Урок по литературе в 7 классе на тему "Чудо - явление реального или сказочного мира"
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Шпортенко Валентина Викторовна

Урок внеклассного чтения по творчеству М.Горького. "Сказки об Италии". "Симплонский туннель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_m.gorkogo.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:

. 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Школа  № 101»

603011, г. Нижний Новгород,  ул. Тургайская, д. 5,

тел./факс (831) 245-39-82, e-mail: lenruo101@mail.ru

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе

по теме

«Чудо – явление реального или сказочного мира?»

                                                                                       

                                                                                                 Учитель русского языка

                                                                       и литературы

                                                                            В.В.Шпортенко

                                                                Н.Новгород

2017

Цель: показать величие труда в жизни человека, определить роль труда в сотворении чуда.

Задачи:

Образовательная: анализ идейно-тематического содержания рассказа «Симплонский туннель»; создание образа писателя произведения.

Развивающая: развитие навыков вдумчивого, смыслового чтения и навыков анализа произведения; развитие логического мышления; совершенствоваие навыка работы со словарем, связной речи обучающихся.

Воспитательная:  воспитание у обучающихся уважительного отношения к труду; любви к русской литературе; воспитание чувства прекрасного.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство, география.

I.Организационный момент.

Учитель:

         Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим с вами путешествие в удивительную страну Италию,а поможет нам в этом русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.Он создавал картины с морскими и горными пейзажами не только во время своих поездок в Италию, но и, обладая феноменальной зрительной памятью, возвращался к итальянской тематике практически всю жизнь. Сопровождать нас в пути будет музыка известного итальянского композитора XX  века Джакомо Пуччини, прослушаем мы композицию «Скрипка и море».

(Видеоряд с картинами Айвазовского)

II.Актуализация знаний.

Учитель:

    Ребята, правда,очень красиво. Когда я смотрю на эти картины, которые поистине являются чудом искусства, слушаю эту чудесную музыкальную композицию,то мне кажется,что я вдруг перенеслась в какую-то удивительную сказку. А что вы думаете по этому поводу?

Примерный ответ обучающихся:

     Картины и музыка действительно очень красивые, они побуждают нас к романтическому настроению, мечтам, восхищению.

Учитель:

     Ребята, наша экскурсия заочная, мы фантазируем и представляем себя в Италии, где тихо шумит море, теплый ветер ласково треплет нам волосы, а вокруг все утопает в золотых лучах солнца. А что же нам нужно сделать, чтобы действительно оказаться в этой чудесной стране?

Примерный ответ обучающихся:

      Нам нужно купить билет на самолет,ведь Италия очень далеко.

Учитель:

                Да,вы правы,ребята, и все же подумайте,можем  ли мы с вами вот сейчас, в этот самый момент оказаться в Италии?  

          Почему? Разве такого не бывает в жизни?    

Примерный ответ обучающихся:

      Нет,это невозможно. Такое чудесное перемещение возможно только в сказке.

Учитель:

              Следовательно, вы считаете, что чудеса бывают только в сказках?

Примерный ответ обучающихся:

      Нет,чудеса бывают и в жизни, но они другие. (Ребята могут привести какие-либо примеры, если дети не привели примера, необходимо попросить прокоментировать свою точку зрения и подтвердить ее примерами. Если дети считают, что чудеса бывают только в сказках, нужно заострить внимание, действительно ли это так,в целом нужно создать ситуацию проблемы, которую необходимо решить. В диалоге с детьми приходим к вопросу:так что же такое чудо?

Учитель:

      Ребята, как вы думаете, так чему  же будет посвящен наш сегодняшний урок литературы? Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

Примерный ответ обучающихся:

              Урок будет связан с Италией, возможно с какими-то чудесами или сказкой.

Учитель:

    Молодцы, ребята. Действительно, сегодня мы поговорим с вами и об Италии, и о том,что же такое чудо, а также познакомимся с произведением великого русского, а затем советского писателя, имя которого пока будет тайной. Ребята, вам будет необходимо разгадать эту тайну,а  я вам буду давать небольшие подсказки, которые находятся у меня вот здесь.

(На столе стеклянная вазочка со свернутыми в трубочку пронумерованными листочками)

А сейчас давайте запишем тему нашего урока: «Чудо – явление реального или сказочного мира?» На этот вопрос нам и предстоит ответить в конце урока

 III. Работа по теме урока.

1.Работа со словарем.

 Учитель:

 Скажите, пожалуйста, ребята, каково лексическое значение слова «чудо», что обозначает это слово?

