ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..
Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декоративного искусства в жизни человека.
привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитание любви к истории, к культуре других народов, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью, гуашью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dekor_iskusstva_otkrurok.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №35» г.о. САРАНСК
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 5 Б классе 16.02.2018
Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Одежда «говорит о человеке».
Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Составила:
учитель ИЗО Дружевецкая Е.Н.
2017-2018 учебный год
Тема | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в.. Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декоративного искусства в жизни человека. привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Воспитание любви к истории, к культуре других народов, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью, гуашью. |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Уметь сравнивать, оценивать многообразие форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы на основе Западного Европейского искусства. осваивать характерные основные элементы одежды и особенности цветового решения. |
Личностные (ЛР) | Учащийся должен: - уважительное отношение к культуре и искусству другой страны - быть толерантным к культуре и искусству Западной Европы - целостное мировоззрение - уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения; - понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - коммуникативную компетентность в общении со сверстниками - потребность в самостоятельной практической творческой деятельности - умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - постановка цели, решение проблемы; - поиск и выбор информации для творческой работы; - выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы; - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка. - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные УУД: – постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре. Логические УУД: – проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Барокко, жюстокор, камзол. |
Образовательные ресурсы. | Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская. Презентация, шаблоны, краски. |
Технологическая карта урока
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Этап урока / учебная ситуация | Цель этапа | Вре мя | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат этапа | |
Действия учителя | Действия обучающихся | ||||
1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности | Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности. | 1 | Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок, организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Проверка очков, техника безопасности – ножницы. | Ученик ставит перед собой цели и задачи на урок. Выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку. Понимание целей и задач урока. |
2. Актуализация знаний. | Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки. | 3 | Повторение пройденного материала. 2 сл-3 сл.. Давайте вспомним каким был костюм русского народа? - Какая же была одежда в Древнем Китае? Чем Древний Китайский костюм отличается от Древнего Русского костюма? (Древний Китай. Знатные и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.) Определение пробелов в знаниях, расстановка акцентов. | Участвуют в диалоге, вспоминают пройденный материал.. | Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний. |
3. Постановка учебной задачи, первичное усвоение новых знаний. | Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний. | 10 | 4 слайд. О роли одежды в жизни человека Из всех предметов одежда более других связана с человеком. Это как бы его «вторая кожа». Одежда служит практическим целям: греет, защищает. Создает образ, стиль. Одежда – особый знак положения в обществе, его роли. Чтобы разобраться во всем этом, нам придется совершить невероятное путешествие в Западную Европу в XVII в., где складывались свои формы одежды, декора, свои представления о красоте. Что мы с вами должны узнать сегодня на уроке? Что мы должны узнать о костюме Франции XVII в. (Какая была одежда, что носили мужчины и женщины в 17 в, что было неотъемлемой частью костюма Франции 17 в., какие цвета использовались в костюме). – Молодцы. А вы ребята будь те внимательны, активно участвуйте в ходе нашего путешествия и в конце кто-нибудь подведет итог нашего путешествия. Какова была роль декоративного искусства в жизни общества в Западной Европе, например, в XVII веке? Декоративно-прикладное искусство того времени совершенно непохоже на русское и китайское своими цветами, орнаментом, формами, хотя суть декора оставалась та же: выявлять, подчеркивать роль людей и их положение в обществе. Давайте окунемся в искусство Западной Европы Франции 17 в. С нами в путешествия отправятся Лингвист, это человек который нам расскажет о неизвестных словах, которые нам будут встречается.. 