Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Сенчило Лариса Дмитриевна

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_kl.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

  • Сенчило Лариса Дмитриевна, 
  • учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обзор содержания, история создания поэмы;
  2. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков;
  3. Обучение аналитическому пересказу.

Словарная работа:

  • поэма,
  • система образов.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • творческие работы учащихся,
  • проектор,
  • иллюстрации к произведениям гоголя.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания:

В начале нашего урока я хочу провести небольшую викторину, которая станет реализацией вашего домашнего задания и подготовит к восприятию новой темы. Хочу обратить внимание на иллюстрации, представленные на доске. Некоторые из них могут стать небольшой подсказкой в выполнении вашей работы. Итак, вопросы викторины.

Викторина.

  1. Где и когда родился Н. В. Гоголь?
  2. Какое образование получил гоголь?
  3. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?
  4. Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле?
  5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
  6. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
  7. В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?
  8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
  9. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
  10. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
  11. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
  12. Назовите авторов памятников гоголю в Москве?

(сбор листков с ответами учащихся)

Это была викторина по произведениям Гоголя, изученным ранее.

Сегодня мы продолжим изучать творчество этого великого писателя.

Вступительное слово учителя.

Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

Проникновение во глубину души потенциально доступно многим, однако лишь единицы устремляются от внешней жизни в иную “сторону”, точнее: в точку пересечения линий времени и пространства, за грань известного, изученного и будто бы ставшего законом для направления мысли. Возможно ли глубокое понимание творчества Гоголя сегодня?

Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований.

II. Объявление темы. Исследование материала учащимися.

1-я презентация. История создания. Система образов. Чичиков и помещики.

2-я презентация. Жанровое своеобразие.

3-я презентация. Чичиков и помещики.

III. Слово учителя.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как я подготовилась к этому уроку. Я тоже, как и вы хотела рассказать о том, что Н. В. Гоголь задумал свою поэму благодаря А. С Пушкину, которого считал своим учителем. Он часто бывал у него (представить картину художника), часто перечитывал ему свои рукописи и советовался с поэтом. Ценителем творчества гоголя являлся также А. Жуковский.

Когда рукопись впервые была прочтена гоголем Пушкину и Жуковскому, один из них воскликнул «Боже, как грустна наша Россия!»

Хочу дополнить выступления наших учащихся определением поэмы.

Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Представление учителем опорной схемы. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.

Россия… Как много она значит для многих из нас! Как бы в дальнейшем ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца, нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России… Что оно значит для нас? Россия — это и наш дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш русский хлеб с солью. Русская душа — такая широкая, прямая, эмоциональная. Помните у Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»? Тройка — это не только Русь, но и вся ее природа, ее села и города, это все русское.

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга. Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова — парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки — это олицетворение скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые».

Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам — «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье… «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

IV. Вывод.

Мы сегодня с вами провели большую поисковую работу. Мне отрадно видеть, что вы в своих представлениях рассказали и о композиции поэмы, и о жанровом ее своеобразии, задались вопросами о смысле поэмы. Многое в ваших исследованиях – это материалы следующих уроков. Но еще один вопрос я хочу задать на этом уроке.

Почему Гоголь не закончил свою поэму?

Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя.

Домашнее задание: составить таблицу «Образы помещиков в поэме «Мертвые души»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 10 - м классе

Урок - эпилог к изучению темы "Поэзия Серебряного века" в 10 - ом классе....

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»

Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.Задачи урокаобучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;разви...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...