Как относится автор к изображаемому?

    - Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

    - Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?( 

    Подведение итогов

    Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

    Рефлексия.

     Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у  каждого на парте отпечатаны листы):

    1. Сегодня я узнал(а)…
    2. Было трудно…
    3. У меня получилось…
    4. Было интересно…
    5. Меня удивило…
    6.  Я думаю, что…

    Отметки.

    Домашнее задание

    1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
    2. Составить синквейн.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

    План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучающихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людми­ла»

    Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людми­ла»«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.ПушкинЦели  урока:Познавательные: самостоятел...

    Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

    Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...