Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Посыпкина Елена Юрьевна

    Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.

    Особенность данного урока заключается в том, что в классе занимается 1 учащийся по программам для детей с умственной отсталоостью, поэтому содержание урока поделено на две части.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     Челсменская основная общеобразовательная школа

    Галичского муниципального района

    Конспект урока

    литературы в 5 классе

    на тему:

     «Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

    как собирательная картина народных сказок».

                                                                         Разработала

                                                                                             учитель русского языка

                                                                             и литературы

                                                                                    Посыпкина Елена

                                                                      Юрьевна

    2010 год

    В классе

    С учащимся 8 вида

    Тема урока:

    «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

    «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря».

    Цель урока:

    познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.

    познакомить с былиной и с воплощением образа русского богатыря.

    Задачи урока:

    1. Образовательные: рассказать об отношении поэта к устному народному творчеству; показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина.

    2. Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина; прививать интерес к предмету.

    3. Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; обогащать словарный запас.

    4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении слова и его толкования.

    1. Образовательные: показать многообразие сюжетов в былинах; рассмотреть, в чем и как проявляется мужество и героизм русских богатырей.

    2. Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине; прививать интерес к изучению литературы и к жанру былины

    3. Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас

    4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении текста и соответствующего рисунка, слова и его толкования.

    Тип урока:

    синтетический – урок художественного восприятия  произведений и урок углублённой работы над текстом.

    комбинированный

    Формы и методы работы:

    фронтальная, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (словарная работа, анализ пролога, сопоставление со сказками).

    Индивидуальная, вербальные (выразительное чтение, беседа), творческая, словарная работа

    Оборудование:

    1. Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского, портрет М. Глинки работы И. Е. Репина; портреты няни Пушкина – Яковлевой А. Р.

    2. Увертюра из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;

    3. Учебник «Литература. 5 класс» под ред. В. Я. Коровиной;

    4. Репродукции картин, иллюстрации художников к поэме «Руслан и Людмила»;

    6. «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» под ред. В. Я. Коровиной (М., «Просвещение»);

    7. Учебный фильм «История создания поэмы «Руслан и Людмила».

    1. Учебник «Чтение. 5 класс» под редакцией И. М. Бгажноковой, Г. В. Савельевой (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

    2. Репродукции картин художников: В. Васнецов «Богатыри» и др.

    3. Индивидуальные задания на карточках.

    ХОД УРОКА:

    Работа с классом

    Работа с учащимся 8 вида

    I. Организационный момент

    - Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок литературы. Проверьте, все ли у вас готово к началу занятия. Настройтесь на плодотворную работу. Постарайтесь быть на уроке активными, внимательными, не бойтесь высказывать собственное мнение.

    II. Постановка темы и цели урока

    - Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Тема урока: «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок». Наша задача – узнать историю создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина.

    III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний.

    - Посмотрите на доску. Перед вами портрет Пушкина, который написал художник Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятив ему стихи, в которых были строки:

            Себя как в зеркале я вижу,

            Но это зеркало мне льстит.

    (Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле).

    Всмотритесь: благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы… На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. Перед нами портрет гениального русского поэта.

    - Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о жизни Пушкина, о его детстве (ответы детей).

    - Что вы помните о няне Пушкина, Арине Родионовне? Какую роль она сыграла в его жизни и творчестве? (ответы детей)

    - А сейчас мы послушаем чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Няне», которое вы учили дома. Постарайтесь голосом, интонацией передать отношение поэта к няне.

    (вызываю к доске желающих, 2-3 чел.)

    - Ребята, оцените чтение своих одноклассников. (выставление оценок)

    II. Постановка темы и цели урока

    - Андрей, а мы с тобой продолжаем знакомство с былинами. Мы постараемся понять, как в былине создается образ мужественного богатыря. Наша сегодняшняя тема – «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря».

    III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на прошлом уроке знаний

    1. (учащийся получает для подготовки сразу два задания на карточке. Время на подготовку – 5 мин., пока идет опрос д/з уч-ся класса)

    1. Речевая разминка (выдается текст на карточке)

    - Прочитай текст сначала про себя, чтобы осмыслить, затем выразительно вслух. Подбери заголовок.

