Урок литературы в 5 классе на тему "А.С.Пушкин. Пролог поэмы "Руслан и Людмила"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Махмуд-Ходжаева Алися Олеговна

Урок литературы в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина, в котором дан анализ и подготовка к выразительному чтению Пролога к поэме "Руслан и Людмила".

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Урок литературы в 5 классе

Учитель А.О.Махмуд-Ходжаева

Тема урока: А.С.Пушкин. Пролог поэмы «Руслан и Людмила»

Цели урока:

  1. дать общие сведения о личности  А.С.Пушкина;
  2. показать влияние народного творчества на будущего поэта;
  3. показать значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы;
  4. развивать речь и воображение обуч-ся.

Оборудование: диапроектор с мультимедийной презентацией, аудио запись фонохрестоматии.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя: (Слайд 1)

-  Имя Александра Сергеевича Пушкина (Слайд 2) знают все и везде, во всех уголках земного шара. Произведения Пушкина сопровождают нас всю жизнь: мы читаем его сказки в раннем детстве, в школе учим стихи и отрывки из прозы, становясь старше, мы читаем и перечитываем пушкинские «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».

(Слайд 3) Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского поэта, чьи произведения оказали огромное влияние на многие поколения русских людей. О Пушкине и его произведениях поэтесса Нина Храброва написала строки, которые я и взяла эпиграфом к нашему уроку:

С восторгом помню я

                                          и память не нарушу

О днях моей ребячьей

                                                         простоты,

Когда в открытую и

                                               жаждущую душу

Твоих мне сказок

                                                   сыпались цветы.

III. Беседа по эпиграфу:

- С чем Нина Храброва сравнивает сказки А.С.Пушкина? (С цветами.)

- Как поэтесса относится к своему детству? (С восторгом вспоминает, бережно и с нежностью, боясь что-то забыть.)

- Как вы понимаете слова «в открытую и жаждущую душу»? (Ребёнок очень любопытен, он готов воспринимать любую информацию, впитывает и положительное и отрицательное.)

IV. Знакомство с творчеством Пушкина:

1. Беседа с обуч-ся по творчеству А.С.Пушкина: (Слайд 4)

- Что вам известно об Александре Сергеевиче?

- Какие произведения поэта вы читали?

- Назовите сказки Пушкина, которые вы изучали?

- Какая сказка вам запомнилась более всего и чем?

2. Слово учителя о лицейских годах поэта:

- Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно творчество поэта. А с сегодняшнего урока мы будем знакомиться с новыми для вас произведениями А.С.Пушкина или уже знакомыми, но с более глубоким анализом. Но в начале… (под музыку)  (Слайд 5)

Шёл январь 1815 года. В Царском селе под Петербургом в лицее проходил публичный экзамен по словесности. Кроме самих лицеистов в просторном конференц – зале лицея присутствовали вельможи и учёные, а также родственники лицеистов, приглашённые на торжество.

Один за другим воспитанники лицея подходили к столу, покрытому красной тканью с золотой бахромой. За столом сидели самые почётные гости, среди которых был великий поэт Гавриил Романович Державин. Глядя на него, можно было подумать, что старик дремлет.

Но в какой-то момент в зале наступила тишина. Державин оживился, глаза его заблестели, а взор устремился на смуглого голубоглазого юношу, невысокого роста, с курчавыми русыми волосами. Стоя в двух шагах от Державина, он читал свои стихи «Воспоминания в Царском селе»:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках.

Это был грандиозный успех, который стал началом пути великого русского поэта.

Но до лицея была жизнь в родительском доме в Москве.

3. Сообщение ученика (Хоменко Татьяна) (Слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11)

4. Чтение наизусть стихотворения «Няне» учеником (Кадыков Максим).

V. Анализ «Пролога»:

     1. Слово учителя:

- Пушкину было только двадцать лет, когда он написал первую поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и продолжал работать над нею уже в Петербурге. (Слайд 12) Поэма имела успех необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Так высоко оценил Жуковский поэму, с которой мы начнём сегодня знакомиться.

