Главные вкладки

    Технологичсекая карта урока по литературе в 5 классе Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Абдуллина Чулпан Фануровна

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

    Учебник: Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2015.

    Тема: Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

    Планируемые результаты:

    Предметные: познакомить с прологом к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи обучающихся.

    поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные:   самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

    Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, тест, для мини – проекта рисунки по прологу, клей, фломастеры, смайлики, бумага А3 (для 4 групп)

    План урока

    Методы обучения

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    Организация начала урока

    Словесный, метод мотивации учебной деятельности

    Психологический настрой детей на урок.

    -Добрый день! – тебе сказали.

    -Добрый день! - ответил ты.

    Нас две ниточки связали

    Теплоты и доброты!

    -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

    Оценивание готовности к уроку.

    Самоорганизация на учебную деятельность

    личностные: внимание, уважение к окружающим;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    Проверка заданного на дом

    Тестирование

    Раздача тестов каждому ученику

    Самопроверка (на слайде 1 правильные ответы)

    Выполнение тестовых заданий

    предметные:  закрепление и систематизация учебного материала,

    личностные: способность к самооценке

    Мотивация к учебной деятельности

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    Выступление учеников: Ученик 1: Как и мы все, с детства полюбил народные сказки Александр Сергеевич Пушкин. Приохотила к ним будущего поэта няня Арина Родионовна, которую он любовно называл мамушкой

    Ах, умолчу ль о мамушке моей, -

    Вспоминает Пушкин. –

    …Не шелохнусь, бывало,

    Едва дыша, прижмусь под одеяло

    И слушаю о чудесах. (слайд 2)

    Ученик 2: Поэт не только слушал рассказы бабушки и няни, но, будучи ещё совсем мальчиком, частенько забирался в отцовский кабинет и читал книгу за книгой. (слайд 3)

    Ученик 3: Когда Пушкин уже стал известным поэтом, ему пришлось прожить 2 года в ссылке в селе Михайловском вместе со своей старой няней, которая скрасила ему одиночество любовью и чудесными рассказами. (слайд 4)

    Ученик 4: В долгие зимние вечера Александр Сергеевич приходил в маленький домик Арины Родионовны, забирался на лежанку и слушал затейливые нянины сказки.

    Ученик 5: С её слов он записал 7 сказок. Вот одна из записей Пушкина, сделанных со слов няни: «Что за чудо, говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт».

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные:   основы гражданской идентичности путём знакомства фактами биографии А.С.Пушкина

    Постановка  темы и цели урока

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    Пушкину было всего 20 лет, когда это произведение покорило современников. В.А.Жуковский после написания Александром Сергеевичем поэмы подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». Что же такое мог написать «ученик», чтобы учитель признал своё поражение.

    Формулируют предполагаемую тему занятия; определяют цели урока, записывают в тетрадь. (слайд 5)

    Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    регулятивные: целеполагание

    Новая тема. Аналитическая работа с текстом

    Физминутка

    Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

    Вслушаемся в звучание пролога и почувствуем, как  замечателен талант Александра Сергеевича, который сумел превратить скупую запись в великолепную поэтическую картину

    Выразительное чтение вступления к поэме «Руслан и Людмила».

    Куда переносит нас стихотворение?

    А где же это лукоморье? Подскажет нам ответ само слово, которое состоит из двух слов. Каких?

    А лук – это?

    Попробуем соединить эти два понятия. Что получится? Та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времён такие места считались особенными, необычными, чудодейственными. Опишите, каким вам представляется лукоморье?

    Представьте, что мы вместе с вами оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что минуту назад описывали. Какое чувство испытали бы?

    Давайте ещё раз прочитаем пролог. Пушкин с самого начала настраивает на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы рассказал кот учёный. Далее появляются, сменяя друг друга, сцены из сказок. Однако первые образы- лешего и русалки – ещё не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые народ издавна верил.

    Чтобы лучше понять содержание, попробуем вникнуть в смысл некоторых понятий.

    Каких сказочных героев мы встречаем?

    Какие события могут быть связаны с Бабой – Ягой, избушкой на курьих ножках, Кощеем, колдуном. Вспомните народные русские сказки.

    Таким образом, Александр Сергеевич готовит читателя к восприятию поэмы «Руслан и Людмила».

    У лукоморья собрались все персонажи русских народных сказок. Место действия – чисто русское: лес и дол, берег, море. И даже дерево любимое, русское – дуб, в дупле нередко спрятана кощеева смерть, в ветвях скрывается страшный соловей – разбойник.

    Читаем первые 4 строчки:

    Кот ходит по кругу. Почему?

    Александру Сергеевичу было всего 20 лет, когда он закончил поэму «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный. Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэме. Это сказочный мир, наделённый добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений. Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье. Но об этом мы узнаем на последующих уроках.

    Вот это знаменитое вступление к поэме «У лукоморья…» написано было только в 1828 году. Этим – то вступлением поэт сам даёт установку на сказочность событий, описанных в «Руслане и Людмиле».

    А теперь прочитайте концовку пролога.