    Соскочили ребятушки со добрых коней,

    А схватилися плотным боем рукопашкою,

    А еще борются удаленьки добры молодцы,

    А еще борются ребятушки двое суточки,

    А и борются ребятушки трое суточки,

    По колен они в землю да утопталися,

    Не которой один друга не переборет.

    - Как ты думаешь, из какого литературного произведения взят данный отрывок? (можно назвать только жанр)

    - Верно, из былины. Что это за литературный жанр?

    (ответ уч-ся)

    - Кто были герои былин? (богатыри) Каких богатырей ты знаешь?

    - Кто такой богатырь?

    (Богатырь - это герой русских былин, воин, отличающийся необычайной силой, крепкого телосложения, сильный и смелый).

    - Сейчас это слово употребляется в переносном значении: это человек большого роста, крепкого телосложения, сильный человек.

     - Как можно озаглавить данный фрагмент? (например, «Поединок богатырей») Это отрывок из былины «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем».

    - Что указывает на то, что меряются силой два богатыря?

    (ответы уч-ся)

    - Считалось, что богатыри - это сильные, могущественные витязи (воины), наделённые также необыкновенным умом, смекалкой. Народ верил, что Бог одарил этих людей такими необычными качествами.

    2. Задание (по прочитанной дома былине)

    Подготовься к пересказу прочитанной былины по ключевым вопросам:

    1) Где жил богатырь Илья? Почему он «решил по белу свету погулять»?

    2) Почему встречные люди не советовали Илье Муромцу ехать в город Чернигов?

    3) Чего хотел Басурманский хан, чем он хвалился?

    4) Как боролся Илья Муромец с врагами?

    5) Как встретили Илью Муромца в Чернигове? Что предложил ему черниговский князь?

    6) Куда отправился из Чернигова Илья Муромец?

    7) Выбери слова, характеризующие Илью Муромца (подчеркни): отважный, сильный, слабый, хвастливый, добрый, храбрый, хитрый, смекалистый.

    (самостоятельная работа уч-ся)

    Пока уч-ся смотрят фильм, идет проверка выполненной работы.

    IV. Введение в тему. Вступительное слово учителя

    - В одном из стихотворений Пушкина есть такие строки:

    Всё волновало нежный ум:

    Цветущий луг, луны блистанье,

    В часовне ветхой бури шум,

    Старушки чудное преданье.

    - «Чудное преданье» няни, преображенное гигантской работой гения, не раз сверкнуло в его творчестве. Одним из таких гениальных творений стала поэма «Руслан и Людмила».

    - Когда была создана поэма? Что было положено в ее основу? Как она была принята современниками? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, посмотрев небольшой фильм.

    (просмотр учебного фильма, созданного к данному уроку, прослушивание фрагмента из увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» - примерно 5, 5 мин.)

    - Итак, вы посмотрели фильм. Скажите, пожалуйста, какие интересные факты из жизни Пушкина и истории создания поэмы вы почерпнули из этого фильма?

    (ответы детей)

    - Итак, как было сказано, открывается поэма прологом.

    (определение данного термина вывешено на доску)

    Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

     Наша цель – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

    - Каждый из вас, безусловно, прочитает пролог, но сейчас послушайте аудиозапись в исполнении профессионального артиста. Вслушайтесь в гениальные строки и постарайтесь погрузиться в увлекательный сказочный мир.

    (звучит аудиозапись пролога к поэме в исполнении  В. Бохона -2, 5 мин.)

    V. Аналитическая беседа по содержанию пролога

    1) Первичное восприятие текста

    - Вы прослушали вступление «Пролог к поэме – сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением, увертюрой ко всему сказочному творчеству великого поэта. А. С. Пушкин воссоздает широкую панораму художественного пространства мира сказки, где рядом лес, и дол, и морские волны, и высокие горы.

    - Какие чувства вы испытали, слушая эти удивительные строки?

    - Какие сказочные персонажи упоминаются в прологе?

