Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТК урока Науки о человеке135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.

Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

Урок разработан учителем биологии МАОУ лицея № 20 г. Костромы Митленер Ю Ю

Цель урока:

Предметные результаты:

-сформировать умение оценивать значение сохранения здоровья в жизни человека;

-сформировать умение понимать смысл и давать формулировки определений наук о человеке (биология, анатомия,

физиология, гигиена и другие)

-сформировать понимание постепенного исторического развития биологических наук, вклада ученых разных эпох и разных стран в развитие естественнонаучных дисциплин;

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения сохранения здоровья, умение решать элементарные биологические задачи.

2. Формировать умение внимательно относиться к просмотру видеороликов, получать и запоминать информацию из беседы на уроке.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий в паре).

2. Сформировать умение владеть смысловым чтениемсамостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).

3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

4. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему).

5. Сформировать умение работать с технологическими картами и схемами.

Коммуникативные УУД

1. Формировать умение слушать и понимать речь других людей, принимать участие в беседе на уроке

2. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса, темы, цели урока).

#1057;формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, технологические карты - задания на каждую парту.

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: Биология. Человек. 8 класс учебник Дрофа 2018 Колесов ДВ, Маш РД, Беляев ИН.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Развитие функциональной грамотности по направлениям

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-мые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляе-мые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляе-мые действия

Формируемые способы деятельности

Организация начала занятия

Организация учащихся, эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к работе на уроке.

Слушают учителя

Умение слушать

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

Умение готовиться к деятельности на уроке.

Актуализация знаний

Усвоение новых знаний и способов действий, изучение нового материала.

Учитель организует фронтальную беседу по вопросам:

-Как называется изучаемый нами предмет?

-Дайте определение понятия биология?

-Знаете ли вы, что изучают в школьном курсе по биологии в 8 классе?

-А для чего, с какой целью в школьный курс включили изучение тела человека? Почему на это отводится целый учебный год?

- Всегда ли были у человечества науки, изучающие тело человека?

- Хотите ли вы узнать, какое строение имеет организм человека, какие науки его изучают?

-Попробуйте сформулировать тему урока, цели урока.

-Запишите в тетрадях тему урока: «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».

-Поль Брэгг однажды высказался так: «Чтобы наслаждаться бесконечным здоровьем, надо работать над собой».

Как Вы думаете, что автор высказывания имел в виду?

- Сделайте вывод о значении знаний для сохранения здоровья

- Всегда ли существовали у человечества науки, изучающие организм человека?

-Откуда взялись науки, изучающие организм человека и его здоровье?

- Можете ли назвать имена учёных, которые внесли вклад в развитие наук о человеке?

-Давайте узнаем, как происходило развитие естественных наук, изучающих строение и функции тела человека.

В учебнике мы найдём необходимый материл по вопросу.

Учитель организует работу по вариантам:

1 вариант –читает стр 17 об Аристотеле, готовит рассказ

2 вариант – читает стр 17-18 л Гиппократе и Гален, готовит рассказ

3 вариант-читает стр 18-19 о Леонардо да Винчи и А Везалии

4 вариант – читает стр 20 про развитие наук в 19 веке

- Поделитесь информацией, которую смогли получить, с одноклассниками. В ходе выступления запишите на доске имена учёных, время их научной деятельности.

- В ходе докладов мы вспомнили некоторые имена, а о других – узнали впервые. Как вы думаете, ребята, мы узнали сегодня обо всех учёных, которые внесли свой вклад в развитие наук о человеке?

- Давайте обобщим рассмотренный материал и сделаем вывод о том, как происходило становление наук о человеке.

- А знаете ли вы, какие науки сегодня изучают организм человека? Как они называются?

- Дайте определение понятий морфология, гигиена, физиология.

- Поскольку вы затрудняетесь, я предлагаю вам решить задачи, которые помогут понять, какие современные науки изучают человека.

