Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Гаврилова Наталья Александровна

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества". Это один из последних уроков в четверти, урок обобщение знаний, полученных в четверти. Я связала эту тему с русским прикладным искусством,а именно с Гуслицкой росписью, которую развивают в нашем городе и в нашей гимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Учитель изобразительного искусства МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевска Московской области Гаврилова Н.А.

Применение групповых, игровых, проектно-исследовательских технологий  на уроках изобразительного искусства.

Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Цель урока:  вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение. 
Планируемые  результаты: 

В познавательной сфере: - узнавать элементы Гуслицкой росписи.

Развивающая: - развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательная: - воспитание нравственно-эстетического отношения к прикладному искусству, любовь к своему краю.

УУД:                                                                                                                       Личностные: Формировать мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека. 

Познавательные:  Анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез – составление цельного образа из характерных элементов.  Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. 

Коммуникативные: Принимать участие в работе коллективом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Формы работы:

Групповая работа –сценка «Девичьи посиделки»

Индивидуальная работа над узором.

Проектно-исследовательская работа-участие в общегимназическом проекте по изучению Гуслицкой росписи.

Оборудование для учащихся: акварельные краски, шаблоны для росписи, палитра, альбомный лист, кисти, баночка с водой, тряпочка;                                                                                  для учителя: иллюстрации,  бумага, кисть, краски для демонстрации мазка, компьютер.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас последний урок в четверти, и нам нужно подвести итог тому, чему мы научились за эту четверть. А говорили мы о роли декоративно-прикладного искусства в обществе, о том, зачем людям украшения и как одежда говорит о человеке. Всю четверть мы виртуально путешествовали не только по разным государствам, но и во времени. И судя по моему наряду вы, наверное, догадались, что урок наш  будет необычный. Мы опять отправимся в путешествие, но теперь в древнюю Русь.  Попытаемся узнать, а как на Руси одежда говорила нам о человеке и его положении в обществе. Мы с девочками из вашего класса приготовили вам небольшой сюрприз – маленькую сценку «Девичьи посиделки».

Сценка «Девичьи посиделки».

Давайте посмотрим.                                                                                                                              Ведущая:

-Скоро и девочки на посиделки придут. А как весело –то у них на посиделках: и песню спеть, и сказку рассказать, и игры играть, и плясать – на всё горазды. А уж какие рукодельницы они, мастерицы: кто вяжет, кто кружева плетёт, а кто вышивает. Ну, подожду ещё немножко, а за работой и время быстро летит. Где тут моё веретёнце?

Ведущая занимается рукоделием и поёт песню «Крутись веретенце».

Крутись, веретёнце,
Крутись, веретёнце,
Ниточка поёт, разговор со мной ведёт.
Крутись веретёнце,
У прялочки донце
Золотом горит, чудо-сказку говорит.

Ой ты прялочка, ты моя подруженька,
Ты моя подруженька,
Я признаюсь:
Во работушке да и во заботушке,
В моём горе-радости
Ты со мной.

Крутись, веретёнце,
Крутись, веретёнце,
Ниточка поёт, разговор со мной ведёт.
Крутись веретёнце.
Стук-стук под оконце -
Аннушка пришла и подруженек нашла.

- Здравствуй, хозяюшка. Мы с подружками на посиделки пришли, рукоделье принесли.

Ведущая-Ой, вы, девицы красавицы, душеньки подруженьки, проходите гости милые в нашу горницу, во светлицу, будем шить, вышивать, да песни напевать.                                                                                                

Заходят девушки . В руках у них рукоделие: вышивка, вязание, короба с куклами.                                                                                                                   Песня «Прялица», поют, водят хоровод.                                                                                

Уж ты прялица, кокорица моя,
Пойду вынесу на улицу тебя,
Буду прясти попрядывати,
По беседушкам похаживати.


Позолоченая прялица

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится.


Из колодца воду черпала,
Уронила в воду зеркало,
Уронила - не разбилося,
Полюбила - не ошиблася.

Уж ты прялица, кокорица моя,
Золотою краской выкрашу тебя,
Буду прясти попрядывати,
По беседушкам похаживати.

Ведущая. Гляжу,  кукол принесли с собой.