    (Баба Яга, Кощей Бессмертный, богатыри-витязи, царевна, Иван Царевич, Серый Волк)

    - Вспомните, героями каких сказок они являются?

    («Кощей Бессмертный», «Марья  Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и др.)

    - Как вы думаете, о чём пушкинский пролог? Какова его тема?

    (О лукоморье и чудесах, происходящих там).

    2) Словарная работа.

    - Что такое лукоморье? Может быть, это страна? Или город? Или что-то другое?

    - Конечно, это не собственное имя, не название какого-то города или государства. Это излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб»  и море). Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

    - Найдите еще слова, значение которых вам непонятно, назовите их

    (слова и их лексические значения напечатаны, вывешены на доску и пока закрыты).

    А сейчас работаем в группах (2): я выдаю вам устаревшие слова, встречающиеся в тексте пролога, и отдельно их значения. Ваша задача – соотнести слово с его толкованием. Время – 2 мин.

    (самостоятельная работа групп, каждой из которых выдается конверт с заданием)

    Лукоморье - излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб»  и море).

    Неведомый – неизвестный (ведать означает «знать»).

    Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь.

    Чредой (чередой) – один за другим.

    Пленяет – здесь: берёт в плен.

    Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

    Видение – призрак, привидение.

    Дол – то же, что долина (удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор).

    Поведать – сообщить, рассказать.

    Русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

    Невиданный – неизвестный, такой, которого никто не видел (о чем-то сказочном, таинственном).

    Тужит – горюет, кручинится.

    - Итак, давайте проверим вашу работу (группы по очереди читают слова и их толкования, правильные толкования слов на доске открываются).

    - Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами), которые нам понятны, но сейчас они произносятся немного по-другому.

    Златая, брег, песнь, злато. 

    - Как вы думаете, с какой целью поэт употребляет так много устаревших слов в прологе?

    - Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

    - В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…), а сейчас этот глагол употребляется в будущем времени.

    - Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.

    3) Характеры персонажей пролога

    - Кроме того, Пушкин умеет одним словом охарактеризовать героя, выразить своё отношение к нему.

    - Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? (чахнет) Что оно означает?

    – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

    - А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевич? Почему вы так считаете? Что значит «мимоходом»?

     – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.

    - В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

    4) Сходство с волшебной сказкой

    - Пушкинский пролог… Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.      

    - Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

    - Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

     - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…

    - Присказку, или зачин. Зачитайте его. (Это рассказ о коте)

    - Рассказ о чудесных героях.

    - И концовку. Зачитайте.

    - Вспомним традиционную сказочную концовку.

    - И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

    - Что изменил в ней Пушкин и зачем?

    - Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.

    - Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

    5. Основная мысль пролога

    - Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.

    - В каких строчках заключена основная мысль пролога?

     («там русский дух…там Русью пахнет…»)

    - Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

     - Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                     Там русский дух

                                     Там Русью пахнет…- 

    эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.

    IV. Знакомство с былиной «Илья Муромец и Идолище». Восприятие текста.

    - Настало время познакомиться с новой былиной. Обрати внимание на слово, вынесенное в заголовок – Идолище. Кто это?  В этом слове языческий идол как символ отжившей культуры соединяется с именем былинного врага — Идолища поганого (Paganus — языческий), ставшего обобщенным образом захватчика-насильника. В этой былине главные противники - Илья и Идолище, а действие перенесено в Киев.

    - Прочитай былину «Илья Муромец и Идолище», подготовь ответы на вопросы после текста и подготовься к ролевому чтению. После прочтения выполни задание на карточке: 

    Задание 1: Перед тобой иллюстрации к былине «Илья Муромец и Идолище». Выбери из текста былины строки, которыми можно сделать подписи к рисункам. Запиши их.

    (см. приложение, задание и рисунки напечатаны

     на одном листе)

    Задание № 2. (словарная работа) Задание напечатано на отдельном листе и вложено в отдельный конверт.

    - Прочитай взятые из былины фразы. Соотнеси выделенные слова с их толкованиями, а толкование некоторых из них найди в учебнике на стр. 63.

