Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Е. Сухининой "Брошка с Мадонной"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Цель урока - воспитание уважения, любви к льдям, умения отвечать за свои поступки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: " Да мамка она моя!"

(урок  внеклассного чтения          

по рассказу Н. Е. Сухининой "Брошка с Мадонной ")

Цель:

Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе                                 Н. Е. Сухининой "Брошка с Мадонной ".

Задачи:
1. Совершенствовать навык монологической речи.                                             2. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное,  сравнивать).                                                                                                                        3. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки.

I. Организационный момент

Дом - где уютно и тепло,

Где любят искренне и ждут,

Где даже в сумерки светло,

Где никогда не предадут,

Где верят искренне в тебя,

Не врут для выгоды иль так,

Не лицемерят, не хамят,

Не осуждают каждый шаг,

Где пред иконою Христа

Лампадка трепетно горит,

Где сердцу радостно всегда

И где любовь тебя хранит.

- Это стихотворение я написала, когда размышляла над темой нашего урока. О чём оно? Какое слово в нём можно считать ключевым?

- Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, если тема его напрямую связана с темой стихотворения.

- Будем говорить  о доме и в прямом, и в переносном значении слова. Урок  мы будем строить на основе рассказа  Н. Сухининой «Брошка с Мадонной, который вами прочитан дома.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Составим смысловой ряд к слову "дом "(тепло, уют, покой, стены, родители, дети, смех, радость)

2. Согласны ли вы с утверждением, что дом - это не только стены, крыша, не только обстановка, а взаимоотношения между родными  людьми, проживающими в нём.

3. Вспомните лица своих родителей, братьев, сестёр и улыбнитесь. Поблагодарите Бога за то, что эти люди есть в вашей жизни. Они ваша семья, ваш дом, ваша поддержка и опора.

III. Рассказ от имени героя

Но иногда люди сами гонят из своего дома счастье. Глядя на них сердце стынет от тоски.

Рассказ от лица Рустика, главного героя рассказа«Брошка с Мадонной»

Рустик : Я часто стоял около монастыря и просил деньги для своей мамки. Нет, мне не нужны были яблоки или конфеты… Только деньги. Моя мамка не могла работать, она болела. Нет, она не хотела пить, но из-за болезни пила.

  Было время, я подрабатывал – машины мыл. На заработанные деньги к зиме я купил рис, гречку. А мамка…и крупу пропила.

   Как-то я в монастыре попросился пожить, но не смог без мамки…Для нее я украл ко Дню рождения и брошку с Мадонной. Она было захотела ее продать, да никто не покупал. Так она, еще с вечера пьяная, стала топтать ее своими ботинками. Я бросился спасать брошку, но мамка отдавила мне палец ногой. Видите, опух? Больно! Но я не обижаюсь на нее. Она ведь болеет. Да и мамка она моя! Да и люблю я её очень!

IV. Беседа 1 этап

 1. Назовите ключевые слова в монологе Рустика и прокомментируйте их.

(мамка, деньги, пьяная, болеет, больно)

2.Почему случилось так, что мальчик говорит о своей маме как о больной?

3. На протяжении всего повествования мальчик много раз говорит о маме, но сама она появляется лишь в самом конце.

Читаем фрагмент рассказа

"Уехал Рустик. А мамка ищет его теперь повсюду, потому что совсем стало невмоготу без сыновних «гонораров». Говорят, приходила в Лавру скандалить. Говорят, очень страшная, почти чёрная, с ногами в болячках, пропахшая мочой, в рваных калошах на босу ногу"

Нам становится ясно, что мать Рустика действительно больна. Название этой болезни  - АЛКОГОЛИЗМ.

Это болезнь, которая разрушает и личность человека, и мир в его доме. Она из той же серии, что и  НАРКОМАНИЯ, ТУНЕЯДСТВО, ТЩЕСЛАВИЕ, БЛУД, ЗЛОСТЬ, ЗАВИСТЬ, НЕНАВИСТЬ. Это в понимании христианина - грехи.

4. Но обратим внимание на то , что в монологе мальчика неоднократно звучит слово "ЛЮБЛЮ".

Что такое любовь?

(варианты детей)

Любовь - то чувство, которое творит чудеса. Все чувства мальчика обращены к маме, которую он любит всей душой.

