Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

 

Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной  фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы в школе. Рассказ хоть и маленький, но его тема, очень сложная и актуальная, важна на данном этапе формирования личности школьника. Произведение к уроку уже было прочитано всеми учениками. Тип урока: получение новых знаний. Урок проведен при помощи ТСО и раздаточного материала, подготовленного учителем. Цели и задачи на уроке были поставлены и реализованы к его концу. В рамках урока групповая работа оправдана результатами. Структура урока соответствует общей его концепции: 1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний; 3. Работа с текстом; 4. Работа в группах; 5. Вывод; 6. Итог на рефлексивной основе. Особое внимание на уроке уделялось формированию литературно-творческих  ЗУН-ов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_lit-ra_-infor-ka.doc40 КБ
Office presentation icon rey_bredberi_ulybka.ppt1.51 МБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР  ОАО «ГАЗПРОМ»

НА КОНКУРС «1 СЕНТЯБРЯ» «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА УРОКА «РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

УЧИТЕЛЬ: СМИРНОВА ИРИНА ЭНВЕРОВНА

МОСКВА, 2011


Объяснительная записка.

Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной  фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы в школе. Рассказ хоть и маленький, но его тема, очень сложная и актуальная, важна на данном этапе формирования личности школьника. Произведение к уроку уже было прочитано всеми учениками. Тип урока: получение новых знаний. Урок проведен при помощи ТСО и раздаточного материала, подготовленного учителем. Цели и задачи на уроке были поставлены и реализованы к его концу. В рамках урока групповая работа оправдана результатами. Структура урока соответствует общей его концепции: 1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний; 3. Работа с текстом; 4. Работа в группах; 5. Вывод; 6. Итог на рефлексивной основе. Особое внимание на уроке уделялось формированию литературно-творческих  ЗУН-ов учащихся.

 «Роль искусства в жизни человека»

На доске (презентация).

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Читаю стихотворение.

Читайте фантастику, люди!

Дивитесь её мастерам,

Взлетая от суетных буден

К причудливым дерзким мирам.

И что впереди – неведомо,

И люди слабы и сильны:

Полночны крыла у Демона

С обратной их стороны…

Но всё же зачем-то надо –

На помощь приди, фантаст –

Нам всем бескорыстно угадывать,

Какой будет жизнь без нас?

- Синеют ли в будущем реки?

Белеют ли облака?

И как там – в грядущем веке –

Качается венчик цветка?

И мы – будто миру судьи

За книгой по вечерам…

Читайте фантастику, люди!

Дивитесь её мастерам!

- Как вы думаете, почему я решила начать урок именно с этого стихотворения?

- Да, конечно, мы начинаем с вами изучать фантастику, самый любимый жанр современного поколения.  А точнее прекрасный загадочный мир неизведанного будущего и заманчивого прошлого.

- Что же такое фантастика? (слайд 1)

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Изучение этого жанра мы начнём с творчества писателя-фантаста, поразившего мир своим глубоко нравственным вымыслом, – Рэя Брэдбери и его рассказом «Улыбка».

Небольшой рассказ о биографии писателя.

Биография Рэя Брэдбери (слайд 2-22).

Рэй Дуглас Брэдбери родился в 1920 году. Вырос в бедной лос – анджелесской семье. Писать начал еще до войны, мальчиком. Теперь он автор многих книг. Он сумел фантастику превратить в подлинное искусство. Недаром он когда-то сказал: «Я выбираю звёзды». Он утверждал, что фантастика о будущем помогает жить в настоящем. «Ведь будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его».  Книги Р. Брэдбери известны во всем мире. Романы “451 по Фаренгейту”, “Чувствую, что зло грядёт”, повести “Марсианские хроники”, сборник “Холодный ветер, тёплый ветер”  и другие.

 - Давайте вернёмся к главному. О чём же этот рассказ и что хотел сказать автор этим рассказом? (Произведение искусства способно возродить в человеке душу, а значит и со временем восстановится цивилизация).