    (учащийся работает самостоятельно)

    Надвинулась беда великая – очень большая

    Войско хана ордынского – у некоторых тюркских и монгольских народов: феодальный владетельный князь, монарх

    Позвал он писца – в старину: переписчик рукописей, рукописных книг

    Выбирайся из своих хором – в старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца

    Беда стряслась над Киевом – произошло, случилось несчастье

    Подай мне милостыньку (см. учебник) -______________

    Не узнал Илью в лохмотьях – крайне ветхая, изорванная одежда

    Калика перехожая (см. учебник) -

    В горницу идёт - комната

    Есть хлеба по ломтю – отрезанный для еды плоский кусок чего-нибудь

    Хлеба по семи пудов (см. учебник) - __________________

    Весёлый пир созвал -  богатое, торжественное угощение с приглашением многих гостей

    Пока группы учащихся работают, учитель беседует с уч-ся индивидуально.

    - Расскажи своими словами, как Илья Муромец победил Идолище и его войско.

    - Прочитай разговор Идолища с русским богатырем. Чем хвастался хан?

    - Каким ты увидел в былине Илью Муромца?

    V. Рассмотрение иллюстраций (образы былинных богатырей).

    - Посмотри на иллюстрации, где изображены былинные богатыри: В. Васнецов «Богатыри», Г. Буреев (Палех) «Три поездки Ильи Муромца» и др. Сравни.

    - Удалось ли художникам запечатлеть образ русских богатырей? На какой иллюстрации образ Ильи Муромца совпадает с твоими представлениями об этом воине?

    - Как же выглядел настоящий русский богатырь? Каково было его вооружение?

    Задание № 3: рассмотри рисунок «Одежда и вооружение русского богатыря». 

    Постарайся вспомнить, как называются изображенные предметы. Выбери из предложенного списка слов те, которые походят к данному рисунку.

    Список слов: кольчуга, бронежилет, копьё, каска,  шлем, нож,  щит, лук, стрелы, булава, дубинка, меч.

    (на работу – 3-4  мин.)

    - А теперь сверь свои предположения с правильным ответом (ученику выдается рисунок, где все изображенные предметы подписаны):

    VI. Рассмотрение иллюстраций к прологу. Устное словесное рисование.

    - А теперь рассмотрим репродукцию картины палехских художников «У лукоморья дуб зелёный» на лицевом форзаце учебника.

    -Удалось ли художникам в полном объёме запечатлеть с помощью красок пушкинский сказочный мир? Почему?

    - Представим себе такую ситуацию. Мы работаем в издательстве «Малыш» или «Детская литература», и нам предложили проиллюстрировать пролог к поэме «Руслан и Людмила». Причём предупредили, что в книге сказок Пушкина к этому прологу опубликуют лишь две иллюстрации. Что бы вы нарисовали?

    - Я нарисую густой, мрачный лес; ели опустили огромные лапы до самой земли, а солнце сюда не заглядывает. Здесь стоит избушка Бабы Яги. Она вся поросла мохом, в ней нет ни окон, ни дверей. А хозяйка попадает в неё через трубу. Сторожит избу огромный филин, он сидит на крыше, и глаза жёлтые, злые у него горят.

    Я нарисую ясное голубое море, ведь Пушкин пишет «…из вод выходят ясных». Оно играет, блестит, сияет, а одна огромная волна выплеснулась на берег. И вместе с волной на берег выходят богатыри и дядька морской. У дядьки блестящий шлем, латы и кольчуга. Глаза у него голубые, как морская вода, а борода белая, как пена волн. За ним идут молодые витязи.

    VII. Выразительное чтение пролога учащимися (по цепочке)

     Учащиеся читают вслух пролог, находят нужные интонации, оценивают чтение одноклассников.

    VI. Подведение итогов урока

    - Итак, сделаем вывод, что же такое былина?

    Вывод:

    Былины - это героические народные песни о подвигах  могучих, сильных защитников Отечества, у которого было много врагов (половцы, татаро - монголы, печенеги, хазары). Богатыри любят Родину, стоят на страже её границ. В минуту опасности приходят ей на помощь, спасают народ от порабощения, унижения. Нет такой былины, где бы воины не одерживали победу над врагами.

