Главные вкладки

    Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"
    план-конспект урока по литературе (6 класс)

    Старкова Юлия Сергеевна

     

    Тип урока:

     Урок-семинар.

     

    Оборудование:

    Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде.

     

    Цели урока:

    образовательная –  анализ текста;

    развивающая –   давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

    воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

     

    Методы и приемы:

    Традиционные:

    Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

    Репродуктивный (выразительное чтение, пересказ, беседа) .

     

    Развивающие:

     Эвристический. (вопросы по образам героев, дискуссия).

     Проблемный (проблемная беседа).

     

    Виды деятельности учащихся:

    Пересказ текста по фрагментам;

    Ответы на вопросы по содержанию;

    Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

    Выразительное чтение фрагментов из текста;

    Презентация сообщения о Н.И.Пирогове (1 учащийся).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chudesnyy_doktor.docx19.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор")

    Тип урока:

     Урок-семинар.

    Оборудование:

    Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде.

    Цели урока:

    образовательная –  анализ текста;

    развивающая –   давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

    воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

    Методы и приемы:

    Традиционные:

    Объяснительно-иллюстративный (слово учителя, комментированное чтение).

    Репродуктивный (выразительное чтение, пересказ, беседа) .

    Развивающие:

     Эвристический. (вопросы по образам героев, дискуссия).

     Проблемный (проблемная беседа).

    Виды деятельности учащихся:

    Пересказ текста по фрагментам;

    Ответы на вопросы по содержанию;

    Участие в дискуссиях по проблемным вопросам;

    Выразительное чтение фрагментов из текста;

    Презентация сообщения о Н.И.Пирогове (1 учащийся).

    ХОД УРОКА

    Организационный момент. 

    Приветствие, проверка присутствующих, проверка домашнего задания - организация выставки иллюстраций к произведению "Чудесный доктор".

    Вступительное слово учителя:

    (на слайде портрет А.И.Куприна)

    Александр Иванович был чрезвычайно колоритной фигурой. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии — от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

    О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Александру жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

    Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

    Александр Куприн охотно занимался и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

    Почти все творчество Александра Ивановича Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-1915 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев.

    А. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль  душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн.

    Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Николая Константиновича Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот — не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-1911).

    Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

    Во многих произведениях А. И. Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа — в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества...

    Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

    Итак, главное для Куприна-Ч Е Л О В Е К.

    - Я хотела бы прочитать вам стихотворение, ребята, которое, надеюсь повлияет на наше дальнейшее восприятие не только текста, но и жизни в целом.

    А ты?

    Входя в дома любые -

    И в серые,

    И в голубые,

    Всходя на лестницы крутые,

    В квартиры, светом залитые,

    Прислушиваясь к звону клавиш

    И на вопрос даря ответ,

    Скажи:

    Какой ты след оставишь?

    След,

    Чтобы вытерли паркет

    И посмотрели косо вслед,

    Или

    Незримый прочный след

    В чужой душе на много лет?

    1945 Л.Н.Мартынов

    Работа с текстом:

    С чего начинается рассказ(это не вымысел)

    – В рассказе «Чудесный доктор» автор-повествователь рассказывает историю, которая действительно произошла в Киеве в одном семействе. О ком идёт речь? (О Мерцаловых)

     У.: Для того, чтобы немного вспомнить фрагменты из произведения, я говорю вам ключевые слова, а вы по содержанию текста рассказываете о чем идет речь: 

    1) Огромное окно гастрономического магазина

    У.: Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?

    ОТВЕТ.

    2) Покосившийся ветхий дом

    У.:Опишите, пожалуйста, их жилище.

    ОТВЕТ.

    3) Машутка больна

    ОТВЕТ.

    4) Письмо

    У.: Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

    У.: Почему швейцар не передал письмо хозяину?А кто считает по-другому?

    ОТВЕТ.

    5) Общественный сад

    У.: Как ведет себя отец? Какое у него настроение? У всех такое мнение?

    ОТВЕТ.

    6) Подарочки знакомым ребятишкам

    ОТВЕТ.

    7) Едемте!

    ОТВЕТ.

    У.: В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из текста)

    ОТВЕТ УЧ-СЯ.

    У.:  Любите ли вы это время?

    ОТВЕТ.

    У.: Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? ОТВЕТ: Ожидание подарка, чуда, сюрприза.

    У.:Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло?

    ОТВЕТ: В сочельник. Это было похоже на чудо.

    У.: Молодцы! А теперь следующее задание. Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:

    1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (ОТВЕТ: Емельян Мерцалов)

     2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (ОТВЕТ: Елизавета Ивановна)

     3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (ОТВЕТ: Григорий Мерцалов)

     4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (ОТВЕТ: Володя)

     5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (ОТВЕТ: Машутка)

     6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (ОТВЕТ: Грудной ребёнок)

    У..:  А Вася сегодня подготовил нам небольшое сообщение о Н.И.Пирогове. Давайте послушаем его!

     ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА.

    Рефлексия

    - Напишите резюме, его можно начать со слов: "Прочитав это произведение, я понял, что…".

    УЧ-СЯ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

    -Желающие могут поделиться впечатлениями, зачитать свое резюме.

    ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧ-СЯ.

    Заключительное слово

    Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

    Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы поговорили о такой, которая преподала нам урок доброты и милосердия.

    Мы с вами отлично поработали, поэтому многим из вас я поставила пятерки за этот урок!

    Домашнее задание

    Подготовьте сочинение-рассуждение на тему "Деятельное сострадание - это чудо".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Менам медматысса морт (Мой самый близкий человек)". Коми язык. 5 класс.

    Конспект интегрированного урока по коми языку в 5 классе по ФГОС.   Данный урок имеет цель:1.Способствовать формированию: -  представлений о проектировании текста на основе соотнесения ...

    Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы

    Урок создёт условия  для успешного усвоения учащимися важности роли  информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии  методов получения и...

    Урок по литературе в 7 классе на тему "Чудо - явление реального или сказочного мира"

    Урок внеклассного чтения по творчеству М.Горького. "Сказки об Италии". "Симплонский туннель"....

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

    Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

    Конспект урока по технологии по теме: "Чудо-мастерицы"

    Конспект урока по технологии по теме: "Чудо-мастерицы"  материал содержит защите проектов разновозрастных групп....