Вы будете работать с материалом технологическойкарты, в которой предложены задачи.

Кто-то из учащихся (по желанию или заданию учителя) будет зачитывать текст предложенной в задаче ситуации, попробует найти ответ.

-Выполняем последнее задание карточки. Вы работаете в паре.

Необходимо соотнести ПОНЯТИЯ с предложенными ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, составить пары. Сначала карандашом на полях тетради записать пары (цифра-буква). Проверим работу все вместе. Потом запишете определения в тетрадь.

-Проверим, как вы справились с заданием.

- Сфотографируйте на телефон нижнюю часть карточки с необходимым материалом, для того, чтобы дома записать в тетрадь определения понятий.

- Ребята, как вы думаете, почему целый учебный год отводится в школьном курсе на изучение организма человека?

- Совершенно верно! Человек – необыкновенное существо. Человека называют существом БИОСОЦИАЛЬНЫМ. Как вы думаете, что это означает?

- Понять, что значит человек – биосоциальное существо, нам поможет фильм. Смотрите и слушайте внимательно. Запоминайте материал, по которому после просмотра фильма вы выполните задание.

Учитель показывает учащимся фильм

- Вы познакомились с понятием биосоциальная природа человека. Чтобы лучше усвоить этот материал, необходимо составить конспект, раскрывающий смысл этого понятия. Запишите заголовок БИОСОЦИАЛЬНАЯ природа человека. Подумайте, как образовалось выделенное слово.

Д\З : заполнить схему (с помощью запомнившегося из фильма материала или с помощью дополнительных источников)

Биосоциальная природа человека

?????????? ?????????

Актуализируют свои знания, определяют, что известно по обсуждаемым вопросам.

Формулируют определение понятия – вспоминают изученное

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Разные варианты ответов.

Выражают своё мнение.

Пытаются формулировать тему, цель.

Могут

испытывать затруднения с ответом

Проявляют готовность в получении новых знаний.

Разные варианты ответов.

Выражают своё мнение.

Рассуждают на заданную тему, приводят примеры о том, где в жизни людям пригодились знания о строении человека, о сохранении здоровья…

Дают устные варианты ответов.

Дают устные варианты ответов.

Рассуждают на заданную тему, применяя ранее приобретённые знания и опыт. Некоторые затрудняются с ответом.

Называют по опыту зоологии имя Павлова ИП, Антони ван Левенгука или затрудняются с ответом.

Внимательно слушают. Проявляют заинтересованность.

Учатся работать с источником информации: читать заданный материал в учебнике, готовить пересказ.

Сообщения докладчиков по желанию или по приглашению учителя.

Записывают на доске имена и даты.

Отвечают на поставленный вопрос

Отвечают на поставленный

вопрос

Дают варианты ответов.

Могут испытывать затруднения.

Дают варианты ответов (как правило, неполные, некорректные)

Учащиеся вызываются работать по карточке сами или их назначает учитель.

Чтение задач карточки вслух(описание жизненных ситуаций), выбор ответа.

Отвечающий комментирует выбор ответа.

Работают с заданиями карточки. Решают задачи.

Сообщают, как соотнесли понятие с определением.

Делают фото.

Дают варианты ответов на вопрос

Дают варианты ответов. Часто испытывают затруднения.

Смотрят фильм, стараются запомнить информацию.

Варианты ответов.

Делают записи в тетради.

Выделяют корни БИО и СОЦИАЛ в слове.

Формируется умение участвовать во фронтальной беседе, проявлять активность, следить за потоком информации, успевать реагировать за изменяющейся при беседе ситуацией

Учатся рассуждать.

Устанавливают связи между частным и общим.

Учатся формулировать тему урока, цели урока.

Умение слушать. Формирование готовности работать на результат.

Умение рассуждать.

Формирование умения владеть смысловым чтением.

Умение применять жизненный опыт.

Умение формулировать вывод

Умение рассуждать.

Умение рассуждать, применяя при этом знания и жизненный опыт

Умение применять ранее полученные знания.

