Главные вкладки

    План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
    учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

    Курочкина Евгения Александровна

    План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения"  Сценарный план урока литературы составлен в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_5_klass.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока

    составила Курочкина Евгения Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МКОУ «Коровяковская средняя общеобразовательная школа» Алексеевский филиал

    Глушковского района Курской области

    Класс: 5

    Предмет: литература

    Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-ух ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г

    Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А. С. Пушкин. Сказки.  

    Тема мероприятия:  «А. С. Пушкин.  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных      сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

    Цели урока:

    Образовательные: 1) Формирование представлений о многообразии творчества А. С. Пушкина. 2) Изучение литературоведческого материала по теме «Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

    Развивающие: 1) Развитие умения применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных учебных ситуациях. 2) Развитие логического мышления, внимания, памяти. 3) Формирование творческого подхода к изучению литературных произведений.

    Воспитательные: 1) Воспитание интереса и любви к русской литературе, к творчеству  А. С. Пушкина.

    Планируемые результаты:

    Предметные: познакомить с поэмой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи обучающихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

    Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения А. С. Пушкина  к Родине, природе  прививать у детей чувство патриотизма.

    Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

    Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-ух ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

    Межпредметные связи:  русский язык, живопись, ИЗО.

    План урока

    Методы обучения

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

    Организация начала урока

    Словесный, метод мотивации учебной деятельности

    личностные: внимание, уважение к окружающим;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    регулятивные: саморегуляция

    Психологический настрой детей на урок.

    -Добрый день! – тебе сказали.

    -Добрый день! - ответил ты.

    Нас две ниточки связали

    Теплоты и доброты!

    -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

    Оценивание готовности к уроку.

    Самоорганизация на учебную деятельность

    Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

    1.Сквозной элемент урока

    Индивидуальная работа, парная, коллективная

    регулятивные: саморегуляция

    Артикуляционная гимнастика.

    Работа над скороговорками.

    (Скороговорки записаны на карточках)

    Подготовка речевого аппарата к говорению

    2.Мотивация к учебной деятельности

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

    регулятивные УУД: целеполагание

    . Проблемный вопрос:

    Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?

    -Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в сказочный мир, и вы познакомитесь с еще одним  произведением А. С. Пушкина.

    Виртуальная экскурсия.

    Проблемный вопрос: Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема  нашего урока.

    Анализ, сопоставление.

    Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

    Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

    3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    регулятивные УУД: целеполагание

    Задание: Вспомните сказочных героев и названия сказок А. С. Пушкина.

    Целеполагание.

    -Сформулируйте тему нашего урока.

    -Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

    Отвечают на вопросы.

    Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

    Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

    Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

    1.Выборочная проверка домашнего задания

    Словесный, познавательный, эвристический

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

    личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

    регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

    Чтение наизусть стихотворения  

    А. С. Пушкина «Няне».

    Беседа по содержанию стихотворения.

    -Каким чувством пронизано стихотворение?

    -В каких словах выражено отношение поэта к няне?

    -Какими представляются автору занятия, заботы и чувства няни?

    -Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатления о напряжённом ожидании няней своего питомца?

    Беседа по статье.

    -Где прошло детство поэта?

     - Какое он получил воспитание?

    -Кто оказал на юного А. Пушкина особое влияние?

    -Что сказал о сказках А. Пушкина С. Я. Маршак?

    Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной  по статье учебника «Биография А. С. Пушкина.»

    2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.

    3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству А.С.Пушкина.

    (1 колонку «Что вам известно об А.Пушкине?» заполняли на предыдущем уроке).

    Отвечают на вопросы учителя.

    2.Работа с литературоведческими понятиями.

    «Карта жанра»

    – Восстановите схему жанра поэма, выбрав нужные элементы.

    -Вспомните и дайте определение поэмы.

    Групповая работа. 

    Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра поэмы. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

    Предполагаемый ответ:

    Поэма (творение) -  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

    3.Мини-исследование в группе.

    -Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

    -Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?

    - Какую сказку мы называем волшебной?

    -Какие виды сказок вы ещё знаете?

    Исследовательская работа.

    Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

    Предполагаемый ответ:

    Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.

    Отвечают на вопросы учителя.

    1. Физ. минутка (пауза релаксации)

    личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

    коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

    Физ.минутка «Бабочка»

    Организует  разминку.

    Активно выполняют физические  упражнения под музыку.

    Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

    Работа с текстом поэмы «Руслан и Людмила».