– А как же нам без кукол, в каждой семье их много, а в некоторых и до ста штук насчитать можно.

- Да где же нам ещё похвалиться своим мастерством и умением, как не на посиделках.

- Вот они, наши куколки - красавицы.

Девушки хвалятся своими куклами, рассказывают о них.

1- В красном углу хранится моя кукла Метлушка. Если в доме разлад, вымету его метёлочкой в открытое окошко, всё и наладится.

2-Успешница  создавалась специально для тех случаев, когда удача в каком-то деле была необходима. Считается, что Успешница  поможет в важном деле. На боку у куколки –сумочка, в которой и находится успех.

3- А у меня Ведучка – куколка изображает кормилицу, или мамочку, которая ведёт своего ребёнка по жизни. Особенность такой куклы в том, что руки мамы и ребёнка - одно целое.

4-Крупеничка была главной куколкой. При сборе урожая её наполняли зерном. Первые горсти при посеве зерна брали из неё. Куколку наряжали и бережно хранили. Считалось, то именно она принесёт в дом достаток и благополучие.

5- Моя Кубышка – травница наполнена лекарственными травами, помни её в руках – и по дому разольётся  аромат душистых трав. По традиции эта куколка должна содержать шесть узлов: большой узел – тулово, поменьше – голова, два маленьких – в руках у куколки, ещё два образуют грудь.  Кубышка - травница не только укрепляет здоровье, но и отгоняет злых духов.

6-Столбушка – это берегиня дома. В основании её столбик из поленца или скатанной материи. Делали её безликой, чтобы злые духи не смогли вселиться в неё и не навредить жителям дома.

7- Кукушечек  делали перед Троицей. Девочки в лесу водили хороводы, обменивались венками, соломенными куколками и кумились: «Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих – общая жизнь. Ни радость, ни слёзы, ни слово, ни случай – нас не разлучат». А потом кукушечек прятали, хоронили, чтобы избавиться от плохих качеств кукушки.

8- Рукодельные посиделки начинались всегда с изготовления обереговой куклы – помощницы Десятиручки. Она делается из лыка или соломы. А ещё такую куколку дарили молодухе на свадьбу, чтобы она всё успевала.

Ещё одна куколка – помощница – Параскева Пятница: богиня рода и судьбы, один из самых сильных символов.

 – А что, подруженьки, давайте Параскеву ладить.                                                   – И то верно, Параскева в доме, и работа спорится.                                                       – Да уж, Параскева женская помощница во всех делах и ремёслах.                   – А ещё, она хранительница семейного благополучия, счастья.  

Ведущая – а что вы для Параскевы принесли?

  1. Я поясок сплела
  2. Я рубашку сшила.
  3. А я ленту красивую принесла.
  4.  И у меня лента.
  5. А я платочек нарядный Параскеве подарю.
  6. У меня бусы.
  7. А я фартучек вышила.

- А давайте споём весёлую песню.

Девушки мастерят куклу Параскеву из палочек и различных тканей, лент, украшений, ведущая им помогает. Звучит песня «Ду вай дай», девушки танцуют задорную плясовую.          

  Ведущая.– Ну вот и Параскевушка наша готова!  

-Ой, девчата, какая  у нас Параскева ладная, да красивая.

- Пора и за работу приниматься.

Да, действительно, пора и за работу. Спасибо, девочки, а теперь рассаживайтесь по своим местам.

Скажите, ребята, а на этих посиделках одежда на девушках была нарядная или повседневная? (Нарядная).  Как вы об этом догадались? (Цвет, украшения, форма головного убора – всё говорит нам о том, что это нарядный костюм). Хорошо, а как мы можем определить положение человека в обществе   по этому костюму? К какому сословию он принадлежит? (Это крестьянский костюм – рубаха и сарафан основные элементы народного крестьянского костюма).  

А как вы думаете, в  Древней Руси женская одежда богатых  и бедных чем отличалась? (Украшением, основная одежда рубаха и сарафан). В зависимости от социальной принадлежности ее обладателя рубаха отличалась материалом, длиной, орнаментом. Длинные рубахи выполнение из цветных шелковых тканей, украшенные вышивкой и драгоценными камнями однозначно могли себе лишь князья и вельможи. В то время, как простой человек во времена Древней Руси довольствовался одеждой изо льна.

