Урок литеартуры в 5 классе:«Х. К. Андерсен и его сказочный мир .Сказка" Снежная королева".».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Трофимова Наталья Петровна

 Знакомство с датским сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром,сказкой « Снежная королева», ее главными героями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Аттестуемый педагог -  Трофимова Наталья Петровна ______________________________________________

Предмет – литература                                                                   Класс -_5____________________________________                                             

Тема урока -  «Х. К. Андерсен и его сказочный мир .Сказка  « Снежная королева».».

Цели урока: знакомство с датским сказочником Х. К. Андерсеном, его сказочным миром,сказкой « Снежная королева», ее главными героями. Развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся,пополнять их словарный запас. Прививать детям чувства взаимовыручки, ответственности за близких людей, показать на примере сказки, что такое дружба.

Задачи урока:

  • Знать понятие « литературная сказка».
  • Рассказать о датском сказочнике Х. К. Андерсене, его сказочном мире.
  • Определить сюжет сказки « Снежная королева».
  • Учить выделять черты характера героев.
  • Выявить мотивировку поступков героев.
  • Показать, как изображаются чувства и переживания главных героев.

Тип урока: усвоение нового материала.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, , творческое задание (сообщение), , устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование: . Компьютер. Мультимедиапроектор. Презентация.Рисунки обучающихся.

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Обучающиеся должны быть готовы к уроку.
  • Обучающиеся должны знать определение понятия «литературная сказка» .  

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Проверить готовность учащихся к уроку.
  • Мобилизовать внимание школьников.
  • Ознакомить обучающихся с понятием «литературная сказка».

Методы: слово учителя, диалог, работа с литературоведческим понятием,  использование ИКТ.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.  

На доске:

Эпиграф к  уроку: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом. К. Г. Паустовский.» ( Слайд1)

- Ребята, прочтите слова К. Г. Паустовского. Что хотел сказать писатель, написав эти строки.

-  Добро всегда побеждает зло.

 

 С каким произведением вы познакомились дома?

- Со сказкой «Снежная королева».

Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Герда, не смотря на все трудности, спасла Кая и победила Снежную королеву.

 

 А что же такое сказка?  

-Сказка- необыкновенная история с фантастическими событиями.

Какие сказки вы знаете?

-Русские народные сказки.                                                                                                                      

 Как вы думаете, а что такое литературная сказка?

-Сказка, написанная писателем.

 Какие литературные сказки вы знаете?

- «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке» и т.д.

2. Этап целеполагания. Постановка главной проблемы.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

.

  • Понимать поставленные цели.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Ввести обучающихся в атмосферу урока, привлечь их к пониманию цели на уроке.

Метод, приемы, технологии: использование ИКТ.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о датском сказочнике Х.К.Андерсене, его прекрасном, волшебном мире сказок, убедимся в том, что Добро побеждает зло.

3.Знакомство с Х. К Андерсеном и его сказочным миром .

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Рассказать о великом сказочнике.
  • Знать  сказки писателя.
  • Должны уметь правильно отвечать на поставленные вопросы.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Дать  представление о трудной жизни сказочника и великой силе его сказок.
  • Развивать на уроке творческую и познавательную активность учащихся.
  • Формировать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитывать любовь к  литературе.

Методы, приемы, технологии: диалог, беседа, сообщение учащихся, использование ИКТ.

При оценивании учитываются  правильность устных ответов, умение вести диалог, умение говорить.

Тема нашего урока «Х. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка  «Снежная королева». (Слайд3).

Ребята, что вы знаете о Х. К. Андерсене? (Сообщение обучающегося, учителя).(Слайды4-8).

 Какие сказки Андерсена вы знаете?

 - «Огниво», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Русалочка». (Слайд 9).

Назовите сказочных героев, созданных великим писателем.

-Русалочка, Дюймовочка, Оловянный солдатик, Гадкий утенок и т.д.

Из каких они сказок?

Кто из героев сказок вам понравился больше? Чем?

-Гадкий утенок, который превратился в прекрасного лебедя; Русалочка,которая погибла ради своего любимого.

Давайте с вами попробуем проникнуть в удивительный сказочный мир сказок Андерсена. Вспомните сказку «Дюймовочка».

Какая она?

-Маленькая девочка, очень хорошенькая собой…

 Как складывается ее судьба?

-Ее крадет страшная жаба, потом она попадает к мыши, которая хочет выдать ее замуж за крота.

