Интернет урок по творчеству А.С. Пушкина.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Попова Галина Николаевна

Данный урок представляет из себя работу с использованием интернет-ресурсов, работа по группам по творчеству А.С. Пушкина, для учащихся 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet-urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нариманов»

Астраханская область

Медиаурок.

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Попова Галина Николаевна

Теме урока. Связь истории России с жизнью и творчеством  А.С. Пушкина

Цель урока.  1. Познакомить учащихся с историческими фактами и основными этапами жизни и творчества А.С. Пушкина.

2. Доказать связь жизненных ситуаций Пушкина с основными периодами его творчества и с историей России

3. Воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.  

Задачи урока:

  • создание личностно значимой для учащегося ситуации, когда учащийся может максимально проявить свои способности
  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся с опорой на личностный опыт
  • расширение кругозора учащихся за счёт введения исторического материала в литературный  контекст
  • формирование временных коллективов, где каждому учащемуся ставилась определенная задача
  • формирование умений находить, отбирать и компилировать материал по заданной теме
  • приобретение навыка интегрировать полученную информацию
  • развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления
  • развитие межпредметных связей (литература, история, информатика, мировая художественная культура, изобразительное искусство, архитектура, музыка).

Технологии, применяемые на уроке:

  • технология применения средств ИКТ в предметном обучении
  • интерактивная технология
  • технология проведения дискуссий
  • технология современного проектного обучения (элементы)

Системные требования:  мультимедийный ПК с цифровым     оптическим проектором,  предустановленная «MS Power Рoint» на базе «MS Windows   XP»; непосредственно файлы проектов.

  1. Слово учителя.  

Демонстрация презентации, созданной учителем

http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm

Индивидуальная презентация ученика

                                     

         1799 год. Давно это было. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи. Но что же дало возможность Юрию  Лотману утверждать:  «Это время, …которому —  нравится это нам или нет — принадлежим и мы»? Именно это нам с вами сегодня на уроке и предстоит выяснить. А для этого вам придётся найти ответы на вопросы, которые есть у вас в карточках-информаторах. Работать вы будете по группам.

             Рассказ о ключевых событиях времени, в которое жил А.С. Пушкин, будут готовить «историки», раскрыть круг проблем в обществе того времени предстоит «социологам», познакомят класс с основными периодами творчества поэта «литературоведы». Информацию вы найдёте в справочных материалах, энциклопедиях, частично в  моей папке «А.С. Пушкин. Чтобы ваш рассказ был более интересным, насыщенным, я предлагаю вам создать презентацию в Power Point. У каждого из вас есть таблица, в которую вы будете заносить факты, имена, даты, названия, о которых услышите сегодня на уроке. Я рекомендую вам быть внимательными к рассказу ваших «коллег», поскольку домашнее задание будет связано непосредственно с тем, о чём будет идти речь на уроке.

Дата

Событие

Имена

Названия произведений

  1. Работа детей в группах

 Дети рассаживаются по группам (вопрос о том, кому в какой группе работать, решается заранее в целях экономии времени). На подготовительную работу отводится 2 урока, ещё один урок  на выступление групп (по 5 минут), обсуждение ответов и рефлексию.

1 группа «историки». Исследовательская работа: используя учебник, энциклопедии, справочные материалы, рассказать  о ключевых событиях времени, в которое жил А.С. Пушкин

2 группа «социологи». Исследовательская работа:

Провести исследование основных проблем, которые волновали общество того времени.

3 группа «литературоведы». Исследовательская работа:

Выявить основные периоды творчества А.С. Пушкина и их связь с историей России.

  1. Защита мини-проектов

       Учитель. Давайте вместе вспомним историю России конца 18 – начала 19 века.  О сути и результатах петровских реформ споры не утихают и по сей день. Одни считают их огромным шагом вперед в развитии России, другие — шагом не в ту сторону, третьи считают, что страна была отброшена назад. Но как бы там ни было, этот шаг был сделан именно в XVIII веке. И потому это столетие стало переломным в истории России. Итак, слово нашим «историкам».

(фото)

Выступают «историки»

       Учитель. Да, действительно, этот период был богат историческими событиями. Смена царской власти, недовольство правительством, Отечественная война 1812, 1825 год -  всё это имело определённое влияние на умы молодёжи. Какие же проблемы волновали молодое поколение, об этом рассказывают «социологи».

Выступают «социологи».

Выступают «литературоведы»

Давайте слово дадим  «литературоведам» и посмотрим, как отразилась история России в творчестве Пушкина и какие периоды можно выделить в его творчестве.

4. Подведение итогов 

 Учитель. Я благодарю всех выступавших «специалистов». Все мы верно отметили главное: история России тесно связана с жизнью и творчеством поэта. Петровская эпоха была отмечена духом вольного поиска, это великий сдвиг: мир перевернулся, стереотипы разрушены, вся жизнь лишь устанавливается. Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока, почему же 18 век – «наш»?

      Ученики (примерные ответы):

  • 19 век – это правление Александра I и Николая II
  • 19 век – это Отечественная война 1812г. и восстание декабристов
  • 19 век - 19 век - это и новая русская литература и новый литературный язык, основоположником которого явился А.С. Пушкин. Борьба классической книжной, господствовавшей системы стихосложения и фольклорной сообщала мощные импульсы поэзии на всём протяжении от 30-х гг. 18 века вплоть до конца века 20.
  1. Обобщение учителя.

         Когда мы вспоминаем время, в которое жил и творил А.С. Пушкин, то сразу на ум приходят грандиозные исторические события, ознаменовавшие собою коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.

         ХIХ век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь всё, что делается на этом свете, неравнодушных к тому, что творится в своём государстве и стремящихся изменить ход событий и произвести преобразования в государственном устройстве.

           Итак, А. С. Пушкин оставил в жизни России одну из величайших страниц своего творчества. Его стараниями и добрыми помыслами люди когда-нибудь достигнут  совершенства. Так давайте же будем трудиться с таким же вдохновением, и оставим после себя пусть небольшой, но след в истории нашего Отечества.

  1. Рефлексия.
  1. Чем был необычен сегодняшний урок?
  2. Что было наиболее интересным на уроке?
  3. Чья презентация и чьё выступление вам больше понравились? Почему?
  4. Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень?
  5. Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
  6. Изменил ли что-то сегодняшний урок в вашем отношении к литературе, истории? А к себе? К товарищам?

7. Домашнее задание:

Используя материалы урока (таблицу), ответьте на вопросы:

  • Чем для тебя оказался интересен 19-й век?
  • Что тебя удивило, заставило задуматься?
  • Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы А.С. Пушкину?  

           

                                                                                                                 

   ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИСТОЧНИКИ:

http://www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm

 Произведения А.С. Пушкина, которыми мы пользуемся и сегодня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

Презентация к уроку по творчеству А. С .Пушкина

Презентация по творчеству А.С. Пушкина....

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологийУрок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рожд...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Презентация к уроку по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе

Презентация предназначена для урока по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне"...