5 слайд. Для этого времени характерен стиль барокко (барокко в переводе с итальянского — странный, вычурный). А сейчас экскурсия по Версальскому дворцу и проведет ее для нас экскурсовод Даша. Интерьеры дворцов поражали своим великолепием. Отделка стен, дорогая мебель, красивые вещи стоили огромных денег. Все было направлено на подчеркивание величества короля, выше которого не было во всем государстве. Потолки были расписными и как будто раздвигали пространство, стены украшали нарядные гобелены и огромные зеркала. Хрустальные люстры отражались в зеркале паркетных полов, которые имели интересный орнамент. Лепнина и позолота придавали дворцу торжественность. Парадная мебель была богато декорирована. Подлокотники и ножки диванов и кресел со спинками причудливой формы обтягивали гобеленовыми тканями. Все это выглядело очень нарядно. Давай те скажем спасибо нашему экскурсоводу. Хочу сообщить вам приятное известие «Мы» приглашены на бал к королю Людовику XIV. Но мы не можем появиться на бал в наших современных костюмах, правда же? Поэтому нам нужно познакомиться с отличительными особенностями французского костюма XVII в. Что касается костюма Западной Европы эпохи Средневековья, то он был необычайно красивым и пышным, с огромным количеством украшений, что соответствовало праздничному образу жизни аристократии. И к нам приехали известные модельеры и они с нами поделится своими знаниями о костюмах. Модельер (Дима ) расскажет нам про костюм самого Французского короля Людовика XIV (стр 126 учебник) 6 слайд. Особенно интересен костюм французского короля Людовика XIV, который был монархом с неограниченной властью и выставлял напоказ роскошь и пышность своих нарядов. Его костюм украшали алмазы, бриллианты, золото, серебро, цветные каменья. Роскошь и красота костюма говорили о процветании Франции. Король и члены его семьи носили одежду из парчи, отделанной золотом. На рукаве и плече костюма были швы, что являлось отличительным знаком королевской семьи. Король имел право не снимать головной убор внутри помещения, в то время как остальные мужчины были обязаны снять шляпу при входе куда-либо. Белоснежная рубашка короля имела кружевные манжеты, цветные банты. На ноги король надевал шелковые чулки и изящные туфельки, которые украшали крупные банты-бабочки. Роскошный парик был не просто дополнением королевского костюма, а обязательным атрибутом светского наряда. Французские аристократы подражали своему правителю, стараясь быть похожими на него. А какие же наряды были у его придворных, сейчас нам расскажет наш гость известный Модельер (Никита) расскажет нам о мужском костюме. 7-8 слайд. Модная одежда называлась жюстокором («точно по телу»). Для нас с вами новое слово «Жюстокор» и лингвист Ксения сейчас нам расскажет, что оно означает. Длинный приталенный кафтан чуть выше колен имел широкие манжеты-обшлага на рукавах и низкие карманы у талии. Сбоку привязывался бант. Этот кафтан носили поверх камзола. Камзол — это офицерский мундир, превратившийся в дворянскую одежду. Жюстокор шили из дорогой ткани и украшали золотым и серебряным позументом, вышивкой, лентами и пуговицами на плечах. Жюстокор был одеждой «по привилегии», появляться в нем можно было лишь с позволения короля. 9-11 слайд. Костюм дополняла широкая шляпа-треугольник с пышными перьями. Умение владеть шляпой было большим искусством. Широкая перевязь с богатой отделкой являлась неотъемлемым аксессуаром мужского костюма. Французские дворяне позволяли себе украшать свои костюмы, как правило, по королевскому указу. Количество позументов и богатая вышивка свидетельствовали о социальном статусе дворян. Высшее сословие старалось при помощи костюма подчеркнуть свое привилегированное положение. Ну и конечно же мы должны с вами поговорить о женском костюме. Модельер (Маша) расскажет нам о женском костюме Франции 17 в. (учебник стр 129). 