Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) по теме

ТКАЧЕНКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Это далеко не новое явление. Как известно, в конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы. 

Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами  проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков, бинарных уроков. Уже тогда между учителями МХК и литературы наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.

Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.

Главными идеями интеграции  сегодня  являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • диалогичность (истина рождается в процессе диалогического общения).

 

Настоящий урок иллюстрирует этот опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          «Увидеть в капле океан...»

(Роль художественного пространства в идейном содержании сонета А.С.Пушкина «Мадонна»)

Тип урока

     интегрированный (литература и мировая художественная культура);

Цель урока:

     - исследование художественное пространство в сонете А.С.Пушкина «Мадонна» и открыть множественность его смыслов;

Образовательные задачи:

     - подвести учащихся к выводу о гармонии и красоте в мире;

     - формировать навыки сопоставительного анализа через диалог искусств (сонет А.С.Пушкина и картина Рафаэля «Бриджуоторская мадонна»).

Возраст

     9 класс- 11 класс

Оформление урока:

     - портрет К.Брюллова «Наталья Николаевна Гончарова»;

     - сонет А.С.Пушкина «Мадонна»;

     - репродукция картины Рафаэля «Бриджуоторская мадонна»;

Описание: http://www.rafaelsanti.ru/txt/img/60bridzhb.jpg

     - музыка В.А.Моцарта;

Урок проводят:

      Ткаченко Юлия Николаевна, учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы школы №35 г.Рыбинска;

      Белякова Людмила Михайловна, учитель высшей категории, учитель мировой художественной культуры школы №35 города Рыбинска, кандидат культурологии

                                                                                   .................................  Творец,

                                                              Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна...

                                                                                                             А.С.Пушкин

I. Эмоциональное погружение в тему урока.

     (Чтение наизусть сонета учителями)

Ю.Н.                 Не множеством картин старинных мастеров

                          Украсить я всегда желал свою обитель,

                          Чтоб суеверно им дивился посетитель,

                           Внимая важному сужденью знатоков.

Л.М.                  В простом углу моем, средь медленных трудов,

                          Одной картины я желал быть вечно зритель,

                           Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

                           Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Ю.Н.                  Она с величием, Он с разумом в очах –

                           Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

                           Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

                            Исполнились мои желания, Творец

                            Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

                            Чистейшей прелести чистейший образец.

Ю.Н. Ей было 16, когда он впервые увидел ее на балу.

Л.М. Когда он увидел ее в 1828 году на балу, он был пленен ее красотой и величием.

Ю.Н. Когда он увидел ее в первый раз, он даже не смел мечтать о том, что спустя три года он поведет ее под венец.

- Вы узнали о ком идет речь?

(Учащиеся называют автора сонета и адресата – Н.Н.Гончарову-Пушкину)

Учитель МХК открывает портрет К.Брюллова «Н.Н.Гончарова»

Ю.Н.

     - Обратимся к тексту произведения. Кто желает прочитать этот удивительный сонет? А, может быть, кто-то это сделает наизусть?

(Повторное прослушивание сонета с визуальной опорой (тексты произведения имеются у каждого ученика)).

Предугадывая некоторые затруднения в толковании слова «Сион», выносим его в словарь урока.

Ю.Н.

    - Какой предстает перед нами Мадонна?

(Скромной, величественной, очень красивой, пленительной, идеальной, чистой и нежной, божественной и др.)

Зачитывается эпиграф и объявляется тема.

I. Материально-чувственное восприятие сонета А.С.Пушкина «Мадонна» и картины Рафаэля «Бриджуотерская мадонна».

Л.М.

     А известно ли вам, что история создания сонета тесно связана с произведениями великих мастеров эпохи Возрождения, перед которыми Пушкин мог стоять часами, любуясь царственной гармонией и вечной жизнью, запечатленной на все времена.

Ю.Н.

   «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды...»,- пишет своей жене Пушкин 30 июля 1830 года.

Л.М.

     Речь идет о картине Рафаэля «Бриджуоторская мадонна», старинная копия которой была выставлена в книжном магазине Сленина в Петербурге.

                  (Репродукция картины размещается на доске)

Ю.Н.

«Увидеть в капле океан» поможет диалог: диалог между картиной (так условно договариваемся называть в ходе урока репродукцию) и сонетом[1], между авторами и эпохами, между авторами и нами, живущими в XXI веке.

Л.М.

А чтобы «не утонуть» в океане произведений, предметом исследования выбираем художественное пространство.

Термин «художественное пространство» вынесен в словарь урока.

Ю.Н. Наша задача – не только определить свойства и особенности ХП в этих произведениях, но и сделать вывод: как ХП помогает открыть смысл или смыслы сонета.

Л.М. Для успешной работы мы с вами определим две группы, условно назовем их «художники» (те, кто будут работать с картиной) и «поэты» (те, кто будет исследовать ХП сонета).

С целью экономии времени и четкости в уроке учащимся на перемене  было предложено взять карточку зеленого или красного цвета, что в дальнейшем и стало сигналом: красный цвет – «художники», зеленый – «поэты».

Учащиеся распределяются на две группы, учитель литературы работает с группой «поэтов», а учитель МХК  с группой «художников».

Время обсуждения в группах – 5 минут, в течение которых звучит музыка В.А.Моцарта.

III. Творческая лаборатория.

Группе «поэтов» предложены следующие вопросы для исследования:

- Выделите в тексте все слова, которые указывают на место действия.

(обитель, простой угол, холст, облака, пальмы Сиона)

- Можно ли согласиться с Ю.Лотманом, что в сонете Пушкин изображает два художественных пространства? Докажите или опровергните эту мысль.

(Да, это земное и небесное пространство).

- Представьте эти два пространства в виде графического рисунка.

- Заполните этот рисунок ключевыми словами из текста.

- Поместите эпиграф урока в пространство рисунка. Объясните свой выбор.

- Объясните смысл художественного пространства в раскрытии идеи произведения.

(ХП в сонете имеет множественность смыслов:

философский – жизнь наполняется смыслом, когда к человеку приходит настоящая любовь;

нравственный – любовь окрыляет и помогает видеть добро и творить его;

эстетический – любимая расцвечивает мир удивительными  красками, пленяя своей собственной красотой, она помогает постичь гармонию в мире)[2].

Группе «художников» предложены следующие вопросы для исследования:

- как известно, ритм играет важнейшую роль в любом произведении искусства, так как именно это средство придаёт статизм или динамизм  художественному образу. Исходя из этого, сравните пространство в представленных произведениях, найдите общие и различные сходства;

- в произведении живописи особым «языком» обладает колорит, в произведении литературы – цветопись. Проиллюстрируйте цитатами из стихотворения колорит картины.

IY. Подведение итогов урока

                                                                               

                                                                                                            

     


[1] С термином «сонет» учащиеся знакомы, но попутно дефиниция жанра в начале урока повторяется.

[2] Приблизительный вариант ответа, к которому должны прийти на уроке дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры.

Работа представляет методические материалы по созданию уроков литературы и мировой художественной культуры в технологии веб-квестов. Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкамhttp://nsportal.ru...

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.

Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях  ро...

Заключительный интегрированный урок литературы и английского языка Сонеты Шекспира

Заключительный урок по творчеству Шекспира, в частности, по его сонетам, на английском и русском языках и анализ влияния его произведений на сонеты Дельвига, Ахматовой...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и английского языка. Сонеты У. Шекспира.

Интегрированный урок литературы и английского языка.Сонеты У. Шекспира. Може т быть использован для работы в 9-ых классах для детей с ОВЗ...

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)

Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)...