Главные вкладки

    Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."
    методическая разработка (5 класс) по теме

    На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_literature_v_5_klasse.docx27.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Личностно-ориентированный урок литературы в 5 классе.

    Достижение поставленных целей данного урока осуществляется через использование элементов личностно-ориентированного обучения: актуализации и расширения субъектного опыта обучающихся; использование ситуации выбора в учебной деятельности; развитие творческих способностей школьников; использование приема делового сотрудничества и т.д.

     В основе личностно-ориентированного обучения - поддержка процессов самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности.

     Достижение  целей данного урока  осуществлялось через использование элементов личностно-ориентированного обучения:

     1)    начальный этап урока направлен на актуализацию субъектного опыта учащихся и его расширение;

    2)    использование ситуации выбора в учебной деятельности (при работе в парах, домашнее задание);

    3)    стимулирование проявления учащимися инициативы и самостоятельности (работа в парах, в  группах, фронтальная устная работа, формулировка темы урока);

    4)    развитие творческих способностей школьников (работа в группах, домашнее задание);

    5)    использование приёма сотрудничества (ученик - ученик - в парах, в группах; ученик - учитель - устная работа, итоги урока; ученик - автор - «сочиняю, как Пушкин») - подготовка к умению вести учебный диалог;

    6)    поддержка ребёнка, создание ситуации успеха для каждого (разнообразие заданий, рациональное чередование их видов);

    7)    использование игровых, занимательных приёмов ( «Угадай сказку», «Закончи фразу» - учёт возрастных особенностей учащихся, профилактика переутомления);

    8)  включение приёма мотивации на дальнейшее изучение  творчества А.С.Пушкина .

    Первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе «А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина сюжетов и образов.»

    Цели и задачи урока:

    1. обучающие — расширение представлений обучающихся о личности А.С.Пушкина; своеобразие вступления в поэму “Руслан и Людмила”, повторение понятий “текст” и “тема текста”;
    2. развивающие — развитие творческого воображения, умения делового общения в парах, в группах; развитие памяти, внимания; развитие речи учащихся; отработка навыка самостоятельного осознанного чтения;
    3. воспитательные — привитие учащимся читательского, литературного вкуса; приобщение к национальным истокам русской литературы.

    Оборудование:

    1) На доске — портрет А.С.Пушкина; опорные слова: дуб зелёный, кот учёный, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка, королевич, царь, колдун, Баба-Яга, Кащей, Русь.

    2) На партах учащихся - учебники литературы для 5 класса, отпечатанный дополнительный материал о творчестве А.С.Пушкина.

    3) Фонохрестоматия вступления к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.

    4) Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

    5) Аудиозапись лёгкой инструментальной музыки.

    6) Подарочное издание поэмы “Руслан и Людмила”.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    2.Сообщение темы урока.

    Посмотрите ,пожалуйста , на доску. Чей портрет перед вами? Какие впечатления, связанные с именем А.С.Пушкина, у вас возникают? Что вы о нём знаете?

     Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты. ( “У Лукоморья дуб зелёный”, “Встреча с Пушкиным”, “И ещё раз о сказках” и др.)

    3.Актуализация имеющихся знаний и планирование деятельности.

    Имя А.С.Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все — и взрослые, и дети (слайд 1)

    Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд  2).

    В жизнь каждого из нас Пушкин входит , прежде всего, своими чудесными сказками.

    А знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!

    1)Литературная разминка. Из какой сказки Пушкина данные стихотворные отрывки и художественные иллюстрации? (Можно читать вместе со мной по памяти.)

    1. Пустились бесёнок и зайка:
      Бесёнок по берегу морскому,
      А зайка в лесок до дому.
      Вот, море кругом обежавши,
      Высунув язык, мордочку поднявши,
      Прибежал бесёнок, задыхаясь,
      Весь мокрёшенек, лапкой утираясь…

    (“ О попе и работнике его Балде”).

    1. В синем небе звёзды блещут,
      В синем море волны хлещут;
      Туча по небу идёт,
      Бочка по морю плывёт…

    (“О царе Салтане”).

    *** Иллюстрация к сказке “О золотом петушке”

    1. Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
      Со мною, дворянкой столбовою…

    (“ О рыбаке и рыбке”).

    1. Не видать милого друга!
      Только видит: вьётся вьюга,
      Снег валится на поля,
      Вся белёшенька земля…

    (“О мёртвой царевне”).

    *** Иллюстрация к сказке “О царе Салтане”.

    1. Ох, дети, дети!
      Горе мне! Попались в сети
      Оба наши сокол
      а!
      Горе! Смерть моя пришла!.

    (“О золотом петушке”).

    *** Иллюстрация к сказке “О рыбаке и рыбке”.

     Немного поиграли, теперь поработаем

    Показ слайдов (3-8).

    2) Что из творчества А.С.Пушкина вы уже знаете? Ответы обучающихся.