Примерный ответ обучающихся:

            Чудо – это что-то необычное, волшебное, то. что очень редко можно увидеть.

Учитель:

    Ребята, молодцы, все верно, а теперь давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и  посмотрим, что же обозначает это слово.

 Толковый словарь С.И.Ожегова.(слайд)

Чудо 1.нечто небывалое, сверхъестественное [Primo в релириозных представлениях: явление, вызванное божественной силой] 
Пример: Совершить (свершилось) ч. Творить чудеса. Надеяться на ч. (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! (о чем-н. совершенно необыкновенном; разг.)
2. - нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью 
Пример: Ч. искусства. Чудеса героизма
3. - означает: необыкновенный, выдающийся среди себе подобных 
Пример: Ч.-ягода. Ч.-печка. Ч.-гриб. Ч.-дерево. Суворовские ч.-богатыри.
4. - удивительно, поразительно хорош 
Пример: Погода сегодня - ч.
5. - выражение крайнего удивления, недоверия 
Пример: Вчера утверждал одно, сегодня другое - чудеса!

(Краткое обсуждение лексических значений)

         Ребята, у этого слова пять значений. Оно является многозначным, но нас сегодня будет интересовать второе значение,как вы думаете почему?

Примерный ответ обучающихся:

            Мы узнаем о чем-то необычном, чудесном.но это может встретиться и в реальной жизни.

2.Подготовка к восприятию текста.

Учитель:

         Молодцы,ребята, а сейчас я предлагаю вам опять вернуться в Италию, переместиться в начало XX века.

(Демонстрируются  Альпы, Симплонский тоннель, карта Италии и Щвейцарии, )

         Ребята, посмотрите какие величественные и высокие горы расположились на границе двух стран: Италии и Щвейцарии. А это - Симплонский тоннель (протяженность около 20 км), который соединяет Италию и Швейцарию. Построен в начале XX века в Швейцарских Альпах.

        Как вы думаете, легко ли было построить этот тоннель?

Примерный ответ обучающихся:

            Нет, ведь его пришлось проложить внутри горы, а это сделать было очень сложно,  учитывая время строительства тоннеля.

Учитель:

          Ребята, сейчас мы прочитаем произведение нашего таинственного писателя,в котором рассказывается, как происходило строительство этого тоннеля. Но сначала вы достанете две подсказки и попробуете из них почерпнуть информацию о писателе.

(Ребята достают подсказки №1,№2)

Итак, читаем: «Русский и советский, время», «Италия, жизнь и творчество». Ребята, что вы можете сказать о писателе, опираясь на эти подсказки?

 Примерный ответ обучающихся:

            Писатель жил в XIX -XX веках, некоторое время жил в Италии,писал об Италии.(Если дети затрудняются,необходимо направить ход мысли учащихся)

Учитель:

  Вы абсолютно правы,ребята, этот писатель родился в 1886 году.а умер в 1936, он был болен туберкулезом, поэтому  два раза ездил в Италию,мягкий климат облегчал течение болезни.Первый раз он приехал в эту страну в 1906 году и прожил там семь лет. Именно тогда он пишет сборник небольших рассказов и называет его «Сказки об Италии». Всего в сборник вошло 27  произведений,с  одним из них мы и познакомимся, а называется произведение «Симплонский туннель». Ребята. вам нужно будет подумать,почему из всех сказок я для нашего урока выбрала именно эту..

3. Выразительное, вдумчивое чтение вслух.

 (Чтение «Симплонского туннеля», рассказ распечатан, имеется у каждого обучающегося)

4.Анализ произведения.

Учитель:

           Ребята, мы прочитали с вами это произведение. Скажите, оно похоже на сказку? 

Примерный ответ обучающихся:

            Нет. Оно больше похоже на рассказ.

Учитель:

           Так почему же автор считает, что это сказка? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем произведение и подумаем, скакой целью оно было написано. По ходу нашей работы мы будем заполнять следующую таблицу

(По ходу работы ребята составляют таблицу, в которой примерно такая запись)

Гора

Люди

Она словно живая, непреодолимая, мешает людям работать

Люди, по сравнению с горой, маленькие, они боятся, что погибнут. Мадонна отвернется от них за то, что они ранили землю и решили прорезать гору насквозь из страны в страну.

Учитель:

          Какой предстает перед нами гора? Найдите слова, которые подтверждают вашу точку зрения.

Примерный ответ обучающихся:

            Она словно живая, непреодолимая, мешает людям работать. 