12-14 слайд. Женский костюм выглядел красочно и декоративно. Придворные платья шились из бархата, парчи, атласа и имели богатую отделку. Французские дамы одевались с особым вкусом. Они носили платья с лифом заостренной формы и пышными рукавами, которые украшали оборки, кружева и всевозможная вышивка. Юбки были колоколообразными, верхняя — одного цвета, разрезанная спереди, переходила в шлейф; нижняя была другого цвета. Иногда светские дамы поверх платья носили фартучек. Дополняли женский костюм изящные бархатные туфельки, веера и кружевные перчатки. Головные уборы дам были украшены золотом, серебром и различными камнями, что придавало им особый торжественный вид. Светские дамы также демонстрировали свое положение в обществе при помощи костюма. Специалист по тканям. (Алина). Начиная с XVII века в отделке ткани большую роль играла золотая и серебряная нить. Костюм включал большое количество рельефных украшений, которые создаются объемно из самой ткани. Это ленты, разнообразные рюши, многочисленные оборки и гофрировки, отделка шнуром и многое другое. Орнаменты ткани в стиле барокко. На тканях можно увидеть и огромные цветы необычной формы, завитки, листья и плоды растений. Широко используется кружево, гипюр. Они украшают воротники, манжеты, передники, даже чулки и обувь. 15 слайд. Во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе. | Учащиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, начинают работать. | Обучающихся получили представление о новой теме, стали разбираться в особенностях и отличиях Западно-Европейской одежды Франции. |
4. Зрительная гимнастика и физ.минутка | 2 | Учитель предлагает сделать зрительную гимнастику | Ученики делают зрительную гимнастику | ||
5. Первичное усвоение новых знаний. | 2 | Какой же была одежда Франции XVII в. | Учащиеся вместе с учителем проговаривают какой же была одежда Франции 17 века | Усвоение полученных знаниях. | |
6. Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся. | Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений. | 18 | Не всё, не всё о нашем прошлом Прочесть могли мы в письменах И что оставим за порогом – К нам явится в красивых снах Наверное, бывает с каждым: Ты, видя необычный сон, Уверен, будто жил однажды Той жизнью, - так реален он Досадно было бы проснуться И не запомнить ничего. И хочется туда вернуться. Но покидал ли ты его? Вы считаете одежду Франции 17 в. красивой? - Вот чем мы займемся сейчас: Выберите пожалуйста наряд, в котором вы отправитесь на бал к Людовику XIV. Каждый из вас сейчас выступит в роли волшебников. Раскрасьте свои бальные костюмы в красивые яркие краски. Выберите цвета, которые вам кажутся подходящие к вашему костюму. «Бал эпохи Средневековья». Возьмите пожалуйста карандаши и начинайте работу. Не забудьте украсить одежду деталями. При выполнении работы обратить внимание на ● Аккуратность ● Красочность ● Выразительность А теперь мы приступаем к работе. (Оказание индивидуальной помощи) | Учащиеся, рассматривая учебник и иллюстрации, представленные учителем, начинают работу их задача, Раскрасьте свои бальные костюмы в красивые яркие краски. Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного костюма; | Закрепление знаний и умений: Создают свои бальные костюмы. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
7. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий. | 2 | Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, выявить плюсы и минусы творческой работы | Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий. | Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы, уровня овладения способом деятельности. |
8. Итог. Рефлексия деятельности. | Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся. | 2 | Повторение пройденного на уроке материала, анализ детских работ, их готовности. На доску вывешиваются работы учащихся. - Ребята, что вам понравилось на уроке, где вам в жизни пригодятся эти знания и навыки? А сейчас итог нашего путешествия подведет Даша и Алина. | Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Умение оценивать результаты собственной деятельности. |
9. Домашнее задание. | Повторение изученного материала на данном уроке. | 1 | Принести необходимые материалы для следующего урока. Закончить костюма придворного Франции. | Запись домашнего задания в дневник. | Подготовка к завершению творческого задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. 5 класс. ИЗО. «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Поурочноу планирование по ФГОС....
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Французский костюм 17 века.
Конспект урока для 5 класс с учетом ФГОС...
Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"
Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"...
Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...
Роль декоративного искусств в жизни человека и общества
(текстильный коллаж) 5 класс 2 урокЦель: обучение аппликации разноцветными лоскутками, развитие художественно- творческих способностей учащихся, понимание красоты, воспитание и...
План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.
Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"Роль декоративного искусства в жизни древнего общества"...