    - Андрей, скажи, пожалуйста, каким ты увидел образ русского богатыря в прочитанных былинах? Какими чертами характера он обладает?

    - Нравится ли тебе этот герой? Ты бы хотел быть на него похожим? Почему?

    - Кстати, за подвиги богатырские Илья Муромец был причислен к лику святых и назван Преподобным. Церковь отмечает день памяти Ильи Муромца 1 января. В старину люди начинали утро с поклона родной земле.

    - Оценка за урок…

    VIII. Подведение итогов урока

    - В чём проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина?

    - Что в прологе  вам больше всего понравилось?

    - Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?– Торжественно-приподнятым, радостным -  от встречи со сказочной Русью.

     IX. Домашнее задание

    - Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

    - Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога.

    - Как рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.

     - Так надо читать и пушкинский пролог.

    - Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.

    - Когда будете читать заключительные строки концовки:

    …Под ним сидел,/// и кот учёный

       Свои мне сказки говорил… -

    после слова «учёный» паузы не делать, а после слова «сидел» должна быть большая пауза, такая же, как и при точке в конце предложения.

    - Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к читаемому, к героям пролога.

    - На этом урок окончен.

    VII. Домашнее задание

    - Подготовить выразительное ролевое чтение былины. Помни о том, что былины не просто читают, а сказывают… не спеша, плавно, нараспев.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы

    ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна

    Класс: 5-й (КРО, 7 вид).    Дата: 17 ноября 2010 г.  

    Технологическая карта работы в классе

    Технологическая карта работы с учащимся 8 вида

    Предмет: литература.

    Тема урока: ««Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

    Место урока в системе уроков по изучаемой теме: второй уроке по изучению творчества Пушкина.

    Цель урока: познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.

    Задачи урока: 

    Образовательные: рассказать об отношении поэта к устному народному творчеству; показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С.Пушкина.

    Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С.Пушкина; прививать интерес к предмету.

    Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; обогащать словарный запас.

    Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении слова и его толкования.

    Предмет: чтение и развитие речи.

    Тема урока: «Былина «Илья Муромец и Идолище». Героизм и мужество русского богатыря».

    Место урока в системе уроков по изучаемой теме: второй уроке в разделе «Во славу Отечества».

    Цель урока: познакомить с былиной и с воплощением образа русского богатыря.

    Задачи урока: 

    Образовательные: показать многообразие сюжетов в былинах; рассмотреть, в чем и как проявляется мужество и героизм русских богатырей.

    Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине; прививать интерес к изучению литературы и к жанру былины

    Развивающие: вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас

    Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении текста и соответствующего рисунка, слова и его толкования.


      Этап урока

    Время, мин.

    Цель

    Методы и приемы работы

    ФОУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Организацион

    ный

    0, 5

    Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

    ---

    ---

    Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Готовность класса к уроку

    Постановка темы и цели урока

    1

    Понимание учащимися поставленных целей урока.

    Слово учителя

    Ф

    Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

    Слушают учителя.

    Понимание учащимися поставленных целей урока.

    Проверка домашнего задания

    5

    Актуализация полученных на прошлом уроке знаний.

    Беседа, чтение наизусть стих. «Няне», ответы на вопросы

    Ф

    И

    Формулирует задание. Создает эмоциональный настрой. Оценивает работу. Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение наизусть.

    Оценивают чтение одноклассников.

    Знание основных сведений из биографии поэта. Понимание текста.

    Введение в тему

    8

    Углубленное изучение художественных особенностей пролога к поэме

    Слово учителя. Просмотр учебного фильма.

    Прослушивание аудиозаписи, беседа, наблюдение, работа с текстом

    Ф

    И

    Указывает объект наблюдения. Ставит ключевые вопросы перед прослушиванием. Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, обосновывают ответ

    Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока

    Первичное восприятие текста

    1

    Осмысление прослушанного текста.

