Главные вкладки

    Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Данилина Татьяна Валериевна

    Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока

    Организационная информация

    Тема урока

    Есть или нет…Что это значит? Дом и семья в русской литературе  (по произведению Л.Н.Толстого «Детство»)

    Предмет

    Литература

    Класс

    7 класс.

    УМК

    В.Я.Коровина  Литература. 7 класс. – М. «Просвещение» 2010

    Автор урока (Ф.И.О., должность)

    Данилина Татьяна Валериевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

    Методическая информация

    Тип урока

    Урок-мастерская.

    Цель урока

    Опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

    Задачи урока:

         Образовательные:

    • активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке,
    • учить видеть художественную деталь в произведении, анализировать её, давать целостную характеристику взаимоотношений взрослых и детей.

          Развивающие: 

    • формировать навык коммуникативных и творческих способностей;
    •  поддерживать интерес к изучению художественной литературы;                                                                     
    • повышение уровня речевой культуры учащихся в форме диалога и монолога;
    • развитие умения анализировать художественное произведение,                                                                     
    • развитие умения выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы; 

    • развивать творческое мышление. 

    Воспитательные: 

    • формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера;
    • прививать любовь к слову, повышать интерес к литературе;

    Формы организации работы детей:

    Индивидуальная работа;  устная и письменная;  актуализация знаний, творческая, наблюдение.

    Оборудование:

    1.Текст литературного произведения

    2.Бумага, ручки, карандаши (на столах учеников).

    3.Аудиозапись песни Александра Розенбаума «Нарисуйте мне дом»

    Предварительная подготовка:

    1.Чтение отрывков из  повести «Детство» Л.Н.Толстого.

    2.Подготовка домашнего задания по вопросу  «Что вы можете сказать о характере героя трилогии Л.Толстого?»

     
    Целевые установки урока по литературе:

    • личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности,  уважительного отношения к русской литературе;
    • метапредметные УУД: умение  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы,  участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; 
    • предметные УУД: анализ  литературного произведения,  формулирование собственного отношения к произведению, собственной  интерпретации литературных текстов, написание сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой изученного произведения. 

    Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и учащихся

    № п/п

    Этап урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    1.

    Организаци-онный момент

     (1 минута)

    Приветствие

    Приветствие.

    2.

    Проверка домашнего задания ( 2 мин)

    Озвучивает домашнее  задание

    Ответ домашнего задания

    3.

    Прослушивание небольшого эпизода из главы «Занятия в кабинете и гостиной»

    (7 минут)

    Послушайте и подумайте, нравится ли вам такой семейный вечер?

    Хорошо ли Николеньке дома? Почему?

    Что вы запомнили из этого эпизода, что помогает понять дух, атмосферу семьи, дома?

    Вам нравится такой семейный вечер?

     Слушают, следят по книге, отвечают и аргументируют свой ответ.

    4.

    Объявление темы урока: Есть или нет… Что это значит?

    (2 мин)

    Написать слова- ассоциации, связанные с этим словом

    Пишут, читают вслух

    5.

    Нарисуйте себя (схематично)

    Рядом с собой нарисуйте того или тех, кто вам дорог. Подпишите рисунки

    (5 минут)

    Пришло время рассказать, кого вы нарисовали

    Демонстрация рисунков.

     Слушают, делают записи в тетрадях.

    6.

    Запись слов под диктовку и ранжирование их

    (3 мин)

    Расположите понятия в порядке убывания их значения для вашей будущей семьи. Добавьте свое. Прочитайте

    Защита своей позиции

    7.

    Создание «формулы» своей семьи

    (3 мин)

    Напишите вашу «формулу»:

    Моя семья =

    Пишут и объясняют

    8.

    Прослушивание песни Александра Розенбаума «Нарисуйте мне дом»

    (7 мин)

    Прослушайте песню о человеке, у которого нет дома.

     Как бы вы назвали песню? Запишите. Объясните

    Слушают, объясняют, доказывают.

    9.

    Создание собственного текста о семье.

    (11 мин)

    Создайте текст «Есть или нет семья. Что это значит?», соединив весь накопленный во время работы лексический материал.

    Пишут текст, читают вслух, объясняют, слушают друг друга.

    10.

    Подведение итогов.

    (2 минуты)

    .

    Заключительное слово учителя о роли семьи в воспитании ребенка, влиянии каждого члена семьи на этот процесс.

    Слушают.

    Высказывают своё мнение по этому вопросу.

    11.

    Рефлексия деятельности

    (2 минуты)

     Ответьте на вопросы :                             1. Доволен ли ты, как прошел урок?                                                               2.Было ли тебе интересно?
    3. Сумел ли ты получить новые знания?
    4. Был ли ты активен на уроке?
    5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
    6. Ты сумел показать знания?
    7. Какую оценку ты бы поставил себе?

    Отвечают письменно

    12.

    Домашнее задание

    (1 минута)

    Прочитать рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

    Записывают задание, задают вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока в 6 классе по теме Семья

    урок построен с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий и технологии сотрудничества)...

    Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.

    Урок-размышление по произведению Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся в результате разговора приходят к выводу, какие уроки Николенька Иртеньев извлекает из своего детства, анализируют его поступки, взаи...

    Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

        Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

    Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

    Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

    Конспект урока для 7 класса по обществознанию "Семья и брак"

    Конспект урока для 7 класса по обществознанию по теме "Семья и брак"Расчитан на 45 минут. Предусматривает использование интерактивной доски, просмотр презентации и видео....

    Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"

    Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная –  анализ текста;развивающая &ndash...