Умение удивляться тому, что чего – то не знают, забыли

Учатся работать с источником информации: читать заданный материал в учебнике, готовить пересказ.Формирование готовности работать на результат

Учатся отвечать перед аудиторией, владеть речью.

Учатся внимательно слушать докладчиков.

Учатся размышлять, анализировать, выражать своё мнение

Учатся обобщать информацию,формулировать вывод

Актуализация знаний.

Формирование звтруднения, возникает познавательная активность

Учатся работать с источником информации: читать заданный материал в карточке, анализировать его, выбирать ответ

Учатся работать с источником информации.

Умение слушать, готовность проверять свои результаты.

Учатся применять технику для организации своей деятельности.

Учатся выражать своё мнение по вопросу

Учатся выражать своё мнение по вопросу

Умение внимательно смотреть и слушать.

Умение актуализировать знания о словообразовании путём слияния 2 корней.

Работа в классе.

Принимают участие в диалоге с учителем, с одноклассниками

Работа в коллективе на принципах взаимного уважения к мнению других выступающих

Принимают участие в диалоге с учителем, с одноклассниками.

Учатся слушать, понимать услышанное

Принимают участие в диалоге с учителем, с одноклассниками.

Учатся слушать, понимать услышанное

Принимают участие в диалоге с учителем, с одноклассниками.

Сосредотачиваются на выполнении поставленной задачи, работают индивидуально

Выступают.

Слушают друг друга.

Выступают.

Слушают друг друга.

Выступают.

Слушают друг друга.

Работают с материалом карточки. Решают задачи.

Работают в паре за партой.

Слушают внимательно, анализирут в парах результаты своей работы.

Корректируют результаты при необходимости.

Владение диалогичес-кой и моно-логической формами речи.

Умение выступать перед аудиторией, поддерживать беседу.

Владение диалогической и моно-логической формами речи.

Умение выступать перед аудиторией, поддерживать беседу.

Умение выступать перед аудиторией, поддерживать беседу

Владение диалогической и моно-логической формами речи

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное действие, с добывать знания.

Умение выступать по результатам работы перед классным коллективом

Владение монологической формой речи.

Умение формулировать своё мнение

Формирование умения работать в паре, выдвигать версии, приходить к единому мнению

Умение в паре проверять и анализировать результаты своей работы.

Оценивают свои знания по предмету.

Учатся отвечать на поставленный вопрос, применяя имеющиеся знания.

Высказывают свои мнения о значении биологических знаний.

Формулируют предположения, выдвигают различные версии.

Ответить на поставленный вопрос, применяя имеющиеся знания.

Формулируют тему урока, цели урока, выдвигая гипотезы.

Работают в тетрадях по оформлению темы урока.

Высказывают своё мнение

Учатся отвечать на поставленный вопрос, применяя имеющиеся знания.

Формулируют выводы к уроку.

Актуализируют знания о развитии человека

Актуализируют знания, полученные на уроках истории, обществознания

Актуализируют полученные знания

Сравнить и проанализировать задачи карточки

Концентрируют внимание на новой информации

Формирование умения структурировать и классифицировать материал, преобразовывать изученный материал в схему.

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения сохранения здоровья ( на примере полученных знаний и опыта).

Формирование умения аккуратно работать в тетради.

Формирование умения думать, применять свой опыт при решении задач

Формирование умения думать, применять свой опыт при решении задач

Умение обобщать факты и явления, делать выводы, подводить итоги обсуждения

Учатся применять ранее полученные знания

Формирование умения аккуратно оформлять записи на доске и в тетради.

Формировать умение анализировать и систематизировать новую информацию.

Формировать умение анализировать предложенную ситуацию, выдвигать версии по решению задачи.

Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Умение сосредоточиться и проверить результаты работы.

Учатся проектировать свою будущую деятельность

Учатся запоминать учебный материал в процессе просмотра фильма

Формировать умение выдвигать версии.