«Встретила сурово, дышала жарким дыханием, сбрасывала на людей камни, обливала горячей водой, гора до небес, угрюмое лицо горы, она отомстит за свои раны, сердце земли огненное и т.д.»

Учитель:

           Какие приемы использует автор, чтобы ярче создать образ непреодолимой горы? Примерный ответ обучающихся:

            Метафора, гипербола, олицетворение. антитеза

Учитель:

           Какими мы видим людей? Найдите слова, которые подтверждают вашу точку зрения.

 Примерный ответ обучающихся:

            Люди, по сравнению с горой, маленькие, они боятся, что погибнут. Мадонна отвернется от них за то, что они ранили землю и решили прорезать гору насквозь из страны в страну.    

« Замирало сердце, голова становилась тяжелой. болели кости, мы. люди – такие маленькие, люди хворали, падали на землю, сходили с ума, умирали и т.д.»

Учитель:

               Ребята, давайте посмотрим на наши записи в таблице и попробуем ответить на вопрос: на чем основан весь сюжет рассказа?

Примерный ответ обучающихся:

        На противостоянии горы и человека.

Учитель:

          Молодцы, ребята, мы видим,что гора не хочет уступать людям, она пугает их, люди боятся погибнуть в недрах горы, но вот их поведение изменилось. Что же изменилось в поведении людей, почему? Найдите слова, которые подтверждают вашу точку зрения.

 Примерный ответ обучающихся:

            Люди перестали бояться, потому что почувствовали себя выше, сильнее горы. Когда они услышали шум работ с другой стороны тоннеля, то поняли, то победили.      «Нами овладевало радостное бешенство победителей, работали, как злые духи, как бесплотные, не ощущая усталости, это было хорошо, как танец в солнечный день, мы стали милы и добры, как дети, ложась на землю, мы целовали ее, плакали – и это было так хорошо. как сказка».          

Учитель:       

                  Ребята, скажите, пожалуйста, мы узнаем об этих событиях от самого писателя?

Примерный ответ обучающихся:

              Нет,  мы узнаем о ходе строительства Сиплонского тоннеля из уст Паоло – рабочего, который участвовал в этом строительстве и получил за это медаль. Он рассказывает эту историю прохожему.

Учитель:       

            Ребята,такой композиционный прием  называется «рассказ в рассказе» или рамочная композиция.

          Ребята, по вашему мнению, как относится автор к Паоло? Какие слова это подтверждают? 

Примерный ответ обучающихся:

            Автор относится к Паоло хорошо, с душевной теплотой, с уважением. «Лицо смелое и ласковое, продолжал он с гордостью, весь вспыхнул. тихо и радостно продолжал, заглядывая в глаза глубокими человечьими глазами, тихонько засмеялся».

Учитель:

          Ребята, а каким вы себе представляете Паоло? Какие чувства у вас вызывает этот персонаж?

Примерный ответ обучающихся:

            Он сильный, худой, но мускулистый. высокий, загорелый. Вызывает чувство уважения,восхищения и т.д.

Учитель:

          Ребята, как вы думаете, почему автор, описывая Паоло. использовал такое сравнение «сидит черный, как жук, рабочий»?

Примерный ответ обучающихся:

            Потому что жук роет землю, копошится в земле, работа Паоло связана с землей, он любит землю, он много времени провел под землей, когда строил Симплонский тоннель, и его любовь к земле только окрепла. Вся жизнь рассказчика связана с трудом. Он говорит: «Я недаром жил! Была работа, моя работа, святая работа!»

Учитель:

           Ребята, как вы считаете, что хотел донести до нас автор этого произведения? Давайте найдем и запишем слова, которые можно назвать главными в этом произведении. 

Примерный ответ обучающихся:

            Человек при желании может справиться даже с непосильной работой.

«Человек умеет работать. Маленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила! И поверьте: в конце концов этот маленький человек сделает все чего хочет.»

Учитель:

         Можно ли сказать, что люди своим трудом сотворили чудо, почему?

Примерный ответ обучающихся:

            Да. Люди проложили тоннель внутри горы и соединили две страны, а ведь даже им сначала казалось, что это невозможно, что у них ничего не получится и они погибнут в недрах этой горы.

Учитель:

               Ребята,почему же это произведение автор называет сказкой? Ведь создание Симплоского тонннеля – это реальная история, а не мифическая?

Примерный ответ обучающихся:

            В основу сюжета легло рукотворное чудо людей.

Учитель:

            Ребята, как вы думаете,почему из всего сборника «Сказок об Италии» я выбрала именно это произведение?