А в каком ещё государстве одежда отличалась в основном украшениями? (В Древнем Египте).

В каком государстве простолюдинам запрещалось носить одежды жёлтого цвета и почему? (В Древнем Китае, т.к. это был цвет императора).  А  на Руси были ли какие – то запреты в цвете для бедных? (Нет).

В повседневности одежды были попроще, не маркие, т.к. приходилось много работать, а уж в праздники наряжались. Скажите ребята, а в крестьянских семьях были дорогие одежды из парчи, шёлка, с жемчугом, дорогим бисером и стеклярусом? (Да. В основном это свадебные наряды, которые передавались от бабушки к внучке, или от матери к дочери. Они бережно хранились в сундуках. Это была семейная реликвия, драгоценность).
О русском народном костюме мы говорили ещё в первой четверти, и в связи с этим у меня к вам такой вопрос: какие основные элементы орнамента использовались в вышивке, украшениях? (линии прямые и волнистые, ломаные, цветы и травка, листья и ягоды, изображения солнца, птиц, дерева). Вышивка и рисунки на одежде выступали в роли оберегов, считалось, что они способны защитить человека от бед и злых сил . Какие цвета характерны для нарядных костюмов? (красный, синий, зелёный, жёлтый, малиновый, голубой и т.д.).

Молодцы.  Я приготовила к сегодняшнему уроку вот такой  рисунок: девушка в русском костюме. Рассмотрите его и скажите, чего не хватает для нарядности этого костюма? Не хватает украшений, орнамента. Ещё такой вопрос: в каких цветах выполнен рисунок? (синий, красный, жёлтый, белый).  В какой росписи мы встречаем эти цвета, они там основные.  (В гуслицкой).

В этой четверти мы провели с вами огромную работу по изучению этой уникальной росписи, её излюбленных элементов – цветочек, птица, завиток, познакомились с построением орнамента.  На уроках технологии учились росписывать по дереву акриловыми красками. Давайте и сегодня украсим нашу русскую красавицу гуслицкими узорами.

На партах у вас лежат заготовки, которые я взяла с ваших эскизов и немножко их доработала. Ваша задача правильно нанести штрихи на эскиз, использовать нужные цвета. Какие краски вам понадобятся?  (синяя, красная, жёлтая, зелёная).

Небольшая разминка, смотрим на меня и повторяем за мной.

Физкульминутка. 

  1. Разминка для глаз. 

«Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: где окно, а где кино. Обведу я ими круг, посмотрю на мир вокруг».

  1. Разминка для пальчиков.

«Мы ладошки потрясём, каждый пальчик разомнём. Чтоб красиво рисовать, нужно пальчики размять. Раз, два, три, четыре, пять – за рисунок будет «пять».      

  1. Разминка для позвоночника. 

«А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело».                            

Практическая часть урока.

Приступаем к работе, будьте аккуратнее, снимайте лишнюю воду с кисточки о салфетку, пробуйте мазок на тренировочном листочке, работайте кончиком кисточки. Не забывайте, что мы заштриховываем только часть лепестка, чтобы получилась иллюзия воздушности, объёма. Я напомню, как правильно наносить мазок.

Показ учителем нанесение мазка на лепесток.

Дети расписывают заготовку акварельными красками. Звучит лирическая народная музыка.

По мере того, как ребята заканчивают роспись заготовки. Элементы вклеиваются в общую работу – украшение костюма.

Итог урока.  Ну вот вы и нарядили нашу русскую красавицу, а помогли вам в этом знания и умения, которые вы получили в этой четверти на уроках ИЗО и технологии. И конечно все вы стали участниками нашего общегимназического проекта по изучению Гуслицкой росписи.

Рефлексия. Чем вам запомнился сегодняшний урок? Вы хотели бы, чтобы у нас были ещё такие уроки? Мы обязательно это сделаем.

Спасибо вам за урок, приводим рабочее место в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"...

Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...

Роль декоративного искусств в жизни человека и общества

(текстильный коллаж)  5 класс   2 урокЦель: обучение аппликации разноцветными лоскутками, развитие художественно- творческих способностей учащихся, понимание красоты, воспитание  и...

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...