     Работа в парах: один ученик знакомится с материалом учебника об А.С.Пушкине, его сосед по парте — с дополнительно отпечатанным материалом (чтение про себя).

    Затем расскажите друг другу о том, что вы узнали нового об А.С. Пушкине и его творчестве.

    Физкультминутка. Вот так яблоко.

    Руку протяните,                                              И трудно яблоко достать.

    Яблоко сорвите.                                              Подпрыгну, руку протяну

    Стал ветер веточку качать,                            И быстро яблоко сорву!

    3)  Проверка усвоения нового материала.

    Закончите фразу/предложение :

    1. А.С. Пушкин родился……. (в 1799 году)(слайд 9)
    2. Какое любимое время года поэта?(слайд  10)
    3. Назовите имя няни  поэта? (слайд 11)

    4) Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась….(Лицеем) и находилась в ….(Царском Селе под Петербургом)(слайд 12)

    4) Самым близким лицейским другом Пушкина стал …(Иван Пущин)( слайд 13)

    5) Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт…. (Г.Р. Державин).

    6) Лето после окончания Лицея (1817 год) Пушкин провёл в……(Михайловском, родовом имении).

    7) Именно здесь и в это время к нему приходит замысел поэмы……(“Руслан и Людмила”).

    4)  Сегодня мы познакомимся с вводной, вступительной частью первой поэмы А.С. Пушкина, которую вы верно назвали. Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи — вам тоже. Поэмой, которую сам Пушкин написал, будучи совсем молодым, в 21 год!

    (Демонстрация подарочного издания поэмы.)

    Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и опасных приключений, похищений, фантастических превращений.

    Но не будем торопиться.

    Работа в группах (под звуки лёгкой инструментальной музыки): по данным опорным (ключевым) словам (на доске) составить мини-текст (что такое текст?) и озаглавить его.

    Если некоторым учащимся уже знаком текст А.С.Пушкина, можно предложить им индивидуальное задание — подготовиться к его выразительному чтению.

    5) Выступления учащихся.

    6) Интересно вам послушать текст, который создал с использованием этих слов  А.С. Пушкин?

    (Прослушивание  записи актерского чтения. Учащиеся следят по тексту в учебнике.)

    Лукоморье — изгиб морского берега.

    7) Беседа по прослушанному:

    1.  Ваши впечатления? Понравилось? Чем? (Автор, как и вы в своих коллективных работах, изобразил своё сказочное царство; с любовью говорит о каждом его жителе.)
    2.  Какие картины, образы вы представили, слушая поэму?

    3) В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? ( “Там русский дух… Там Русью пахнет!” - в эти слова Пушкин вложил любовь к родной земле, к её истории, к “преданьям старины глубокой”.)

    4) Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? (Автор изображает законченную, цельную картину сказочного царства.)

    5) Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки

     А.С. Пушкина?

     Домашнее задание. На выбор: выразительное чтение наизусть вступления в поэму или творческая работа “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);

    По желанию : нарисовать иллюстрации к вступлению в поэму “Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе.

     Рефлексия.

     Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у  каждого на парте отпечатаны листы):

    1. Сегодня я узнал…
    2. Было трудно…
    3. У меня получилось…
    4. Было интересно…
    5. Меня удивило…
    6.  Я думаю, что…
    7. Хотите прочитать всю поэму ?

    ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Александр Сергеевич Пушкин ( 1799 - 1837 )

    (образец дополнительного материала - на каждую парту)

    Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора - Лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом. Лицей разместился в пристройке царского дворца. Вокруг простирался великолепный парк с могучими деревьями, прудами, памятниками в честь событий русской истории.

      Их было 30 мальчиков, ровесников. Они сдружились, полюбили своих учителей, свою «лицейскую республику». Самым близким другом Пушкина стал Иван Пущин. Жанно - так называли его лицеисты - был весёлым, обаятельным, безупречно честным.

       Годы спустя Пущин вспоминал: «...Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает...».  Уже в Лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни - поэзия. В 1815 году на публичном экзамене Пушкин прочёл свои стихи в присутствии знаменитого поэта Державина. Державин был очень стар, экзамен его утомил. Но вот начался экзамен по русской словесности. «Тут он оживился, глаза заблистали... Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня... Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...» - вспоминал Пушкин.

      Слава юного поэта распространилась в литературных кругах. В Лицей приезжали лучшие поэты того времени - Жуковский, Батюшков, чтобы познакомиться с ним.

      Шесть лет, проведённые в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми:

                        Куда бы нас ни бросила судьбина,

                        И счастие куда б ни повело,

                        Всё те же мы, нам целый мир чужбина;

                        Отечество нам Царское Село.

    Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 5 классе на тему "А.С.Пушкин. Пролог поэмы "Руслан и Людмила"

    Урок литературы в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина, в котором дан анализ и подготовка к выразительному чтению Пролога к поэме "Руслан и Людмила"....

    План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

    План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучающихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий

    Урок формирования умений и навыков с использованием ИКТ на всех этапах урока...

    Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

    Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...