Формирование умения аккуратно оформлять записи в тетради

Заключительный этап - рефлексия

-Используя записи в тетради, назовите вопросы, которые мы рассмотрели на уроке

-Сделайте выводы к уроку.

Называют основные вопросы урока, используя записи в тетради.

Формулируют выводы к уроку

Формирование умения структурировать материал и применять знания, полученные на уроке.

Формулируют выводы к уроку.

Формировать умение делать выводы по проделанной работе, подводить итоги урока.

Формулирование домашнего задания.

Читать и учить параграфы 1 и 2. В тетради написать и выучить определения наук (анатомия, физиология, морфология, гигиена).

Заполнить схему «Биосоциальная природа человека» - использовать учебник или дополнительные источники.

Записывают ДЗ в дневник

Технологическая карта

#1056;аскрыть смысл следующих понятий:

- Биология - Морфология - Психология

- Микробиология - Анатомия - Зоология

- Микология - Физиология

- Ботаника - Гигиена

#1047;наниями каких наук воспользовался человек в следующих ситуациях:

А.В детском саду на прогулке мальчик упал с качели. Он заплакал: сильно болела рука. Подошел воспитатель. Витя, держась за плечо, сказал, плача:

- У меня сильно болит рука.

Марина Ивановна осмотрела Витину руку. Рука была неестественно изогнута в области плеча.

Перелом плеча со смещением – расстроено сказала Марина Ивановна – Пойдем в медпункт…

Знание какой науки позволило воспитателю самостоятельно поставить диагноз?

Б. Цитата из учебника биологии – 9 класс;

«Заражение яйцами различных паразитических червей происходит путем занесения их в пищеварительный канал с немытых рук или с пищей, на которую попали яйца. На руках яйца могут оказаться при посещении туалета, с шерсти животных, когда их гладят, с земли. Поэтому мытье рук после посещения туалета, а также перед едой является свершено обязательным. Кроме того, надо систематически стричь ногти, так как под ними чаще всего задерживаются яйца паразитических червей»

Знание какой науки применяется в данном случае?

В. Бабушка у Антона была замечательная. Веселая, добрая, остроумная, она дала Антону много советов, которые внук запомнил на всю жизнь.

С прогулки Антошка возвращался во время летних каникул, конечно, поздно. И сразу садился ужинать. А бабуля ласково поучала, окая:

- Ужинать, внучок, надо не позднее, чем час-два до сна. А если прямо перед сном, то ляжешь спать с наполненным желудком. Сон будет неспокойным: тело спит, а желудок и кишечник работают. Все у тебя там бурлит, урчит. Хорошо, что каникулы и спать можно долго. А если бы рано вставать – то и не выспишься…

Г. Машенька Иванова – отличница. Старательная, умная, усердная. Но сегодня она вернулась домой с печалью на лице.

- Получила тройку за контрольную по химии – грустно ответила Маша на мамин вопрос.

Маша, не раздеваясь, прошла в свою комнату и сразу засела за учебником и тетрадью по химии.

Дочка, ты хоть отдохни, пообедай – заглянула к Маше мама.

-Нет, мама, буду учить, завтра сдам зачет и исправлю тройку.

Когда пришел с работы папа и узнал о проблемах дочери, сказал ободряющие:

- Ничего завтра исправит тройку, и поест, и отдохнет, и веселая будет.

III. Сделайте вывод о значении знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для охраны его здоровья.

#1057;оставьте определения понятий (сначала соотнесите понятия с предложенными определениями)

1 Морфология –

2 Анатомия –

3 Физиология –

4 Гигиена –

5 Психология –

Используй следующие определения:

а – наука, изучающая условия для сохранения здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха

б – наука, изучающая особенности внешнего строения организма

в – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем

г – наука, изучающая внутреннее строение организма, его органов, тканей, клеток

д – наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека

Запишите в тетрадь составленные определения понятий.