- Но всё ли так просто? Наверное, нет… Рэй Бэдбери увидел проблему в современном мире и дал ей новую жизнь в рассказе. То есть он задал вопрос не человеку будущего, не человеку 2061 года, а нам с вами. Значит, мы должны найти на него ответ. Давайте попробуем сформулировать, а что же это за проблема,  на какой вопрос мы должны ответить? КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ИСКУССТВА?  Это и есть наша тема урока.

3. Работа с текстом.

- На сколько эпизодов вы разделили бы текст? Как бы вы озаглавили данные эпизоды? О чём они повествуют? (Всего от 4-х до 7-ми эпизодов. (1. Знакомство с Томом. 2. Ненависть толпы к цивилизации. 3. Толпа рвётся к картине. 4. Тому достаётся улыбка Моны).

- Время действия в рассказе?

- Всех стоящих в очереди объединяет одно чувство, какое? Подтвердите отрывком  диалога из текста.

- А что это такое цивилизация? Какой синоним вы могли бы подобрать к этому слову? (культура) (слайд 23). Что под этим словом понимают те, кто стоит в очереди? За что жители её ненавидят?

- Герои стараются не допустить повторения цивилизации? Как они пытаются это сделать? Что именно они разрушают и что уже разрушено? Зачитайте отрывки из текста.

- Почему жители разрушают всё, что связано с  искусством?

- Какое произведение искусства подвергается уничтожению? (слайд 24-25, рассказ о картине). Почему именно эта картина появляется в рассказе?

Краткий рассказ о картине.

Этот портрет написан в самом начале XVI столетия, в 1503 году.

Леонардо изобразил Моно Лизу на фоне немного призрачного, волшебного пейзажа. Моно Лиза сидит в кресле на балконе, осанка её проста и величава, красивые, мягкие кисти рук спокойно сложены на коленях. Прежде всего приковывает к себе ясный и спокойный взгляд её глаз. В них отражается лучистый свет улыбки, озаряющий всё лицо. Трепетная неуловимая улыбка играет на её губах. Она кажется дрожащей и изменчивой, как легкая зыбь на поверхности воды.

Душевный покой и горделивая осанка Моно Лизы находятся в равновесии с величавой природой, они составляют гармоничное единое целое. Это единство художник выразил средствами живописи.

Мазки передают малейшие оттенки света и тени. Его светотень воздушна. Изображение как будто заволакивается воздушной пеленой, в которой тают, почти исчезают контуры. Контуры портрета так же неуловимы, как улыбка Джоконды

Портреты Леонардо да Винчи можно узнать по “сфумато”, что в переводе означает “затуманенность”, “затушеванность”.

- Что происходит с ребёнком, который видит эту картину? Почему Том отказывается поступить так, как все? Что его отличает от людей в очереди? (у него есть душа).  

- Что случится, если не будет искусства?

4. Работа в группах. Давайте проговорим правила работы в группах… (на доске висят правила). Но ваша задача не только слушать другого, но и зафиксировать у себя в таблице то, что проговорит другая команда, т.е. по окончании дискуссии у вас д.б. заполнена вся таблица (которая подготовлена учителем).

Всего получилось три группы.

1 группа. Авторскую позицию. В чём она заключается?

2 группа. Собственные аргументы (личный опыт).

3 группа. Аргументы из литературы, истории, публицистики.

Вывод.  – Совпадают ли точки зрения на вопрос, поставленный автором?

- Какова же роль искусства в жизни человека? (вывешивается на доске).

- Давайте вспомним ещё раз, сколько этапов пришлось пройти прежде, чем мы ответили на вопрос.

1. Нашли проблему (проблемный вопрос).

2. Поработали с текстом.

3. Выяснили позицию автора.

4.  Узнали ваше собственное мнение (согласие/несогласие с автором).

5.  Нашли аргументы в других источниках.

5. Вывод.