5. Автор называет Рустика маленьким побирушкой с чутким сердцем преданного сына. Как это понимать? Прокомментируйте, используя фрагменты текста.

(для чего он зарабатывает деньги, покупает крупу, ворует в Лавре шпроты; почему не осуждает, а оправдывает мать алкоголичку и т.п.)

Автор : "Я завидовала его беззлобному сердцу, его такой жертвенной, такой редкой любви"

6. А мать Рустика?

Автор задает  вопрос: "Разглядит ли она когда-нибудь, хоть с похмелья, какой великой любовью одарил её Господь? Ужаснётся ли её сердце в страшном прозрении? "

 

Как мать Рустика принимает эту великую жертвенную любовь?

(заработанные мальчиком деньги  - пропивает, купленную им же крупу -пропивает, подаренную на День рождения брошку с Мадонной  - растаптывает ногами)

Но любовь в душе этого маленького человечка она на смогла растоптать.

7. Когда станете взрослыми и у вас будут свои дети, что вы должны помнить, создавая уют в своём доме, воспитывая детей?

V. Беседа 2 этап

Но всё-таки Рустику удалось обрести дом

"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". ~ Матф. 11:28, 29

Не случайно за помощью Рустик приходит в Троице-Сергиеву Лавру, потому что понимает, что в доме Господнем его не отвергнут.

1. Как отнеслись к нему монахи?

(кормят, одевают,  не ругают за кражу, приучают к молитве

2. Куда отправили  Рустика после того, как его мать лишили родительских прав?

"А потом мамку лишили родительских прав, и, по договорённости с городскими властями, Лавра решила отправить мальчика-побирушку в вологодское село, где создана православная община и где живут такие же, как Рустик, неприкаянные дети. Там их учат считать и молиться, писать и катать свечи, читать и не держать на людей зла".

За что родителей лишают родительских прав?

3. Что такое молитва?

Молитва — это встреча с Богом. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его.

Знаете ли вы какие-нибудь молитвы?

Есть пословица : "Молитвой дом держится".

Как вы понимаете её смысл?

4. Обратите внимание на следующие слова батюшки, которыми он старается успокоить Рустика:

"Он долго не соглашался ехать, всё горевал о болящей мамке, которая без него пропадёт. Опытный батюшка потихонечку подготовил Рустика к отъезду:
- Ты должен помогать маме не копейками на водку, а молитвой. Вот выучишься, может, Бог даст, семинарию закончишь, возьмёшь её к себе, а пока ей лечиться надо. Сам говоришь, болеет..."

Как вы думаете, о чём Рустик будет просить в своих молитвах?

VI. Обобщение изученного

Пожелайте  что-либо мальчику.

Каким вырастет Рустик? Сможет ли он найти себя в нашем сложном мире?  Вопрос  открытый. Всё на волю Господа. То, что нас не ломает, то делает сильнее.

И, как сказал блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Нужно в молитвах доверить Богу всё, что беспокоит, и жить по его законам и правилам.

VII. Домашняя работа  

1. Устно ответить на вопрос :" Над чем заставил меня задуматься рассказ "Брошка с Мадонной"

2. Письменно составить синквейн "Дом"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шедевры Дрезденской галереи. Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Подборка материала для классного часа "Шедевры Дрезденской галереи.Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»."...

классный час "Мадонна Поклонной горы"

Классный час предназначен для учащихся 5-11 классов с целью :  -воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в год...

"Моя Мадонна" (литературная гостиная)

Литературная композиция посвящена жене А.С. Пушкина - Н.Н.  Гончаровой....

занятие по теме «Подготовка к сочинению по картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» на основе личных впечатлений»

Данное занятие в рамках элективного курса "Жанры школьных сочинений" позволяет помочь в обучении составлению рецензии на произведение живописи;совершенствование умения составлять отзыв о произведении ...

Литературно- музыкальная композиция "Моя Мадонна"

Скоро 8 марта. Вместо привычных развлекательных мероприятий можно провести  литературно-мк=узыкальную композицию " Моя Мадонна". Разработка не совсем новая, но очень содержательная. Посвяще...

Урок внеклассного чтения по рассказу Н .Сухининой "Брошка с Мадонной"

Цель урока - рассмотрение нравственных проблем, поставленных в рассказе Н. Сухининой...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...