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Беседа:

    - Вы прочитали поэму «Руслан и Людмила».

    -В какой мир переносит нас начало поэмы?

    -Где разворачивается действие?

    -Почему поэма захватывает с самого начала?

    -Кто отправляется на поиск похищенной героини?

    -Вас ничего не удивляет? Понятно, что едет Руслан: Людмила – его жена. Почему другие герои?

    -Эти герои названы витязями. Кто они?

    Лексическое значение слова «витязь»

    -Автор присутствует незримо в сказке. Как автор относится к героям? (Подтвердить словами текста)

    -Одним героям автор сочувствует, восхищается ими, а над другими - смеётся.

    -Запомните новое слово – ирония, то есть, насмешка, часто скрытая.

    -Каким вы увидели Рогдая?

    -Ваше мнение о Фарлафе?

    -Как называет автор Фарлафа?

    -Как сложится путь героя?

    -Как вы думаете, почему А. Пушкин смеётся над Фарлафом больше всего?

    -Каким вы представляете Руслана в поэме?

    -Кто ему помогает?

    -Оцените поведение Руслана в поединке с Рогдаем.

    -Вспомните страшное поле, куда прибыл Руслан. С какой целью нарисована мрачная картина?

    -Почему Руслан не убил Черномора?

    -Расскажите, что с ним произошло потом?

    -Почему, на ваш взгляд, Руслан не сразу едет во дворец?

    -С кем можно сравнить героя во время боя у стен Киева?

    -В чём тайна имени Руслана?

    Отвечают на вопросы учителя.

    Дают развёрнутые ответы.

    Предполагаемый ответ:

    Витязь – отважный, доблестный воин; богатырь, человек огромной силы, стойкости и отваги.

    Обращение к словарю.

    Обращение к тексту поэмы.

    Чтение эпизода «Бой с головой».

    Чтение эпизода «Поединок с Черномором»

    Вывод: Руслан – настоящий защитник Земли Русской.

    Руслан по-настоящему любит Людмилу, верен и предан ей. Он прошёл через испытания и заслужил счастье. Руслан – настоящий витязь.

    Руслан – Русь (связь имени с Родиной)

    1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения отрывка из поэмы «У лукоморья…».

    Беседа о просмотренном.

    -Понравилось ли вам чтение?

    - Как чтец голосом передал характерные черты сказочного начала поэмы?

    Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

    Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

    2.Словарная работа

    Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта

    Групповая работа.

    В группе выпишите  5  непонятных слов.

    Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

    Коллективная проверка.

    3.Выразительное чтение обучающимися пролога.

    Чтение пролога «У лукоморья…»

    Подготовка к чтению. Чтение.

    4. Словесное рисование.

    Метод словесного рисования

    -Какую иллюстрацию к поэме «Руслан и Людмила» вы бы нарисовали?

    Словесное рисование.

    Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

    5. Знакомство с иллюстрациями к поэме А. С. Пушкина.

    Наглядный, частично-поисковый

    Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

    — Как изображены персонажи поэмы на иллюстрации М.А. Иванова?

    Дают развёрнутый ответ на вопросы.

    Этап 5. Закрепление полученных знаний

    Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

    Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

    личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

    регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

    познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

    коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

    Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

    Групповая работа.

    Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

    Самостоятельный анализ поэмы.

    Задание.

     1 группа.

    -Ожидали ли вы счастливый конец? Почему?

    2 группа.

    -В чём необычность финала?

    3 группа.

    -Дайте характеристику автору. Какой он в поэме?

    Афиширование результатов.

    Этап 6. Подведение итогов урока

    1.Обобщение

    Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

    Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

    Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

    Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

    Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

    Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

    Самостоятельное написание синквейна на поэму «Руслан и Людмила»: Руслан. Людмила.

    Афиширование результатов.

    2.Самооценка

    Самоанализ

    Анализ работы учащихся.

    Самооценка работы на уроке.

    3.Домашнее задание

    Словесный, наглядный

    Дифференцированное  домашнее задание.

    1.Сочинение-миниатюра. За что автор любит Людмилу?

    2. Определить, в чём сходство поэмы с народной сказкой?

    3. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

    Записывают

    задания в дневники.

    4.Рефлексия

    Метод контроля,

    познавательно-рефлексивный

    регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

    Итоговый комментарий.

    Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 5 классе "А.С. Пушкин. Пролог к поэме"Руслан и Людмила"

    Урок по прологу " У Лукоморья", с презентацией....

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

    План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

    Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

    Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...