- А теперь посмотрите повнимательнее, этот способ работы с текстом, легко поможет вам справится с заданием части С в варианте ЕГЭ.

         6. Итог на рефлексивной основе.

- И последнее. Давайте ответим на вопрос. – Что же мы уяснили из знакомства с Рэем Брэдбери? Так ли далека фантастика от современного мира? Что я понял сегодня на уроке?

Зачитываем варианты работ.

Учитель оценивает работу каждого из учащихся.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читайте фантастику, люди! Дивитесь её мастерам, Взлетая от суетных буден К причудливым дерзким мирам. И что впереди – неведомо, И люди слабы и сильны: Полночны крыла у Демона С обратной их стороны… Но всё же зачем-то надо – На помощь приди, фантаст – Нам всем бескорыстно угадывать, Какой будет жизнь без нас? - Синеют ли в будущем реки? Белеют ли облака? И как там – в грядущем веке – Качается венчик цветка? И мы – будто миру судьи За книгой по вечерам… Читайте фантастику, люди! Дивитесь её мастерам!

Слайд 2

Фантастика -… (от греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину "чудесного мира", противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии.

Слайд 3

Рей Бредбери (1920)

Слайд 4

Фантастика о будущем помогает жить в настоящем.

Слайд 10

Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его.

Слайд 13

Работа над очередным сценарием

Слайд 14

Рабочий кабинет писателя

Слайд 15

Верный друг Рэя Брэдбери - печатная машинка

Слайд 16

Вручение Национальной премии искусств в 2004 году

Слайд 18

Авторский рисунок

Слайд 22

...простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. "451 градус по Фаренгейту"

Слайд 23

Цивилизация - это… Понятие "Ц." появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости.

Слайд 24

Леонардо да Винчи Портрет госпожи Лизы Джокондо Мона Лиза, 1503—05 Ritratto di Monna Lisa del Giocondo Доска (тополь), масло. 76,8 × 53 см Лувр, Париж

Слайд 25

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности (Мутер)

Слайд 26

Алгоритм работы: 1. Нашли проблему (проблемный вопрос). 2. Поработали с текстом. 3. Выяснили позицию автора. 4. Узнали ваше собственное мнение (согласие/несогласие с автором). 5. Нашли аргументы в других источниках. Способ работы с заданием части С в варианте ЕГЭ.

Слайд 27

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Леонардо да Винчи

Портрет госпожи Лизы Джокондо

«Мона Лиза», «Джоконда» 1503—05

Лувр, Париж

Фамилия, имя _________________________________________

Тема урока: «__________________________________________

______________________________________________________»

Эпиграф  ______________________________________________

______________________________________________________

Рэй Брэдбери (1920) писатель-фантаст

Работа в группах.

Группа 1.

Авторская позиция (как автор видит решение проблемы, важны цитаты из текста).

План ответа (записать в таблицу).

Авторскую позицию следует начинать словами: «Автор считает, что…», «Позиция автора такова:…», «Автор убеждает нас в том…», «Основная мысль текста, а значит и позиция автора, заключается в том…» и т.д.

Далее: «Этот вопрос автор раскрывает на примере…», «Автор обращает внимание на…», «За частными судьбами автор видит…».

        В заключении можно использовать конструкции: «Автор решил показать…», «Он считает, что поднимаемая им проблема важна и актуальна…», «Автор приводит примеры…», «Автор обращает внимание на (цитата)…».

Группа 2.

Аргументы (примеры собственной жизни)

Группа 3.

Аргументы (примеры из литературы, истории, публицистики)

    Вывод по структуре урока:

1.

2.

3.

4.

5.

Из урока я понял(а),_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимательно выслушайте ответ другой группы. Что показалось вам интересным, а что спорным в выводах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Интегрированный урок химии и биологии «Соли в повседневной жизни человека». 9-й класс

Задачи данного урокавыяснить какие соли наиболее часто встречаются в жизни человекавыяснить, на каких физических и химических свойствах основано их применение;развивать практические навыки проведения ...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...