Примерный ответ обучающихся:

            Оно воспевает трудовой подвиг человека.когда он своими руками создает что-то невероятное,похожее на чудо.

5.Создание словесного портрета писателя.

Учитель:

          Ребята, скажите, пожалуйста, каким, по вашему мнению, должен быть человек, написавший такое произведение?

Примерный ответ обучающихся:

            Он знает, что такое труд, уважает и  ценит людей, умеющих трудиться. Этот человек должен быть смелым, сильным, умным, целеустремленным и т.д.

Учитель:

            Вы абсолютно правы. Этот человек всего в жизни достиг сам. Его жизнь была очень сложной, но он, подобно герою «Зеленой лампы» А.Грина, смог преодолеть все трудности и добиться успеха в жизни, только вот деньги ему пришлось зарабатывать самому, при этом его сердце не стало черствым от жизненных трудностей, наоборот, он всегда стремился помогать людям и ценил в них прежде всего стремление к труду.Давайте достанем последнюю подсказку и прочитаем ее.

« Этот писатель родился и жил в городе Нижний Новгород, и еще буквально несколько десятилетий назад город носил его имя».

           Ребята, я думаю, что теперь вы все мне сможете ответить на вопрос: так кто же написал это произведение, кто же наш таинственный писатель?

Примерный ответ обучающихся:

          Максим Горький

Учитель:

        Правильно,ребята,наш таинственный писатель – это Максим Горький.Максим Горький – это псевдоним. Ребята, что такое псевдоним? Какие писатели еще пользовались псевдонимами?

Примерный ответ обучающихся:

          Псевдоним – это вымышленное имя, которое используют писатели,поэты и т.д.Алексей Алексеевич Перовский – Антоний Погорельский, Антон Павлович Чехов – Антоша Чехонте, М.Е.Салтыков-Щедрин,Александр Степанович Гриневский – А.Грин.

Учитель:

             Молодцы, ребята. ну а настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Давайте посмотрим его портреты.

(слайды с портретами М.Горького)

        А вот что, ребята,думал сам М.Горький о людях, труде и чуде:

          В каждом человеке — скрыта мудрая сила строителя... нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтоб она обогатила землю еще большими чудесами.

       Давайте запишем эти поистине великие слова.

IV.Рефлекия.

 Учитель:

           Итак, ребята,давайте ответим на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока. Чудо – это явление сказочного или реального мира?

Примерный ответ обучающихся:

            Чудо можно встретить не только в сказке,но и в реальной жизни.

Учитель:

          Молодцы, ребята, мы пришли с вами к выводу, что чудо можно встретить не только в сказке, но и  в реальной жизни. Но вот сотворить чудо в реальности гораздо сложнее, чем в сказке. Скажите, пожалуйста, с помощью чего в сказках совершают чудеса, например, как сказочные герои могут построить дворец? Что для этого надо сделать в реальной жизни?

Примерный ответ обучающихся:

            С помощью волшебных слов: «По щучьему веленью, по моему хотенью»,с помощью волшебной палочки и т.д.В сказке все гораздо проще, герою помогают волшебные помощники и предметы. В реальности человеку. чтобы сотворить чудо, приходится полагаться в первую очередь на себя, свое упорство и трудолюбие.

Учитель:

              С какими же чудесами реального мира мы с вами сегодня познакомились?

Примерный ответ обучающихся:

            Симплонский тоннель, картины Айвазовского,музыка Джакомо Пуччини.

Учитель:

          Ребята,сегодня мы с вами лишь прикоснулись к необыкновенному миру Максима Горького, наш урок – это лишь предверие  к изучению жизни и творчества  великого русского писателя. А более подробно мы поговорим с вами об этом на следующем уроке.

V.Домашнее задание.

1. Письменно – придумать сказку про чудо, созданное вашими руками.

2.  Прочитать «Детство» Максима Горького.

3. Индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему: «Места родного города, связанные с именем Максима Горького».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Урок литеартуры в 5 классе:«Х. К. Андерсен и его сказочный мир .Сказка" Снежная королева".».

Знакомство с датским сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром,сказкой « Снежная королева», ее главными героями....

Урок физики в 8 классе "Объяснение электрических явлений. Электризация тел"

повторительно-обобщающий урок с выполнением экспериментальных заданий...

Урок физики в 9 классе на тему "Явление электромагнитной индукции"

Учебник (УМК): Перышкин А.В. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2009.Тема урока: Явление электромагнитной индукции.Тип урока: Урок «открытия» нового знанияОборудо...