2. Прослушивание  «Пролога» по фонохрестоматии к учебнику «Литература. 5 класс» (Слайд 13)

3. Беседа:

- Что такое пролог?

- С кем из сказочных героев мы встретились в Лукоморье?

- О каких сказочных чудесах рассказывает Пушкин? (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк — в златогривого коня и в царевну, лента — в реку, гребень — в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка — в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой — это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)

- Назовите добрых героев и носителей злых сил.

- Вспомните, в каких сказках вы встречались с героями Лукоморья?

4. Словарная работа: (Слайд 14)

Лукоморье                                                      Чредой

Неведомые (дорожки) (неизвестные)           Мимоходом (между делом)

Невиданные (звери) (необычных)                 Пленяет

… и дол видений полны…                             Темница

Прихлынут                                                       Над златом чахнут

Брег песчаный                                                 … и мёд я пил

Витязь                                                               Поведать

5. Части Пролога:

- Пролог разделён на две части. Первая составляет всего 6 строк. Что изобразил поэт в этой части? (Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.)  (Слайд 15)

- Кто главные герои первой части? (Кот и дуб.)

- Какими бы вы представили их на своей картине? (Кот учёный, дуб огромный.)

- Почему кот и дуб? (Кот – герой народных поверий, дуб – центр творчества, вековой фольклор народа.)

- Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? (В устаревшей форме чувствуется торжественность слова златая, аромат старины, исходящий от этого звучания.)

- Обратите внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит». (Напевность, плавность.) (Слайд 16)

- Вторая часть более объёмна, герои сказочного мира описаны конкретно. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете:

(Работа с карточками: соедините стрелками)

  1. «там леший бродит» -  косматый сгорбленный старик, покрытый корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог;
  2.  «следы невиданных зверей» - огромные, отчетливо отпечатанные в земле следы, похожие на отпечатки копыт и птичьи следы одновременно;
  3. «лес и дол видений полны» - в вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и животных;
  4. «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных» - через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ;
  5. «королевич мимоходом пленяет грозного царя» - королевич такой сильный, что он может мимоходом, т. е. легко, без напряжения, взять в плен грозного царя;
  6. «царь Кащей над златом чахнет» - царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности.  (Слайд 17)

- Вслушайтесь в шум волн [хл] «о заре прихлынут волны». Поднимающаяся над берегом округло загибающаяся полная волна; в следующей строке убегающая назад, потерявшая силы волна, шуршит по песку [сч]: «песчаный и пустой».

- «...И тридцать витязей прекрасных...» Обратите внимание на звук [р], придающий строкам твердость, мужество, силу, стойкость.

-  «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...» Преобладание глухих и звонких взрывных согласных создаёт впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов.

- «царь Кащей над златом чахнет»? [ца], [кащ], [а], [зла], [чах] – болезнь, кашель, чих.

- С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? («Дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь», «златом» и др. Автор окутывает слушателя стариной, сказочностью, волшебством.)

- Какие строчки пролога будут самыми торжественными, показывающие победу добра над злом? («Там русский дух… Там Русью пахнет!»

- Докажите, что это сказка. (Зачин, концовка, постоянные эпитеты, число магическое, повторы.)

- Если бы вы рисовали картину к Прологу, изобразили бы вы автора на ней? (Чтение концовки. Акцент сделать на паузу «У моря видел дуб зелёный; | Под ним сидел,  | и кот учёный свои мне сказки говорил»

- Нравится ли Пушкину то, о чём он рассказывает?  (Слайд 18)

VI. Итог урока:

- Начало Пролога воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Радионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот учёный». По тону и содержанию Пролог примыкает уже к пушкинским сказкам…

Эта «сказка» - «Пролог» совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в неё новую, живую струю и сблизила дворянскую литературу с языком и чувствами народа. И недаром Пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

(Слайд 19) VII. Д/з. выучить Пролог наизусть, иллюстрацию к Прологу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....