    И там я был …

    Это не только дань сказочной традиции, но и позиция Пушкина в поэме: быть вместе с героями, вплетать свой авторский голос в художественную ткань поэмы. Ближе к концу пролога мы слышим голос поэта: там русский дух, там Русью пахнет. Там пахнет жизнью.

    К сказочному лукоморью.

    Лук и море.

    Оружие, похожее на изгиб

    Это очень красивое место. Море безбрежно, необъятно, но стоя на одном конце «лука» ты видишь и другой, будто оказываешься  замкнутым в  чудесное волшебное пространство среди воды, неба и земли. Плещут лазурные волны, синеет небо над головой, а на золотистом песке раскинул свои ветви могучий зелёный дуб, опоясанный тяжёлой золотой цепью, по которой неустанно  ходит сказочный кот – и льётся над морем его удивительная песнь, звучит прекрасная нескончаемая сказка.

    Удивление, ощущение приятной неожиданности, волшебного сна, радость встречи со сказкой, желания, чтобы это чудо не исчезло мгновенно, чтобы подольше оставалось с нами.

    Подготовленный ученик Слово русалка произошло от названия  языческого праздника древних славян – Русалии. Неделя, в которую происходило празднование, называлась Русальской. Время её празднования почти совпадает с нынешним праздником Троицей. Праздники устраивались в честь добрых духов природы, которые увлажняли росой и поливали дождями поля. Этих существ славяне называли самовилами ( в Европе – ундины). А позже стали называть русалками. На самом деле у русалок были не рыбьи хвосты, а крылья, поэтому у лукоморья мы встречаемся с русалкой, сидящей на ветвях. Представляют их в виде красивых девушек  с длинными распущенными зелёными волосами, которые могут выходить из воды, бегать по полям, качаться на деревьях. Обычай задабривать русалок, развешивая на деревьях лоскутки, тоже имеет корни в празднике Русалий. Только теперь, если вяжут на деревьях целлофановые лоскутки, это убивает дерево.

    Русалки могут лечить, предсказывать, охотно помогают обиженным и сиротам, а могут утянуть с собой в воду, защекотать до смерти. Говорят, и сейчас видели русалок. Только очень они не любят, если источники, родники засоряют, губят. Тогда они «запирают» воду, перестаёт бить источник, а сами перебираются подальше от людей, поближе к природе.

    Ученик 2: по представлениям славян, был ещё и хозяин леса – леший (имя происходит от слова лес), Это старик, косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а на пальцах рук – длинные когти.

    Леший свищет, ухает, хохочет, пугает людей, умеет подрожать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все лесные обитатели, да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Его трудно назвать «другом» человека. Встреча с ним обычно не сулила ничего хорошего. Он мог заморочить голову, заблудить, завести в глухомань. Однако он охотно делает добро. Были случаи, когда лешие предупреждали об опасности. Но вообще лешие – большие любители поиграть и похулиганить. Если же все-таки случилось так, что вы в лесу «закружились» и заблудились, выверните одежде наизнанку и вы благополучно вернётесь домой.

    Бабу – Ягу, 30 витязей, царевну, Кощея бессмертного, бурый волк, колдун.

    С этими героями чаще всего связываются беды, лишения, опасности и даже смерть.

    Кот ходит именно по кругу. Круг в глубокой древности почитался наряду с крестом и центром, в качестве священной фигуры. Круг прежде всего является символом бесконечности времени и вечности Вселенной. Линейный жизненный путь человека, как и героя сказки полон неопределенности и трудностей. Круговорот, цикличность заключены в самой природе: рождение её весной, рассвет летом, увядание осенью, смерть зимой. Новое рождение в новом качестве на ином витке времени с наступлением новой весны…Солнце движется по кругу, рост дерева отмечается годовыми кольцами, празднества и выполнение обрядов сопровождались круговыми поясками, хороводами. При выборе места строительства дома обходили кругом. Невесту и жениха во время свадебного обряда обводят вокруг стола. Движение кота  проявляется в том, что он идёт одновременно и направо, и налево: идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. А златая цепь на дубе, вокруг которого ходит «учёный кот» усиливает понятие круга.

    личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

    познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Закрепление полученных знаний. Мини -исследование в  4 группах.

    Метод проектирования

    Вам нужно изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. Перед вами лист бумаги, в конверте – герои. Подумайте, с чего вы начнёте,

    какой будет композиция вашего коллажа. Найдётся ли место для автора пролога? Приступаем

    Составляют мини – проекты «Создание картины из деталей»

    личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня расположение деталей в картине»; регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

    Домашнее задание

    Словесный

    Прочитать поэму «Руслан и Людмила», сделать клубочек

    Записывают

    задания в дневники.

    Оценивание

    Словесный

    Выставление оценок

    Рефлексия

    Метод контроля,

    познавательно-рефлексивный

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    - Какая тема урока была?

    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

    регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

    На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

    План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучающихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

    Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...


     

    Комментарии

    Абдуллина Чулпан Фануровна

    Спасибо, Татьяна Вениаминовна!