Кто помогает Дюймовочке?

-Ласточка, потому что Дюймовочка ее спасла.

Что помогает Дюймовочке: волшебство или преданность друзей?

-Преданность друзей,взаимовыручка.

Вывод: в сказках Андерсена главную роль играет не волшебство, а черты характера главных героев.

4. Физкультминутка.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Смена  умственной работы на физическую нагрузку.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

Способствовать здоровьесбережению обучающихся.

Сели, встали.

Сели, встали.

Ручки к солнышку подняли.

Повернулись, улыбнулись.

И за парты вновь вернулись.

5.Работа над сказкой « Снежная королева».
 

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Уметь вести диалог.
  • Уметь работать с текстом.
  • Уметь подтверждать ответ примерами из текста.
  • Выявить мотивировку поступков героев.
  • Определить характер отношений героев.
  • Уметь  размышлять  о дружбе, любви, самопожертвовании.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Развивать технику чтения.
  • Развивать умение работать с текстом.
  • Развивать логическое мышление.
  • Формировать личностные качества обучающихся: коммуникабельность, справедливость, доброту.  
  • Формировать навык исследовательской работы.
  • Воспитывать чувство дружбы,самопожертвования ради дорогого человека.

Методы, приемы, технологии: поисково-исследовательская работа, диалог, беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выразительное чтение.


« Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность,отзывчивость и доброту!» Х. К Андерсен (Слайд 10)

-Дома вы читали сказку « Снежная королева».Понравилась ли она вам? Чем? Как построена сказка?( Сказка в семи историях)

Работа по содержанию сказки:

1)-Вы хорошо ее помните? Случилось так, что злой тролль перепутал страницы сказки, нарушил ее содержание. Давайте восстановим.(Слайды 11, 12)

1.История первая,в которой говорится о зеркале и его осколках.

2.История вторая. Мальчик и девочка.

3.История третья. Принц и принцесса.

4. История четвертая.Маленькая разбойница.

5.История пятая.Цветник женщины, умевшей колдовать.

6.История шестая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

7. История седьмая.Лапландка и финка.(Слайд и карточки)

- Молодцы,хорошо знаете сказку. Продолжим.

2)-Сейчас мы проведем небольшую викторину по сказке , чтобы проверить хорошо ли вы запомнили героев.

1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка?

-Старушка, умевшая колдовать.

2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.

-Жена придворного ворона.

3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире ее в плечах.

-Маленькая разбойница.

4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

-Снежная королева.

5.Из льдинок он складывал слова.

-Кай.

6.Бедная девочка осталась одна, без башмаков. без рукавиц.

-Герда.

Молодцы, хорошо знаете героев сказки.

3)-Выборочное чтение.

- Ребята, назовите главных героев сказки. Давайте в тексте найдем описание их внешности,поступки.

Снежная королева:(история2, стр 198,стр.201)

-Какая она?

-«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».

 Хотели бы вы попасть в в чертоги Снежной королевы? Почему?(Слайд 13)

Посмотрите на свои рисунки. Почему в них присутствует синий цвет?

-Это цвет снега, холода.

Кай (история2,стр 198, стр 199, стр200, стр.222)

-Каким вы видите Кая в начале сказки?

-Добрым, ласковым, умеющим защитить своих родных.

 Что случилось с ним потом?

-Он стал злым.

Виноват Кай в том, что с ним произошло?

-Нет. Виноват осколок зеркала, попавший Каю в сердце и превративший его в ледяное.

Кто помогает Каю стать опять обычным мальчиком?

Герда, которая пошла его спасать.( Слайд 14)

Герда (история 3, стр.203,стр 207 и т.д.)(Слайд 15)

Какой вы представляете себе Герду?

-Доброй, ласковой, храброй, любящей своего названого брата, готовой на самопожертвование ради Кая.

 6. Обобщение и систематизация знаний

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Уметь делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Обобщить и систематизировать информацию.

Критерии оценок: умение обобщать, делать выводы, эмоциональность ответа, оперативность мышлению, умение сотрудничать,        взаимопомощь, умение отстаивать собственную точку зрения, творческий подход, парадоксальность мышления, богатство ассоциаций, умение практически применять знания.

Методы, приемы, технологии: беседа,   использование ИКТ.

4)Работа с таблицей.(Слайд 16)

-.Давайте посмотрим кто помогал ей в достижении цели, а кто мешал?(Слайд)

-Молодцы, ребята.

-Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь? (Ее любящее. Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь).

-Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности? ( Быть сильной, смелой,верной, преданной дружбе).

- Представьте себе, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же. как она?

-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? (У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее.Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы).

5)Итог урока:

- Вернемся к эпиграфу урока:: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом. К. Г. Паустовский.»

У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: Добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям , горячее участик в их заботахи проблемах.Горячее сердце-величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно дает человеку огромную силу, делает его непобедимым.

Герои сказки Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте,а не с помощью волшебных сил. В этом и состоит сказочный мир Андерсена.

7. Домашнее задание.

 Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Составит рассказ о писателе
  • Подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы».

Описание методов организации работы обучающихся: 

Методы: устный рассказ, использование ИКТ.

 -К следующему уроку вы должны:

1) Подготовить рассказ о писателе;

2)Подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы».(Слайд 17)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цели,  которые должны быть достигнуты обучающимися на данном этапе урока:

  • Обучающиеся должны адекватно воспринимать оценку своей деятельности, оценивать себя объективно.

Цели и задачи, которых хочет достичь учитель на данном этапе урока:

  • Способствовать развитию у обучающихся самокритики.

Методы, приемы, технологии: беседа,   самоконтроль.

В беседе с учителем дети дают оценку своей работы на уроке, выслушивают оценки учителя, вспоминают основные этапы урока (в случае затруднения учитель помогает  детям). Учитель отмечает даже небольшие успехи каждого из обучающихся.

- Оцените свою работу на уроке? Достигли ли вы цели, решили проблему урока? Активно ли вы работали на уроке?

- Заполните карточку эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

Описание: img1

На уроке мне было интересно

 

Я чувствовал (а) себя комфортно

 

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

 

Я был(а) успешен (успешна)

 

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

 

Насколько баллов я оцениваю свою работу

  - Молодцы! Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« А ндерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом». К.Г. Паустовский

Слайд 2

Литературная сказка-сказка, написанная писателем

Слайд 3

Тема урока: «Х. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Слайд 6

Ханс Кристиан Андерсен

Слайд 9

Сказки Х. К. Андерсена

Слайд 10

Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту! Х.К.Андерсен

Слайд 11

Восстановите содержание сказки История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках. История вторая. Мальчик и девочка. История третья. Принц и принцесса. История четвертая. Маленькая разбойница. История пятая. Цветник женщины. Умевшей колдовать. История шестая. Что случилось в чертогах снежной королевы и что случилось потом. История седьмая. Лапландка и финка.

Слайд 12

Содержание сказки История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках. История вторая. Мальчик и девочка. История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать. История четвертая. Принц и принцесса. История пятая. Маленькая разбойница. История шестая. Лапландка и финка. История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

Слайд 13

Снежная королева

Слайд 19

Кай

Слайд 20

Герда

Слайд 25

Которые помогли Герде Которые враждуют с Гердой Персонажи Черты их характера -Затрудняюсь ответить -Затрудняюсь ответить

Слайд 26

Домашнее задание 1) Подготовить рассказ о писателе. 2) Подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы».

Слайд 27

Карточка эмоционального состояния На уроке мне было интересно Я чувствовал(а) себя комфортно Я чувствовал(а) свою значимость на уроке Я был(а) успешен ( успешна) Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен На сколько баллов я себя оцениваю -Да -Нет -Затрудняюсь ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе: музыка и изобразительное искусство. «Мир сказочной мифологии: «Снегурочка».

Учащиеся  откроют для себя мир сказочной мифологии на примере произведений А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Изучение темы проходит в жанре «творческой лаборатории»: ...

Открытый урок чтения по теме"Г.Х.Андерсен "Снежная королева" в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области

Обобщающий урок в 6 классе VIII вида по теме: Г.Х.Андерсен "Снежная королева".  Данный урок был зачётным в школьном конкурсе "Учитель года - 2013"...

Тема урока: «Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Конспект   урока литературы  в 5  классеПредмет: литература.Тема урока: «Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка  «Снежная королева».Класс: 5, учебник...

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Х. К. Андерсен. "Снежная королева". Реальность и фантастика

Предложен материал для самоподготовки учащихся в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Х. К. Андерсен. "Снежная королева". Что есть красота.

Предложен материал для самостоятельного знакомства с творчеством и произведением Х. К. Андерсена...