    Беседа

    Ф

    Задает вопросы учащимся. Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

    Понимание учащимися особенностей текста

    Словарная работа

    3

    Обогащение словарного запаса учащихся

    Соотнесение слов и их толкований

    Г

    И

    Предлагает групповую (индивидуальную) работу. Контролирует выполнение работы

    Выполняют задание по группам (индивидуально). Осуществляют взаимопроверку (самопроверку).

    Пополнение лексического запаса учащихся. Понимание текста.

    Анализ текста

    12

    Осознание учащимися художественных особенностей текста, поэтического мастерства автора

    Беседа, работа с текстом

    Ф

    И

    Направляет учащихся, подводит к самостоятельному формулированию выводов, помогает выразить основную мысль

    Слушают учителя, участвуют в беседе, формулируют выводы. Высказывают собственное мнение. Зачитывают фрагменты текста

    Понимание учащимися поэтического мастерства автора, основной идеи произведения

    Работа с иллюстрацией

    2

    Соотнесение иллюстрации с текстом произведения

    Устное словесное рисование

    Ф

    И

    Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Организует коллективное обсуждение

    Сравнивают текст с иллюстрацией, делятся мнениями. Предлагают свои варианты иллюстраций (устно)

    Проникновение в текст произведения. Эмоциональное восприятие текста через устное рисование

    Самостоятель-

    ное чтение текста учащимися

    3, 5

    Развитие навыков осознанного выразительного чтения

    Чтение вслух

    (по цепочке)

    Ф

    И

    Формулирует задание, исправляет ошибки при чтении

    Читают текст вслух по очереди. Оценивают одноклассников.

    Выработка навыка выразительного чтения

    Подведение итогов урока

    2

    Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей

    Рефлексия, контроль

    Ф

    Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

    Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

    Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.

    Информация о домашнем задании

    2

    Закрепление изученного на уроке материала

    Беседа

    Ф

    Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению.

    Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают объяснение учителя.

    Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

            * ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



    Предварительный просмотр:

    Лукоморье - излучина морского берега (от слов «лука» - «изгиб»  и море).

    Неведомый – неизвестный (ведать означает «знать»).

    Витязь – в Древней Руси отважный, доблестный воин.

    Чредой (чередой) – один за другим.

    Пленяет здесь: берёт в плен.

    Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

    Видение призрак, привидение.

    Дол – то же, что долина (удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор).

    Поведать сообщить, рассказать.

    Русалка – в народных поверьях и сказках: существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

    Невиданный неизвестный, такой, которого никто не видел (о чем-то сказочном, таинственном).

    Тужит горюет, кручинится.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительный текст к учебному фильму

    «История создания поэмы «Руслан и Людмила»

    Поэма «Руслан и Людмила» написана Пушкиным в 1818-1820 годах, после выхода из Лицея. Он ставил своей задачей создать «богатырскую» сказочную поэму.

    Поэту было всего 20 лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Успех был необыкновенный! Это – очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это сказочный мир, наделенный добрыми и злыми волшебниками, богатырями. Мир увлекательных и опасных приключений, похищений, превращений.

    Один из лучших поэтов того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

              Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.

     В то время знать считала неприличным говорить на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.

             Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку?

             В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб. А на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот. Вверх идет - сказки сказывает, вниз идет- песни поёт. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенёс перед дворцом чудный дуб».

     В бумагах поэта нашли такую запись:

              По цепи ходит кот кругом –

              Не схожий ни с одним котом,

              Направо сказочку мурлычет,

              Налево песнь мяучит он.

              Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни, Арины Родионовны,  в одной из её сказок. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили в мир чудесных превращений.

              Именно народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».

    Прошло 17 лет, и к этой юношеской поэме Пушкина обратился замечательный русский композитор М. И. Глинка, которого поразила сказочность и романтичность поэмы.

    В своих воспоминаниях он писал: «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховской… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей „Руслан и Людмила“, сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». 

    Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых.

    Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге.

    (звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»)

    Открывается поэма прологом «У лукоморья дуб зелёный...», который был написан через 8 лет после создания поэмы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

    На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

    План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучающихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...